21 век вносит свои коррективы во многие сферы жизни человека, не исключение и сфера образования. Проектная работа со школьниками все шире внедряется в наших школах, не заменяя классно-урочную систему образования, но предлагая прекрасное дополнение к ней. С появлением Интернета рамки такой работы расширились до размеров Земного шара, или наоборот, Земной шар уменьшился до размеров одного класса. Дети, живущие в разных странах, могут теперь не только общаться, но и вместе учиться, или играть, или совместно работать над изучением какой-либо темы. Телекоммуникационные проекты дают эти возможности, наряду с адреналином и ощущением свободы передвижения в пространстве.
Прое́кт (в переводе с латинского projectus) – брошенный вперед; разработанный план сооружения; предварительный текст какого-либо документа; замысел, план.
Учебный проект – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Как показывает практика обучения на базе новых информационных технологий (НИТ), новые формы обучения дают результат не только в форме развития навыков и приобретения новых знаний, но и в разработке силами учащихся полезных информационных продуктов, которые, будучи представленными в киберпространстве, становятся доступными и полезными для широкого круга пользователей.
В данной работе мы попробуем поговорить о преимуществах использования данного вида работы на примере обучения иностранному языку, а также трудностях, возникающих в процессе участия в проектах.
В чем отличие учебной проектной работы от работы в телекоммуникационном образовательном проекте?
Применительно к школе, телекоммуникационный образовательный проект исследователями рассматривается, как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленной на достижение общего результата этой деятельности, организованной на основе компьютерной телекоммуникации. Телекоммуникационные образовательные проекты, в отличие от проектов, проводимых в классе на уроке по какому-либо предмету, всегда межпредметны, так как требуют привлечения знаний не из одной предметной области, как это в большинстве случаев происходит на уроках, а обязательно – интегрированного знания.
Любой проводимый телекоммуникационный образовательный проект должен отвечать общим требованиям:
- в нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях;
- работа учащихся проводится в сетях, она осмысленна и активна – они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, им приходится посылать и получать большое количество текстовой, цифровой, а иногда графической информации, анализировать также поступающую к ним информацию и пытаться синтезировать новые идеи;
- в проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной групповой работы.
Опыт подсказывает, что телекоммуникации педагогически оправданы лишь в том случае, если в проекте предусматривается:
- сбор данных в разных странах, регионах, городах и сопоставление наблюдений за природными, физическими, социальными явлениями;
- сравнительное исследование или изучение событий, явлений, фактов, эффективности решения одной проблемы для выявления определенной тенденции, разработки предложений и принятия решения;
- совместная познавательная, творческая или игровая деятельность.
При этом применение электронной почты целесообразно, если:
- текстовая информация используется широко и многократно;
- даются быстрые ответы;
- узнаются мнения других;
- появляется возможность общения с другими сверстниками, новыми людьми.
К чему должен быть готов учитель перед тем, как примет решение участвовать ему или не участвовать в проектах?
Учитель, при проведении телекоммуникационных проектов, должен быть готов к разрешению различных педагогических проблем
- к изменению содержания обучения традиционных дисциплин и их комплексированию при выполнении учебных проектов (эффективность сетевого проекта зависит от включенности его в общий контекст процесса обучения и воспитания);
- к разработке методов самостоятельной поисковой и исследовательской работы учащихся в ходе выполнения учебных исследовательских проектов, методов коллективного решения проблем (определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения).
Условно телекоммуникационные проекты можно разделить на два вида:
- проекты, использующие World Wide Web,
- проекты, для участия в которых достаточно обыкновенной электронной почты. (Иногда трудно провести границу, поскольку бывает, что предусмотрены разные варианты участия.)
Давайте рассмотрим различные варианты телекоммуникационной деятельности с участием школьников и учителей.
- Конкурсы.
Можно по-разному, относится к различным конкурсам, в которых побеждает не всегда лучший, но бесспорно, что любое соревнование – прекрасный стимул, побуждающий детей к творческой деятельности.
Участие в сетевых (как и в обычных) конкурсах бывает индивидуальное или групповое. При индивидуальном соревновании школьники получают возможность участвовать из дома – это часто бывает проще, чем пользоваться школьным компьютером. С другой стороны, командное состязание имеет свои преимущества: школьники учатся работать в команде, часто с участием учителей-предметников, это повышает азартность процесса и способствует эффективному усвоению учебного материала.
- Конкурс веб-страниц.
Этот жанр сетевой работы приобретает все большую популярность. Фактически такое мероприятие позволяет заставить детей писать реферат на заданную тему, – причем именно писать, а не воровать готовое из Интернета, как это стало нынче принято среди учеников с молчаливого согласия преподавателей. Ребенку хочется победить и получить приз, еще приятнее знать, что этот продукт будет выставлен в Интернете на всеобщее обозрение. А в качестве примера конкурса сайтов приведем самый известный и престижный международный ежегодный конкурс ThinkQuest – www.thinkquest. org
- Викторины и олимпиады.
В Сети проводится большое количество различных конкурсов, для участия в которых не требуется работать в Интернете он-лайн, достаточно наличия электронной почты. Иногда в он-лайне может проводиться часть работы, или возможен выбор: например, зарегистрироваться для участия в конкурсе можно через веб-форму на сайте, а можно прислать анкету по электронной почте.
Эвристические олимпиады центра дистанционного образования "Эйдос"
http://eidos.ru/ проводятся на российском и международном уровне. В этих соревнованиях дети соревнуются не в умении решать трудные задачи, а в способности сочинять, изобретать, придумывать и открывать что-нибудь новое. Участниками олимпиад могут быть как индивидуальные школьники (например, из дома), так и группы, которыми руководит локальный координатор – учитель или родитель. Координатор получает от Оргкомитета рекомендации по проведению олимпиад и обеспечивает отсылку заявки, получает задания олимпиады, организует на месте ее проведение в своей группе и пересылает работы в оргкомитет олимпиады. Олимпиады проводятся как по отдельным предметам (русский язык, английский язык, физика, естествознание, химия, география, экономика, физкультура, информатика), так и межпредметные.
- Проекты/Сети проектов.
Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых – помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют
работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты.
Вот некоторые из сетей:
- проект "Школьный сектор": http://school-sector.relarn.ru/ – это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел возглавляет Петя – борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников).
- Европейская Школьная сеть (European Schoolnet) http://www.eun.org/web/
Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов. Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме – или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму. - Международная образовательная сеть iEARN (International Education and
Resource Network): www.iearn.org объединяет школы и молодежные организации в
90 странах мира. Школьники из разных концов света участвуют в совместных
проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных.
Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль
координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя,
желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать
специальный форум. Ежемесячно выпускается новостной листок IEARN newsflash
со списком действующих проектов и Список проектов на текущий год с кратким
описанием каждого проекта находится здесь: http://www.iearn.org/projects
Один из таких проектов – “Christmas card exchange”.
Из опыта работы в международном проекте “Christmas card exchange”.
Данный проект координируется фасилитатором из Австралии и объединяет сотни школ по всему миру. Каждая рабочая группа состоит из 7 школ-участников, которые готовят и отправляют поздравительные открытки к Рождеству. Прошлые года мы делали открытки-hand-made, соблюдая методические принципы проектной деятельности. При этом мотивация изучения языка заметно увеличилась. Но сейчас все перешло на качественно новый уровень. За время проведения проекта, переписывались не только учителя. В Интернет-пространстве были созданы зоны общения школьников (форумы), со временем они переросли в регулярные тематические встречи участников проектов. Американской группой была создана web-презентация, слайды к которой добавили дети разных стран.
http://docs.google.com/present/edit?id=dfcfd92_255ctvc9kcw
Партнеры из российского города Дубна поделились замечательной презентацией, созданной в программе Smile Box. А еще состоялась Skype конференция с нашими прошлогодними партнерами из Австралии, связи с которыми продолжаются и укрепляются.
Предлагаем так же ознакомиться с обобщением нашего участия в данном проекте, сделанного в форме презентации Power Point.
Вместо заключения
Участие в различных видах телекоммуникационной деятельности – это возможность:
- представить широкой аудитории Ваши собственные интересные идеи и разработки;
- познакомиться с множеством интересных материалов коллег;
- включиться в совместную работу по исследованию какой-либо проблемы и обсуждению результатов;
- найти друзей и единомышленников среди коллег в различных городах и странах;
- а может быть и съездить в другие города и страны для разработки совместных идей и подведения итогов;
- улучшить или выучить иностранный язык;
- в процессе командной работы придти к большему взаимопониманию с коллегами не только из своей школы, но и из других городов и стран!
Успешная работа телекоммуникационных образовательных проектов и длительное сотрудничество основывается на обычных общечеловеческих нормах и правилах:
- будьте внимательны к партнеру, постарайтесь понять его проблемы и ход мыслей;
- даже на "соревновательных участках" не стремитесь подавить своим превосходством, постарайтесь найти позиции для сотрудничества;
- Вам приятно, когда регулярно отвечают на Ваши письма? И другие участники проекта надеются, что их письма и реплики не останутся безответными;
- Позвольте разным людям высказывать самые разные, порой диаметрально противоположные вашим собственным, мнения. Будьте терпимы, и помните о разнице менталитета.
- В непонятной для Вас ситуации руководствуйтесь здравым смыслом и отношением к партнеру таким же, какое хотели бы видеть к себе.
Учитель становится посредником между целым миром и учениками!
Другой вопрос, какие усилия требуется от учителя, включившегося в проект вместе со своими учениками. Помимо общей координации работ, здесь не обойтись без учителя-предметника; и тут мы в очередной раз упираемся в то, что компьютер – лишь инструмент, и учитель информатики помогает освоить этот инструмент, но содержательную работу должен проводить специалист в данной области.
Т.е.
- Компьютер и информационные технологии – лишь средство выполнения поставленной образовательной задачи
- Основа Вашей работы – Ваша творческая индивидуальность в сочетании с умением работать в команде
Если, познакомившись с нашим материалом, Вы готовы начать работу в телекоммуникационном проекте, то подумайте:
– будете ли собирать "команду" учителей;
– на какой возраст учеников Вы ориентируетесь;
– какая тема кажется Вам наиболее интересной и перспективной;
– есть ли уже задел в виде каких-либо своих или ученических работ
Начиная работу в международном проекте, настройте себя на сотрудничество!