Предмастерская по литературному чтению "А.Кузнецов. "Деревце" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”.

Задачи:

  • формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение;
  • развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы;
  • развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей;
  • развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь;
  • раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся;
  • углубление знания о том, что человек – часть природы;
  • воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее, заботиться о ней;
  • привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле.

Тип урока: педмастерская.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Оборудование:

  • загадки;
  • модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок;
  • полоски красного цвета для SMS-сообщений;
  • 4 листа (формат А-3) для работы в группах;
  • рисунки-заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед;
  • карточки с текстами;
  • карточки с заданиями для групповой работы;
  • набор цветных квадратов для каждого ученика;
  • заготовки запрещающих знаков (4 штуки);
  • краски, фломастеры, карандаши, ручки;
  • тетради по литературному чтению;
  • деревца для рефлексии;
  • Энтон Хугес “Уединение в горах” (фоновая музыка);
  • песня И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”.

1. Вступительное слово учителя.

– Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?

– Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.

– Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Вы готовы?

2. Индуктор.

  • На фоне музыки (Энтон Хугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из которого состоит дерево).

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес.)

Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)

Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.)

С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.)

Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.)

Осенью кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают, тут и гниют. (Листья.)

Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)

Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)

– Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.)


Рис. 1

– О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская?

3. Самоконструкция.

– Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.)

– Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…)

– А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.)

4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”.

– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”.

  • На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце.
  • Запись в тетрадях.

а) Работа с текстом до чтения.

  • Цель: развитие важнейшего читательского умения – антиципации, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию

– Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…)

– Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным.

б) Работа над текстом во время чтения.

  • Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
  • Чтение 1 части.

Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти.

– Что мы узнали из прочитанного?

– Кто посадил деревце и зачем?

– Что могло произойти дальше?

  • Предположения учащихся.

5. Разрыв.

  • Чтение 2 части.

Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”.

– Совпали наши предположения?
– Какие чувства испытывал мальчик? Почему?

  • Ответы учащихся.

– Одобряете ли вы поступок мальчика?

6. Самоконструкция.

– Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS-сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет.

  • Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета.

7. Афиширование.

  • Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску.

– Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.)

– Какой еще вред можно нанести дереву?

  • Ответы учащихся.

8. Социализация.

– Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание.

№ группы Текст Задание
1 группа Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что там одна веточка! У деревца их четыре”.
 
  • Иллюстрирование
  • Инсценирование прочитанного отрывка
2 группа Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он – бух! – прямо на деревце и сломал верхушку.
“Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!”
  • Иллюстрирование
  • Чтение по ролям
3 группа Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало.
  • Иллюстрирование
  • Выразительное чтение отрывка
4 группа Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, – сейчас испробую, какой он”.
Отрезал веточку. Хороший, острый ножик.
  • Иллюстрирование
  • Пересказ

9. Афиширование.

  • Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание.

– Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.)

– Выразите свои чувства цветом.

  • У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …)

– Какой цвет каждый из вас выбрал и почему?

  • Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист.

10. Работа с текстом (продолжение).

– Что было дальше?

  • Предположения учащихся.
  • На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло.
  • Чтение хором.
  • На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева.


Рис. 2

– Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ?

  • Ответы учащихся.

– Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите.

  • Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут).
  • Афиширование написанного.
  • Чтение последней части рассказа.

Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая”.

А ты как думаешь?

  • Ответы учащихся на вопрос автора.

Вам понятны речи ручейка и речки?
Вам понятно до конца, что сказали деревца?
Нет, не затрещали – что-то закричали.
Нет, не заскрипели – что-то прохрипели.
Это, вероятно, было непонятно.
Тот, кто их ломал, тот не понимал.

в) Работа с текстом после чтения.

  • Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимание основной мысли, подтекста – “чтение между строк”).
  • Работа над пословицей.

– Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.)

– Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …)

– Прочитайте пословицу.

Кто деревце не сбережет, леса не увидит.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы?

– Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему?

– Какая связь между одним деревцем и целым лесом?

– Какую роль играет дерево в природе?

г) Вопрос к тексту.

– Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.)

– Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему?

11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков).

  • Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть):

Дереву трудно
Обороняться:
Оно ведь не конь,
Не умеет лягаться, –
Дерево молча
Сгорает костром,
Корчится молча
Под топором …
(М.Алимбаев. Кто, если не ты?)

– Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда природе.

  • Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки.
  • Афиширование выполненных работ.

– Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет!

12. Рефлексия.

– В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас.

  • У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить.


Рис. 3

– Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.)

– Вам нравится наш лес?

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!

– От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас?

– Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен.

13. Домашнее задание.

  • Хрестоматия – с. 74 чтение
  • Сочинение “О чем шепчут деревья”.