Цель: познакомить с произведением А.Кузнецова “Деревце”.
Задачи:
- формирование способности чувствовать и понимать литературное произведение;
- развитие умения размышлять, высказывать собственное мнение, обобщать, делать выводы;
- развитие способности анализировать свои чувства и мысли; поступки и действия людей;
- развитие у учащихся навыков коллективной и групповой деятельности, умение планировать и осуществлять совместную деятельность, оказывать помощь;
- раскрытие личностного и творческого потенциала учащихся;
- углубление знания о том, что человек – часть природы;
- воспитание бережного отношения к окружающему миру, умение ценить красоту природы, понимать ее, заботиться о ней;
- привитие учащимся понимания, что они ответственны за все живое, что есть на Земле.
Тип урока: педмастерская.
Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.
Оборудование:
- загадки;
- модель дерева, состоящая из отдельных частей, соответствующих количеству загадок;
- полоски красного цвета для SMS-сообщений;
- 4 листа (формат А-3) для работы в группах;
- рисунки-заготовки: мальчик, девочка, коза, велосипед;
- карточки с текстами;
- карточки с заданиями для групповой работы;
- набор цветных квадратов для каждого ученика;
- заготовки запрещающих знаков (4 штуки);
- краски, фломастеры, карандаши, ручки;
- тетради по литературному чтению;
- деревца для рефлексии;
- Энтон Хугес “Уединение в горах” (фоновая музыка);
- песня И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери”.
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня у нас не обычный урок литературного чтения, а мастерская. Как вы понимаете, что такое мастерская? Кто в ней работает?
– Сегодня мы тоже будем мастерами, будем самостоятельно добывать знания.
– Надеюсь, работать нам будет интересно. Каждый узнает для себя что-то новое, полезное. Вы готовы?
2. Индуктор.
- На фоне музыки (Энтон Хугес “Уединение в горах”) учитель читает загадки о лесе, деревьях, листьях. Каждая отгадка – часть дерева, которое появится на доске (количество загадок соответствует количеству частей, из которого состоит дерево).
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Лес.)Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)Кто, как только жарко станет, шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой – скинет с плеч ее долой? (Лес.)С ветки в речку упадет и не тонет, а плывет. (Листья.)
Жаль озябшего бедняжку – всем ветрам и ветеркам
Он последнюю рубашку раздарил по лоскуткам. (Лес.)Осенью кружатся, на землю ложатся,
С земли не встают, тут и гниют. (Листья.)Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья.)
Стоит Аленка, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза.)
– Посмотрите на доску. Что же у нас получилось? (Дерево.)
Рис. 1
– О чем мы сегодня будем говорить? Чему будет посвящена наша мастерская?
3. Самоконструкция.
– Как вы думаете, легко ли вырастить дерево? (Ответы детей.)
– Когда мы говорим “дерево”, каким оно нам представляется? (Зрелым, дающим плоды, большим…)
– А каким слово мы назовем молодое дерево? (Деревце.)
4. Сообщение темы урока. Работа над текстом А.Кузнецова “Деревце”.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением А.Кузнецова “Деревце”.
- На доске появляется надпись: А.Кузнецов. Деревце.
- Запись в тетрадях.
а) Работа с текстом до чтения.
- Цель
– Как вы думаете, о чем мы можем узнать из прочитанного произведения? (…о том, как вырастить деревце,…)
– Давайте прочитаем и проверим, совпадут ли наши предположения с прочитанным.
б) Работа над текстом во время чтения.
- Цель:
Посадили дети деревце у дороги. Оно еще маленькое. Принялось деревце и стало расти.
– Что мы узнали из прочитанного?
– Кто посадил деревце и зачем?
– Что могло произойти дальше?
- Предположения учащихся.
5. Разрыв.
- Чтение 2 части.
Шел мальчик мимо него, сорвал листик, смял его и выбросил. “Зачем же я сорвал? – подумал он, но тут же успокоился. – А, ничего, что значит один листик! У деревьев листьев много”.
– Совпали наши предположения?
– Какие чувства испытывал мальчик? Почему?
- Ответы учащихся.
– Одобряете ли вы поступок мальчика?
6. Самоконструкция.
– Каждый из вас может обратиться к мальчику, написав ему SMS-сообщение (1 предложение), в котором выразите свое отношение к его поступку или дать совет.
- Учащиеся пишут сообщения на полосках красного цвета.
7. Афиширование.
- Учащиеся зачитывают свои сообщения и прикрепляют их на доску.
– Какой же вывод можно сделать? (Нельзя живому делать больно.)
– Какой еще вред можно нанести дереву?
- Ответы учащихся.
8. Социализация.
– Я предлагаю каждой группе прочитать продолжение рассказа и выполнить задания к прочитанному. У каждой группы будет свое задание.
№ группы | Текст | Задание |
1 группа | Шел другой мальчик, сломал веточку и думает: “Что
там одна веточка! У деревца их четыре”. |
|
2 группа | Бежала девочка с мячом, бросала его вверх, а он –
бух! – прямо на деревце и сломал верхушку. “Вот плохо, – огорчилась девочка, – ну, ничего, оно не умрет и так. Новая верхушка вырастет!” |
|
3 группа | Шла коза, отгрызла кусочек коры. Остановился велосипедист, поставил под деревцем велосипед. Оно затрещало. |
|
4 группа | Шел мальчик с новым ножиком. “Вот, – думает, –
сейчас испробую, какой он”. Отрезал веточку. Хороший, острый ножик. |
|
9. Афиширование.
- Каждая группа учащихся выходит к доске, показывает свою иллюстрацию и выполняет задание.
– Какай вред был нанесен деревцу? (Повторное обращение к иллюстрациям и частям текста.)
– Выразите свои чувства цветом.
- У каждого ученика набор цветных квадратов (красный, синий, черный, желтый, коричневый, …)
– Какой цвет каждый из вас выбрал и почему?
- Каждый ученик выходит к доске и приклеивает цветной квадрат на общий лист.
10. Работа с текстом (продолжение).
– Что было дальше?
- Предположения учащихся.
- На доске учитель открывает запись: Деревце и засохло.
- Чтение хором.
- На доске учитель прикрепляет рисунок засохшего дерева.
Рис. 2
– Как вы считаете, закончился ли на этом рассказ?
- Ответы учащихся.
– Как могла закончиться эта история с деревцем? Придумайте конец этого рассказа. Напишите.
- Самостоятельная работа учащихся в тетради (5 минут).
- Афиширование написанного.
- Чтение последней части рассказа.
Пришли ребята, которые посадили его. “Что такое? – говорят. – Не хотят расти деревья. Наверное, у нас земля плохая”.
А ты как думаешь?
- Ответы учащихся на вопрос автора.
Вам понятны речи ручейка и речки?
Вам понятно до конца, что сказали деревца?
Нет, не затрещали – что-то закричали.
Нет, не заскрипели – что-то прохрипели.
Это, вероятно, было непонятно.
Тот, кто их ломал, тот не понимал.
в) Работа с текстом после чтения.
- Цель:
– Вспомните, кто посадил деревце? (Дети.)
– Для чего дети посадили деревце? (Плоды, тень, кислород, красота, …)
– Прочитайте пословицу.
Кто деревце не сбережет, леса не увидит.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?
– Может ли она подойти к нашему рассказу? Почему?
– Какая связь между одним деревцем и целым лесом?
– Какую роль играет дерево в природе?
г) Вопрос к тексту.
– Как вы думаете, зачем А.Кузнецов рассказал эту историю? (Нужно беречь природу.)
– Что вы почувствовали/услышали/вспомнили читая это произведение? Почему?
11. Самоконструкция (создание плакатов, знаков).
- Ученик читает отрывок из стихотворения (наизусть):
Дереву трудно
Обороняться:
Оно ведь не конь,
Не умеет лягаться, –
Дерево молча
Сгорает костром,
Корчится молча
Под топором …
(М.Алимбаев. Кто, если не ты?)
– Вам необходимо самостоятельно выработать правила поведения на природе для того, чтобы не причинить вреда природе.
- Учащиеся под песню И.Грибулиной “Рыбы, птицы, звери” рисуют свои плакаты, знаки.
- Афиширование выполненных работ.
– Молодцы ребята! Вы отлично справились с этим очень трудным заданием. Я думаю, что эти правила не останутся у вас только на бумаге. А вы будете придерживаться их на деле. Надеюсь, что так и будет!
12. Рефлексия.
– В народе говорят, что каждый человек за свою жизнь должен посадить хоть одно дерево. Давайте и мы, пусть пока на бумаге, вырастим свое дерево. А каким оно будет – зависит только от вас.
- У каждого учащегося на парте рисунок дерева, которое нужно разукрасить.
Рис. 3
– Посмотрите, что у нас получилось? (Лес.)
– Вам нравится наш лес?
Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь мелькает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг,
Человек природе друг!
– От кого зависит, будет ли жизнь прекрасна вокруг нас?
– Пусть каждого из нас окружают только живые деревья, а не засохшие и мертвые! Ведь мир без природы, без пения птиц, без запаха цветов, без зверушек с их мягкой шерстью – беден и страшен.
13. Домашнее задание.
- Хрестоматия – с. 74 чтение
- Сочинение “О чем шепчут деревья”.