Современная информационно-образовательная среда. Телекоммуникационные проекты

Разделы: Иностранные языки, Информатика


21 век вносит свои коррективы во многие сферы жизни человека, не исключение и сфера образования. Проектная работа со школьниками все шире внедряется в наших школах, не заменяя классно-урочную систему образования, но предлагая прекрасное дополнение к ней. С появлением Интернета рамки такой работы расширились до размеров Земного шара, или наоборот, Земной шар уменьшился до размеров одного класса. Дети, живущие в разных странах, могут теперь не только общаться, но и вместе учиться, или играть, или совместно работать над изучением какой-либо темы. Телекоммуникационные проекты дают эти возможности, наряду с адреналином и ощущением свободы передвижения в пространстве.

Приложение

Прое́кт (в переводе с латинского projectus) – брошенный вперед; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.

Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Как показывает практика обучения на базе новых информационных технологий (НИТ), новые формы обучения дают результат не только в форме развития навыков и приобретения новых знаний, но и в разработке силами учащихся полезных информационных продуктов, которые, будучи представленными в киберпространстве, становятся доступными и полезными для широкого круга пользователей.

В данной работе мы попробуем поговорить о преимуществах использования данного вида работы на примере обучения иностранному языку, а также трудностях, возникающих в процессе участия в проектах.

В чем отличие учебной проектной работы от работы в телекоммуникационном образовательном проекте?

Применительно к школе, телекоммуникационный образовательный проект исследователями рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроках, а обязательно – интегрированного знания.

Любой проводимый телекоммуникационный образовательный проект должен отвечать общим требованиям:

  • в нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
  • работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна – они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, а иногда графической информации, анализировать также поступающую к ним информацию и пытаться синтезировать новые идеи;
  • в проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.

Опыт подсказывает, что телекоммуникации педагогически оправданы лишь в том случае, если в проекте предусматривается:

  • сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
  • сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
  • совместная познавательная, творческая или игровая деятельность.

При этом применение электронной почты целесообразно, если:

  • текстовая информация используется широко и многократно;
  • даются быстрые ответы;
  • узнаются мнения других;
  • появляется возможность общения с другими сверстниками, новыми людьми.

К чему должен быть готов учитель перед тем, как примет решение участвовать ему или не участвовать в проектах?

Учитель, при проведении телекоммуникационных проектов, должен быть готов к разрешению различных педагогических проблем

  • к изменению содержания обучения традиционных дисциплин и их комплексированию при выполнении учебных проектов (эффективность сетевого проекта зависит от включенности его в общий контекст процесса обучения и воспитания);
  • к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения).

Условно телекоммуникационные проекты можно разделить на два вида:

  1. проекты, использующие World Wide Web,
  2. проекты, для участия в которых достаточно обыкновенной электронной почты. (Иногда трудно провести границу, поскольку бывает, что предусмотрены разные варианты участия.)

Давайте рассмотрим различные варианты телекоммуникационной деятельности с участием школьников и учителей.

  • Конкурсы.

Можно по-разному, относится к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование – прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности.

Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальное или групповое. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома – это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, часто с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует эффективному усвоению учебного материала.

  • Конкурс веб-страниц.

Этот жанр сетевой работы приобретает все большую популярность. Фактически такое мероприятие позволяет заставить детей писать реферат на заданную тему, – причем именно писать, а не воровать готовое из Интернета, как это стало нынче принято среди учеников с молчаливого согласия преподавателей. Ребенку хочется победить и получить приз, еще приятнее знать, что этот продукт будет выставлен в Интернете на всеобщее обозрение. А в качестве примера конкурса сайтов приведем самый известный и престижный международный ежегодный конкурс ThinkQuest – www.thinkquest. org

  • Викторины и олимпиады.

В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в Интернете он-лайн, достаточно наличия электронной почты. Иногда в он-лайне может проводиться часть работы, или возможен выбор: например, зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте.

Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос"

http://eidos.ru/ проводятся на российском и международном уровне. В этих соревнованиях дети соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, придумывать и открывать что-нибудь новое. Участниками олимпиад могут быть как индивидуальные школьники (например, из дома), так и группы, которыми руководит локальный координатор – учитель или родитель. Координатор получает от Оргкомитета рекомендации по проведению олимпиад и обеспечивает отсылку заявки, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Олимпиады проводятся как по отдельным предметам (русский язык, английский язык, физика, естествознание, химия, география, экономика, физкультура, информатика), так и межпредметные.

  • Проекты/Сети проектов.

Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых – помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют

работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты.

Вот некоторые из сетей:

  1. проект "Школьный сектор": http://school-sector.relarn.ru/ – это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел возглавляет Петя – борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников).
  2. Европейская Школьная сеть (European Schoolnet) http://www.eun.org/web/
    Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов. Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме – или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму.
  3. Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network): www.iearn.org объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум. Ежемесячно выпускается новостной листок IEARN newsflash со списком действующих проектов и Список проектов на текущий год с кратким описанием каждого проекта находится здесь: http://www.iearn.org/projects
    Один из таких проектов – “Christmas card exchange”.

Из опыта работы в международном проекте “Christmas card exchange”.

Данный проект координируется фасилитатором из Австралии и объединяет сотни школ по всему миру. Каждая рабочая группа состоит из 7 школ-участников, которые готовят и отправляют поздравительные открытки к Рождеству. Прошлые года мы делали открытки-hand-made, соблюдая методические принципы проектной деятельности. При этом мотивация изучения языка заметно увеличилась. Но сейчас все перешло на качественно новый уровень. За время проведения проекта, переписывались не только учителя. В Интернет-пространстве были созданы зоны общения школьников (форумы), со временем они переросли в регулярные тематические встречи участников проектов. Американской группой была создана web-презентация, слайды к которой добавили дети разных стран.

http://docs.google.com/present/edit?id=dfcfd92_255ctvc9kcw

Партнеры из российского города Дубна поделились замечательной презентацией, созданной в программе Smile Box. А еще состоялась Skype конференция с нашими прошлогодними партнерами из Австралии, связи с которыми продолжаются и укрепляются.

Предлагаем так же ознакомиться с обобщением нашего участия в данном проекте, сделанного в форме презентации Power Point.

Вместо заключения

Участие в различных видах телекоммуникационной деятельности – это возможность:

  • представить широкой аудитории Ваши собственные интересные идеи и разработки;
  • познакомиться с множеством интересных материалов коллег;
  • включиться в совместную работу по исследованию какой-либо проблемы и обсуждению результатов;
  • найти друзей и единомышленников среди коллег в различных городах и странах;
  • а может быть и съездить в другие города и страны для разработки совместных идей и подведения итогов;
  • улучшить или выучить иностранный язык;
  • в процессе командной работы придти к большему взаимопониманию с коллегами не только из своей школы, но и из других городов и стран!

Успешная работа телекоммуникационных образовательных проектов и длительное сотрудничество основывается на обычных общечеловеческих нормах и правилах:

  • будьте внимательны к партнеру, постарайтесь понять его проблемы и ход мыслей;
  • даже на "соревновательных участках" не стремитесь подавить своим превосходством, постарайтесь найти позиции для сотрудничества;
  • Вам приятно, когда регулярно отвечают на Ваши письма? И другие участники проекта надеются, что их письма и реплики не останутся безответными;
  • Позвольте разным людям высказывать самые разные, порой диаметрально противоположные вашим собственным, мнения. Будьте терпимы, и помните о разнице менталитета.
  • В непонятной для Вас ситуации руководствуйтесь здравым смыслом и отношением к партнеру таким же, какое хотели бы видеть к себе.

Учитель становится посредником между целым миром и учениками!

Другой вопрос, какие усилия требуется от учителя, включившегося в проект вместе со своими учениками. Помимо общей координации работ, здесь не обойтись без учителя-предметника; и тут мы в очередной раз упираемся в то, что компьютер – лишь инструмент, и учитель информатики помогает освоить этот инструмент, но содержательную работу должен проводить специалист в данной области.

Т.е.

  1. Компьютер и информационные технологии – лишь средство выполнения поставленной образовательной задачи
  2. Основа Вашей работы – Ваша творческая индивидуальность в сочетании с умением работать в команде

Если, познакомившись с нашим материалом, Вы готовы начать работу в телекоммуникационном проекте, то подумайте:

– будете ли собирать "команду" учителей;

– на какой возраст учеников Вы ориентируетесь;

– какая тема кажется Вам наиболее интересной и перспективной;

– есть ли уже задел в виде каких-либо своих или ученических работ

Начиная работу в международном проекте, настройте себя на сотрудничество!