Цели:
- Актуализировать представления школьников по вопросу внешней политики России начала XX века; проанализировать причины, основные этапы, итоги, последствия и историческое значение Русско-японской войны;
- Формировать соответствующие хронологические и картографические умения, а также умения самостоятельно работать с учебником и другими источниками информации, давать на их основе обобщающую характеристику исторических фактов по предложенному плану, приводить готовые оценки исторических событий и делать собственные аргументированные выводы;
- На фактах противоречивого развития России начала XX века, с одной стороны, формировать чувства гордости и уважения к ее заслугам и достижениям, с другой – чувства сопричастности драматическим страницам ее истории.
Тип урока: изучение нового материала, с использованием инновационных технологий.
Задача: создание карты – схемы по теме.
Оборудование:
- мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”;
- отрывки из учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская война 1904–1905 гг.”
- оформление на доске структурного блока по теме.
- технологическая карта – схема военных действий (возможно использование контурной карты)
Словарь терминов: – экспансия; сателлит.
Эпиграф к уроку:
(При чтении эпиграфа и вступительном слове к уроку звучит мелодия вальса “На сопках в Маньчжурии”.)
„ Я не знаю, кому и зачем это нужно,
Кто послал их на смерть недрожащей рукой
Только так бесполезно, так зло и ненужно
Опускали их в вечный покой…”
А.Вертинский
Ход урока
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний учащихся по теме |
Война – величайшее кощунство в природе и обществе. Но
творят его люди. Значит, это – историческое событие и оно имеет свои
причины и последствия.
Мы уже имеем представление об этом периоде истории и наша задача обобщить знания, соединить их воедино и составить блок-карту к этой теме. А также определить положительное и отрицательное значение этой войны, чтобы гордиться одним и не быть равнодушными к зловещим ошибкам истории. 1. Начнем с обобщение внешней политики государства, из чего мы сможем выявить причины войны. – В какой сфере деятельности государства берут они свое начало? – Главная задача в Европейском направлении внешней политики? – Для чего нужен был мир в Европе Николаю II? – Главное направление в Восточно-азиатском вопросе? – С какой страной возникают противоречия? |
|||||
II. Изучение нового материала
1. Определим противника |
|
|||||
2. Причины войны |
|
|||||
3. Соотношение сил |
|
|||||
4. Повод | 31декабря 1903 года Япония отправила ультиматум России о признании ее исключительного права на Корею и Маньчжурию 22 января 1904 года телеграмма с положительным ответом, идущей на уступки России, задержана японцами и “дошла” до японского правительства после объявления Японией войны. |
Ход военных действий.
- Работа по структурированию блоков по этапам военных действий строится на основе прочитанного учебного материала и просмотру отобранных отрывков из учебного документального кинофильма по теме “Русско-японская война 1904-1905 гг.”.
- В результате работы будет составлена хронологическая “лента времени”. Для оформления работы используем подготовленные технологические карты. Оборотную сторону заполняют ученики в течение урока, по мере ознакомления с этапами военных действий.