Цель урока:
- на основе понимания подвести к выведению правила правописания безударных окончаний.
- составить алгоритм проверки безударных окончаний.
Образовательные задачи:
- Ввести понятие “алгоритм” проверки безударных гласных.
- Выработать представление о проверочных словах с ударным окончанием.
- Выработать умение применять теоретические знания в практических работах.
Задачи развития:
- Развивать устную речь, создавать ситуации для применения основных понятий в речи.
- Развивать творческое мышление через создание условий для самореализации и творческого потенциала учащихся.
Воспитательные задачи:
- Формировать адекватную самооценку.
- Воспитывать интерес к предмету.
Ход урока.
1. Актуализация проблемы.
Ученые исследуют различные области наук, русский язык не исключение. На сегодняшнем уроке вы будете учеными – исследователями, урок пройдет у нас в виде выездной исследовательской комиссии.
Словарная работа
Пред вами “стоит” чашечка кофе, которое вас взбодрит и настроит на рабочий лад.
На какую орфограмму данные слова. Произнесем их орфоэпически. В тетрадях мы запишем только гласные буквы, интересующие нас, орфограммы укажем зеленым цветом.
Сирень _и_е__
Палатка _а_а__а
Костер _о__е_
Копыто _о_ы_о
Облако о__а_о
Корзина _о__и_а
Разбейте слова на три группы. Назовите их. /1, 2, 3 склонение/
Определите склонение /Взаимопроверка в парах/.
Вашему внимание предлагаются свежие газеты. Откройте их.
Что общего между словами, которые вы прочитали. /Имя существительное/.
Просклоняйте данные слова, поставьте ударение, записав только окончания.
На доске и в газетах-буклетах:
1 скл. | 2 скл. | 3 скл. |
Земля | крыло | печь |
Луна | день | степь |
Свяжите все эти слова в небольшой рассказ, чтобы они соответствовали нашему уроку.
Н-р: Во время полета земля была, как на ладони. Полная луна освещала путь. При посадке
Крыло самолета почти коснулось степи.
2. Постановка проблемы.
- Вызвало ли затруднение написание окончаний?
- Почему /Окончание стоит под ударением/
- В каком случае написание окончаний не вызывает затруднений /когда гласная под ударением/
- Запишем слова
На крыле, по земле, об облак?, на неб?, на скорост?
- Назовите причину,по которой вы не смогли уверенно вставить окончание у существит. На облак?, на неб?, на скорост? /окончание стоит в слабой позиции/
- Знаете ли вы способ проверки безударной гласной имени существительного?
- Сформулируйте проблему нашего урока, которая и станет дальнейшим исследованием?
Цель нашего сегодняшнего выездного заседания:
Выяснить способ проверки безударной гласной в окончании имени существительного.
Физминутка.
- Вы отдохнули. Продолжим нашу исследовательскую работу.
-Что будет являться объектом нашего исследования? \безударное окончание им.сущ.\
- Какова будет наша гипотеза?
3. Гипотеза /предположения детей/.
Безударное окончание зависит от падежа и склонения имени существительного.
4. Письменное выполнение работ ( у каждого ученика буклет в виде ботового журнала)
В исследовательском журнале записана тема урока, цель исследования, объект исследования.
Объектом исследования являются слова:
1 группа исследователей – земля, туча
2 группа исследователей – крыло, туман
3 группа исследователей – степь, скорость
- В каких падежах легче всего допустить ошибку? /В 1-м склонении: в Р.п., Д.п, П.п.; во 2-м склонении: в Т.п. и П.п.; в 3-м склонении: в Р.п., Д.п.,П.п./
- Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибки?
Делаем вывод:
Безударное окончание существительного зависит от склонения и падежа, в котором оно стоит, т.е от склонения и формы слова, проверяется данная орфограмма с помощью ударных окончаний в том же падеже и склонении.
Работа с учебником
- Назовите слова помощники /земля, крыло, степь/
- Почему данные слова называются слова - помощники. /имеют ударное окончание/
- Нам с вами необходимо научиться ставить слово-помощник в ту же форму, что и
слово с безударной гласной.
5. Выведение алгоритма:
- Ставлю имя существительное в начальную форму.
- Определяю склонение.
- Подбираю слово – помощник /относящееся к данному склонению/
- Ставлю слово в ту же форму.
- Пишу такое же окончание, что и у слова-помощника.
- Обозначаю орфограмму.
- Сравните сделанный вывод с гипотезой, выдвинутой в начале урока.
/Вывод и гипотеза совпали/
- Уважаемые исследователи, ваша гипотеза оказалась верной. Выездное заседание подходит к концу. Необходимо выполнить работу, в которой понадобятся наши новые знания о способе проверки безударных гласных у имени существительных.
/работа в исследовательском журнале – буклете/
Взаимопроверка в парах.
6. Итог урока: Считаю, что исследование прошло успешно, цели достигнуты.
Что вас, как ученых, заинтересовало больше всего?
Что вызвало трудности?
Над чем вы предложите позаниматься на следующем уроке?