С приходом нового тысячелетия в мировом сообществе произошли глобальные изменения, охарактеризовавшиеся сменой акцентов важнейших позиций в различных областях международных отношений – политике, экономике, культуре. С интеграцией России в мировое экономическое пространство, с развитием современных технологий, открытостью Российского государства для иностранных инвестиций, расширились возможности взаимовыгодных связей в различных сферах деятельности, что, в свою очередь, открыло путь к сотрудничеству с зарубежьем, потребовало улучшения подготовки специалистов, способных не только обладать знанием иностранного языка в определенной области, но и воспринимать ситуации общения в конкретных условиях, исходя не из собственного уровня отношений к окружающему миру, а в соответствии с нормами и правилами, вошедшими в жизнь людей и определенными культурой поведенческой реакции для данной страны, в соответствующих случаях , что повлекло необходимость изменения методики преподавания иностранного языка в высшей школе и внедрение новых подходов к изучению языка в школе с опорой на более глубокое познание культуры народа, норм и правил общения и реакции на конкретную поведенческую норму.
Хотя основной формой обучения языку в школе остается урок, в последние годы меняются и совершенствуются способы подачи материала и приобретения знаний детьми. Опробуются новые педагогические технологии, опирающиеся на последние достижения науки, позволяющие интегрировать знания, и нацеленные на достижение высоких результатов, предъявленных временем.
В последние годы школьная система находится в постоянном поиске новых возможностей улучшения преподавания иностранного языка в свете современных требований. Мы получили доступ к новым учебникам (К. Кауфман, М. Кауфман, “New Millenium English”, Н. Н. Деревянко, С. В. Жаворонковой и других,) и УМК, в которых ведущие авторы страны, совместно с американскими и британскими коллегами, воссоздают реальные ситуации в диалогах определенных групп людей с приближенной вариантностью адекватной реакции на высказывание, готовым поднять планку реальных возможностей школы дать хорошие итоговые результаты обученности детей. В учебниках воссоздаются образы, которые в доступной форме знакомят российского школьника с реалиями жизни западных сверстников, с историей страны изучаемого языка, культурой, традициями, обычаями и бытом носителей изучаемого языка. Авторами учебников предложены речевые клише по темам. Учащиеся знакомятся с наиболее употребляемыми пословицами, крылатыми выражениями, или идиомами. Школьный учебник определяет содержание и направление образования, помогает выбрать соответствующие технологии, модель определенного опыта, которые соответствуют возможностям, применительно к данным условиям, помогает реализовать поставленные цели и задачи в процессе обучения. Рабочие тетради на печатной основе предоставляют разнообразный материал по изучаемой теме. Учитель и ученики становятся непосредственными участниками авторского проекта, способными претворить в жизнь замыслы ведущих педагогов нашей эпохи.
Современное общество диктует современные подходы и в области языкознания. Еще в начале 90-х годов ХХ века Е.И. Пассов указывал на существование противоречия в области языкознания в нашей стране. Он писал о расхождениях в запросах общества к уровню готовности специалистов общаться с носителями языка с адекватной реакцией на ситуации, продиктованные сложившейся культурой и формой общения в конкретной стране и сложившейся системой обучения иностранным языкам, не способствующей достижению высоких результатов “иноязычной грамотности”. Уже в те годы в работах педагогов – исследователей вопросов языкознания И.И. Халеевой (1989 г.), Л.П. Крысина (1990 г) и других закрепился термин “языковая личность” в детальном разъяснении и были приоткрыты новые возможности эффективного обучения иностранному языку с перспективой достижения взаимопонимания в общении. Успешно внедренные в систему обучения ИЯ коммуникативные подходы позволили достичь неплохих результатов в обучении учащихся говорению и общению на языке.
Перед учителем российской школы на современном этапе стоит серьезная задача пересмотра целеполагания при обучении ИЯ, своей позиции и места на уроке, а также роли, отводимой ученику в процессе урока. В настоящее время в нормативную и практическую составляющую образования вошло понятие образовательных компетенций, что позволит разрешить назревшую школьную проблему в России, когда ученики, овладев достаточно высоким уровнем теоретических знаний, затрудняются применить их на практике для решения проблемных задач в определенных ситуациях. Все большее число педагогов склоняется к преобладанию доли самостоятельности самих учащихся при изучении вопросов, поставленных на уроке. Модернизация образования в нашей стране на ближайший период предполагает не только обеспечение детей суммой знаний, но и на воспитание самостоятельной и творческой личности, способной к конкретному применению их в реальной жизни, самосовершенствованию, созданию новых приоритетных проектов и их реализации на основе получения универсальных знаний . Школе надлежит принять прямое участие в формировании ключевых компетентностей, определяющих качество знаний, что и отражено в новых государственных образовательных стандартах. Так Питер Клайн ярко выразил свое отношение к умению самостоятельного поиска и разрешения проблем: “ Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала.”
Что же отводится учителю? Каковы его функции ?
- Учитель – стратег и организатор рабочего сценария. Он режиссер, планирующий эпизоды или этапы урока.
- Он продумывает методы и формы, способные реализовать задуманное.
- Он – “метеоролог” и прогнозирует возможные сопутствующие ситуации на уроке в силу достаточной осведомленности о способностях и особенностях учащихся, с которыми ему предстоит работать и достичь определенных результатов.
- Он – “гид”, ведущий к намеченной цели.
- Учитель – ненавязчивый корректор и помощник, который поможет учащимся довести начатое до конца, справиться с проблемой.
- Он – “ ревизор и эксперт ”, с опережением предвидящий итог работы и учитывающий недоработки совместных действий.
- В лучшем случае, он – творец и маг, привносящий элементы чуда, способные раскрыть посильные возможности каждого ребенка в совместной деятельности в ходе урока.
Невозможно отбросить весь существующий опыт, накопленный школой на протяжении многих лет развития педагогической деятельности. Учитывая специфику современного урока и запросов общества, нужно чтобы каждый урок был неотъемлемым звеном в цепи школьной программы, задачей которой является научить детей видеть проблему, постепенно решать ее, из года в год, приближаясь к главной цели – не только освоить базовый минимум программы, но и адекватно реагировать в речевом действии в ситуации, предъявленной носителем языка . Систематическая работа с проблемой помогает выбрать действия, устраняющие ее.
Школой накоплен богатый опыт организации урока, на котором решаются определенные цели и задачи, способствующие постепенному усвоению школьного базисного курса изучения ИЯ и использования многих современных технологий, создающих благоприятную рабочую атмосферу на уроке и желание учащихся самостоятельно и коллективно познавать и исследовать неизученные факты и явления при освоении постепенно усложняющихся уровней овладения лексико-грамматическими стандартами языка в синхронном усвоении культурных норм и ценностей англо-говорящих стран. То есть, использование современных материалов , постоянно совершенствующихся .учебников, с периодической коррекцией предлагаемого материала самого учебника и рабочих тетрадей, позволяет использовать проблемность на уроке, накапливать знания фактов из различных по объему текстов поурочного материала по мере его поступления. Присутствие элементов “Страноведения” в каждом разделе учебника (необычные факты, выявляющие отличительные характеристики повседневной жизни зарубежного мира – своеобразное понимание различных ситуаций в соответствии с принятыми в определенном обществе нормами, например, переход улиц детьми в Британии, о чем дети могут узнать из серии учебников “Enjoy English” авторов М.З. Биболетовой, Н.В.Добры-ниной и Н.Н.Трубаневой. Учебники этих авторов предлагают большой объем новой информации из жизни британцев, которая определяет отличие наших миров.
Для нашего мира короли – герои сказок. В новом для ребят мире есть настоящая королева. Музеи, в которых встретишься с воссозданными динозаврами различных периодов жизни на Земле и с восковыми фигурами знаменитостей различных времен от Mадам Мари Тюссо в полный рост. Дети с интересом узнают о предпочтениях британцев, которые любят посещать “Momi”, музей, объясняющий историю, тайны кино, театра и составления телепрограмм, в которых и самим посетителям можно стать прямыми участниками сценария или испытать себя в режессуре. Ученикам предоставляется возможность обогатить свои познания о реальной жизни и быте жителей Лондона, таких как парадные выезды королевы с участием конвоя, Конной гвардии, королевскими парками и их огромными площадями .Знакомясь с увлекательными текстами, дети узнают, кто такая “ Lollipop Lady”, и об определенной цветовой гамме такси, телефонных будок и письменных ящиков в Британии. Необычным для русских школьников является существование двухэтажных автобусов с площадкой для обзора достопримечательностей Лондона , что старые автобусы ездят с очень маленькой скоростью, и для него не существует остановок. Люди на ходу проходят на площадку автобуса и выходят из него по мере необходимости, и у этих автобусов, под названием “ОМНИБУСЫ” нет входной двери. Это не полный перечень данных, с которыми детям можно с увлечением поработать самостоятельно. Использование в практике обучения доступных материалов дополнительной литературы и интернета позволит учащимся познакомиться с культурой и бытом англо-язычных стран. По мере изучения материала можно предложить его обсуждение. Сопоставляя факты из жизни в своей и англо-говорящих странах, дети смогут легко выделить специфичность фактов, неодинаковость среды обитания, сравнить условия жизни. А знакомясь с речевыми ситуациями, пронаблюдать за отличиями в речи, поведенческой реакции людей в бытовых эпизодах: в автобусе, в школьной жизни (уроки, связанные с изучением религии, наличие у детей классного руководителя, чья работа не совмещена с преподаванием школьных предметов) или в неожиданно возникшей ситуации выбора решения об оказании помощи, к примеру, при посещении Америки, где каждый человек вправе самолично справиться с несложной ситуацией, в которой он оказался непредвиденно. Школьникам предоставляется возможность через чтение текстов познакомиться с нелегким историческим прошлым иноземных народов, обычаями и традициями людей, сложившихся в течение веков.
Учащиеся наблюдают за употреблением своеобразных изречений, отличных от русской речи приемов построения предложений, отдельных конструкций и речевых норм, идиоматических выражений в речи, скрывающих переносный смысл, географические факты о том, что реки в Британии, в основном, короткие, так как расположены на острове и пересекают его, а в Америке – одни из самых длинных и кишат экзотическими животными, рыбами и растениями расширяют кругозор детей. Новые, разноплановые небольшие открытия меняют представление о представителях других наций. Так, они узнают о том, что американцы предпочитают жить в просторном доме, а англичане считают за честь вырастить розы в саду, несмотря на холодный и влажный климат. Активизировать познавательную активность на уроке можно с введением новых проблемных ситуаций, а пробудить интерес к предмету, предлагая продуманное домашнее задание по поиску фактов с использованием предложенной лексики в специально отведенных для этого упражнениях в начале каждого урока раздела учебника и высказать собственное отношение к изложенному. Вполне по силам школьникам самостоятельно продумать вопросы интервью для своего партнера или для обсуждения темы в группе. Всегда интересно, если учащиеся не только излагают свое мнение по вопросу, а могут добавить самостоятельно найденные дополнительные сведения по заданной проблеме, ярко их представить понятным, доступным для восприятия другими детьми способом. Применяя опоры в виде иллюстраций к тексту или же картинок для обучения передачи содержания текста, которые требуют использования минимума лексики по теме с возможностью и, даже, необходимостью расширения словарного запаса для выражения собственного мнения в устной или письменной форме, для определения основных направлений текста после первичного прочтения, составления плана при подготовке сообщения, для обобщения материала прочитанного текста. Дети с удовольствием описывают события, изложенные в тексте и рассматривают иллюстрации, особенно, знаковые, помогающие зафиксировать и четче представить направленность текста. Допустим, в 8 классе, при изучении политической системы управления государством (К .и М. Кауфман, с.56–57), продумана прекрасная опора по восстановлению текстовой информации. Кроме того, картинка помогает восстановить, зафиксировать в памяти и развить выбранный образ, представить ситуацию в действии с опорой на зрительный механизм, более полно представить последовательность событий. Удивительный подбор серии картинок по теме:“ Новые ощущения при изучении нового языка”, с.84–85, “Об информационном мире ”, с. 103 и другие. Дети надолго запоминают работу, добавляют свои рисунки при извлечении дополнительной информации и используют при защите совместных проектов по теме. Многие дети аппелируют к зрительному образу при усвоении лексики. Опора помогает почувствовать себя увереннее при моделировании высказываний, определенных темой урока или сюжетом рассказа, становится подспорьем при написании статей в журнал, газету или очерков по пройденной теме раздела или цикла. Дети знакомятся с нормами оформления писем делового и личного характера, отличием в их написании. Многих детей увлекает метод проекта. Они с удовольствием берутся за исследовательскую работу, описывают свою деятельность, обобщают результаты работы, приближая свои мечты и планы к претворению в жизнь. Совмещение различных технологий, интегрирование предметов привносят элементы новизны. Так, с развитием компьютерных технологий и внедрением компьютеров в школу дети беспрепятственно осуществляют поиск нужной информации, у них появляется большая степень уверенности в способности преодолеть трудности, найти необходимую информацию и разрешить поставленную перед ними проблемную ситуацию.
Использование на уроке всевозможных опор требует от учителя овладения приемами работы в системе и продумыванием места опор на уроке, доступности к ним по потребности учащихся на отдельных этапах урока. Затраты времени бывают минимальны при нахождении опор в определенном месте, известном всем ученикам. Постепенное и последовательное обучение детей навыкам пользования опорами помогает учащимся приобрести уверенность в положительном результате самостоятельной деятельности в проблемной ситуации. Доверительные отношения ребенка и учителя закрепляют в сознании школьников заинтересованность в попытке самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы. Развивая и совершенствуя навыки из урока в урок, учитель доводит эти действия до автоматизма, чем высвобождает время для более продуктивной деятельности учащихся, и новых видов работы на уроке. Нельзя не учитывать, что непоследовательность и бессистемность приводит к противоположному эффекту в любой деятельности и может привести к разрушению мотивации детей к выполнению задач, поставленных учителем на уроке, затем и накопленных учащимися ЗУН.
Ученики постепенно используют свои знания и умения при выполнении самостоятельной работы, учатся создавать новые, применительно к различным видам заданий формы представления собственных находок по решению проблемы на уроке и дома, при выполнении домашнего задания. Дети осваивают приемы самостоятельной работы, постепенно переходя от воспроизводящего (списывание текста, проговаривание за диктором, более или специально подготовленным партнером по заданию) к усложненному уровню, когда осуществляется перенос полученных ребенком знаний на похожие задания и аналогичные ситуации. Это самостоятельное чтение слов после изучения одного или нескольких правил чтения, несложного короткого по объему текста. Второй этап в педагогике принято называть полутворческим. Ученик уже может произвести небольшие преобразования в грамматических упражнениях или тексте, вставить после прослушивания пропущенные диктором слова или словосочетания по памяти или смыслу.
Опираясь на свой опыт, школьник в состоянии произвести диалог в учебной сюжетной игре, используя новую лексику в измененной ситуации. Например, посещение детьми кино, театра, музея; покупка товаров в разных отделах магазина, спортивные ситуации, увлечения – коллекционирование марок, этикеток, значков и других. Последним этапом освоения является творческий уровень самостоятельности, когда дети способны к решению более сложных коммуникативных задач, самостоятельно искать и находить пути выхода из непредвиденных ситуаций, возникших в диалоге, определенных условиями задания текста, сообщения по конкретному или свободному вопросу. Такие задания, в которых предполагается самостоятельный выбор темы, объема, формы подачи или изложения материала, возможность творческого осмысления и развития событий по незавершенному тексту или добавлению в набор сюжетных картинок, дополнительных изображений сцен событий или описаний упущенных элементов, потребуют от учеников усилий, будут способствовать развитию творческих умений и навыков, развивать мышление и активизировать речемыслительную деятельность учащихся. Разнообразие заданий, продуманных учителем, варьируемых в ходе выполнения последовательных действий, по разрешению проблемных вопросов, правильно распределенные роли на каждом этапе выполнения заданий для участников процесса поиска, создание высокой заинтересованности к самой работе, когда идет обсуждение событий из жизни конкретных участников процесса обучения, увлекают детей и нацеливают на получение хороших итоговых результатов. Кроме того, подготовка нескольких вариантов заданий по направлениям поиска, содержательным элементам, позволяют детям выбрать задание по интересам и возможностям, особенно, в коллективном варианте работы. Каждый ребенок внесет свою лепту в поиск путей разрешения проблемы. В таких случаях важна дифференциация заданий по степени трудности. Более слабые по подготовленности дети получают возможность использования памяток последовательности или алгоритма действий в соответствующих случаях (получения индивидуального или коллективного задания).
Современный урок учитывает компетентностный подход в преподавании иностранного языка с сохранением накопленной базы стандартного минимума. Он личностно ориентирован в педагогической деятельности.
В настоящее время, в век развития информационных технологий, учитель обеспечен разнообразием выбора средств и способов совершенствования своей педагогической деятельности и возможностями добиться высоких результатов при обучении школьников иностранному языку в соответствии с запросами современности.