Выведение общего правила правописания безударных падежных окончаний

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • на основе понимания подвести к выведению правила правописания безударных окончаний.
  • составить алгоритм проверки безударных окончаний.

Образовательные задачи:

  • Ввести понятие “алгоритм” проверки безударных гласных.
  • Выработать представление о проверочных словах с ударным окончанием.
  • Выработать умение применять теоретические знания в практических работах.

Задачи развития:

  • Развивать устную речь, создавать ситуации для применения основных понятий в речи.
  • Развивать творческое мышление через создание условий для самореализации и творческого потенциала учащихся.

Воспитательные задачи:

  • Формировать адекватную самооценку.
  • Воспитывать интерес к предмету.

Ход урока.

1. Актуализация проблемы.

Ученые исследуют различные области наук, русский язык не исключение. На сегодняшнем уроке вы будете учеными – исследователями, урок пройдет у нас в виде выездной исследовательской комиссии.

Словарная работа

Пред вами “стоит” чашечка кофе, которое вас взбодрит и настроит на рабочий лад.

На какую орфограмму данные слова. Произнесем их орфоэпически. В тетрадях мы запишем только гласные буквы, интересующие нас, орфограммы укажем зеленым цветом.

Сирень _и_е__

Палатка _а_а__а

Костер _о__е_

Копыто _о_ы_о

Облако о__а_о

Корзина _о__и_а

Разбейте слова на три группы. Назовите их. /1, 2, 3 склонение/

Определите склонение /Взаимопроверка в парах/.

Вашему внимание предлагаются свежие газеты. Откройте их.

Что общего между словами, которые вы прочитали. /Имя существительное/.

Просклоняйте данные слова, поставьте ударение, записав только окончания.

На доске и в газетах-буклетах:

1 скл. 2 скл. 3 скл.
Земля крыло печь
Луна день степь

Свяжите все эти слова в небольшой рассказ, чтобы они соответствовали нашему уроку.

Н-р: Во время полета земля была, как на ладони. Полная луна освещала путь. При посадке

Крыло самолета почти коснулось степи.

2. Постановка проблемы.

- Вызвало ли затруднение написание окончаний?

- Почему /Окончание стоит под ударением/

- В каком случае написание окончаний не вызывает затруднений /когда гласная под ударением/

- Запишем слова

На крыле, по земле, об облак?, на неб?, на скорост?

- Назовите причину,по которой вы не смогли уверенно вставить окончание у существит. На облак?, на неб?, на скорост? /окончание стоит в слабой позиции/

- Знаете ли вы способ проверки безударной гласной имени существительного?

- Сформулируйте проблему нашего урока, которая и станет дальнейшим исследованием?

Цель нашего сегодняшнего выездного заседания:

Выяснить способ проверки безударной гласной в окончании имени существительного.

Физминутка.

- Вы отдохнули. Продолжим нашу исследовательскую работу.

-Что будет являться объектом нашего исследования? \безударное окончание им.сущ.\

- Какова будет наша гипотеза?

3. Гипотеза /предположения детей/.

Безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного.

4. Письменное выполнение работ ( у каждого ученика буклет в виде ботового журнала)

В исследовательском журнале записана тема урока, цель исследования, объект исследования.

Объектом исследования являются слова:

1 группа исследователей – земля, туча

2 группа исследователей – крыло, туман

3 группа исследователей – степь, скорость

- В каких падежах легче всего допустить ошибку? /В 1-м склонении: в Р.п., Д.п, П.п.; во 2-м склонении: в Т.п. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п.,П.п./

- Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибки?

Делаем вывод:

Безударное окончание существительного зависит от склонения и падежа, в котором оно стоит, т.е от склонения и формы слова, проверяется данная орфограмма с помощью ударных окончаний в том же падеже и склонении.

Работа с учебником

- Назовите слова помощники /земля, крыло, степь/

- Почему данные слова называются слова - помощники. /имеют ударное окончание/

- Нам с вами необходимо научиться ставить слово-помощник в ту же форму, что и

слово с безударной гласной.

5. Выведение алгоритма:

  1. Ставлю имя существительное в начальную форму.
  2. Определяю склонение.
  3. Подбираю слово – помощник /относящееся к данному склонению/
  4. Ставлю слово в ту же форму.
  5. Пишу такое же окончание, что и у слова-помощника.
  6. Обозначаю орфограмму.

- Сравните сделанный вывод с гипотезой, выдвинутой в начале урока.

/Вывод и гипотеза совпали/

- Уважаемые исследователи, ваша гипотеза оказалась верной. Выездное заседание подходит к концу. Необходимо выполнить работу, в которой понадобятся наши новые знания о способе проверки безударных гласных у имени существительных.

/работа в исследовательском журнале – буклете/

Взаимопроверка в парах.

6. Итог урока: Считаю, что исследование прошло успешно, цели достигнуты.

Что вас, как ученых, заинтересовало больше всего?

Что вызвало трудности?

Над чем вы предложите позаниматься на следующем уроке?