Урок русского языка по теме "Подлежащее и сказуемое"

Разделы: Начальная школа


ТЦУ:

  • формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;
  • развивать речь, мышление
  • воспитывать аккуратность письма

Оборудование: ИКТ, презентация, яблоня, рисунки яблок, цветов, листьев для детей.

Ход урока.

Орг. момент

Мы - умные!
Мы - дружные!
Мы - внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится. (дети читают вслух)

На уроке нам предстоит большая и трудная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

(На слайде записано выражение)

Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости.

-Как вы понимаете это выражение

Писать нужно всегда аккуратно, красиво, а главное – разборчиво: выполняя верно написания букв и их соединений, соблюдая единое расстояние между буквами и словами. Писать всегда нужно с уважением к тем, кто будет читать ваше письмо.

А кто читает то, что вы написали?

Дети.

-Мамы, папы, бабушки, учительница, товарищи по классу.

Учитель.

А главное: уважать нужно самих себя и свой труд. Значит, как будем писать?

Дети.

Красиво, аккуратно и разборчиво.

Учитель.

И будем учиться писать грамотно, без ошибок.

Пальчиковая гимнастика

- А для того, что бы у нас получалось писать грамотно, разборчиво мы должны подготовить наши помощники пальчики.

Рыбки в озере купались-
В чистой, тепленькой воде.
То сойдутся, разойдутся,
То зароются в песке /дети изображают движением рук рыбок/

Орфографическая пятиминутка

  • Листья разноцветные - Разноцветные листья ложатся под ноги.
  • Шуршащий ковер - Под ногами пестреет шуршащий ковер.)
  • Золотая осень – (Наступила золотая осень.)

На экране даны две колонки слов, в какой из них словосочетания? Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения?

Дополните словосочетание до предложения. Запишите это предложение в тетрадь.

-Определите какое это предложение по цели высказывания и интонации.

-О чём говорится в предложении?

-Что говорится в предложении?

-Как называются эти члены предложения?

-Кто догадался, какая сегодня будут тема урока?

Объявление темы урока

- Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие на сказочном ковре- самолете в сказочное королевство Предложение. Наш волшебный ковер - самолет отправляется в путь (на экране появляется летящий ковер-самолет, под негромкую музыку). Пока мы летим в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. Жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по -разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "Портняжкин дом", в этом доме шьют наряды для короля и королевы. Вам предстоит интересное дело - помочь храбрым портняжкам сшить наряды для правителей королевства. На партах у вас лежат листы, с напечатанными текстами:

Работа по теме урока

….... первые заморозки. А в садах ……. астры. Цветок астры ………. звезду.

Слова для справок: напоминает, наступили, зацвели

Вы должны правильно подставить недостающий главный член предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения.

Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам?

Работа по учебнику

Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки) В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 3 класса.

Открываем страницу с. 51 у.2 (устно)

Чтение правила на с.51-52

с.52 у.3(с комментированием)

Физ. минутка

Самостоятельная работа

Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в игровом зале королевского дворца "Составь предложение".

  1. Девочка легко съехала с горы на лыжах.
  2. Мальчики играли в снежки.
  3. Кошка моет нос снегом.(Слова перепутаны)

Закрепление

Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия в королевство Предложение.

-Ой, кто это?

- Из какого произведения эти герои? Нам нужно Карлсону помочь выполнить задание

-Ну вот мы и помогли выполнить задание. Теперь можно отправляться назад в страну "Школяндию". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, вы его продолжите на следующих уроках.

Вывод

Какие члены предложения называются главными?

Что в предложении показывает подлежащее?

Что в предложении показывает сказуемое?

Как подчеркиваются главные члены предложения?

Рефлексия

Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву плоды-яблоки.

Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете цветы.

А уж если совсем напрасно было потрачено время на уроке, листочек.