Цели:
-
Познакомить учащихся со сложными словами, с орфограммой сложных слов ( соединительной гласной);
-
Воспитывать интерес к русскому языку;
-
Развивать речь учащихся;
-
Формировать основы исследовательской деятельности
Оборудование: мультимедийный проектор, разноуровневые карточки, конверт с листочками разного цвета
I. Организационный момент.II. Актуализация знаний
Прочитайте слова . (Слайд 2) Что общего у этих слов?
-
Г.л.ва, б.р.га, ст.р.на, ст.б.льки.
-
М. л.ко, с.л.вей, м.г.зин, к.р.ндаш
-Как быть, если в корне не одна орфограмма? Назовите проверочные слова.
-Чем слова 2 строчки отличаются от слов 1?
-Запишите эти слова в тетрадь. (Взаимопроверка)
III. Изучение нового материала
Постановка проблемного вопроса
-Ребята, вы уже знаете, что в корнях бывает две и больше орфограмм, две орфограммы может быть на месте одной буквы, в основах бывает два суффикса. А бывает ли в словах два корня? (Слайд 3)
-Кто догадался , что мы будем исследовать сегодня на уроке?
Гипотеза.
(В русском языке есть слова, в которых два корня. В таких словах есть новая, для нас орфограмма)
IV.Сообщение целей урока
Наблюдение за строением слов.
а)Чтение шуточного стихотворения о носороге(Слайд 4)
-Объясните, как получилось название животного, и запиши это название в свою тетрадь.
б)-Подумайте, почему так назвали вещи и людей (слайды 7-13))
Звездопад , самовар, паровоз, пылесос, ледокол, листопад, пешеход
-Запишите слова, покажите все их части
-Может ли в слове быть два корня?
-Какими буквами соединены эти корни?
-Сделайте вывод.
- Проверьте правильность своих выводов ( Слайд 14)
V. Закрепление изученного.
1.- В предложениях найдите и выпишите сложные слова, покажите их строение. Найдите проверочные слова для орфограмм корня.
Летают и пляшут стрекозы,
Веселый ведут хоровод.
Знают люди с давних пор
Несъедобен мухомор.
VI. Физкультминутка
2. Подчеркните в тексте сложные слова и покажите их строение. Вставьте все буквы.(упр 71 тетрадь-задачник)
- Проверьте свою работу с помощью карточек зеленого цвета . Оцените свою работу.(На карточках текст с выполненными заданиями)
3. Разноуровневая самостоятельная работа.(карточки розового и желтого цвета)
1 уровень
Составь слова по описанию.
-
Человек, который любит книги________________
-
Явление падения листьев______________________
-
Приспособление для варки кофе_________________
-
Помещение для хранения овощей________________
2 уровень.
Подбери сложные слова к схемам.
______ о______, _______е_______
VII. Домашнее задание
(Составить коллекцию сложных слов)
VIII. Итог урока.
-Какие слова называются сложными?
-Какими гласными буквами соединяются корни сложных слов?
Рефлексия.
(В конверте у каждого ученика листочки зеленого, желтого, коричневого цветов)
Оцените свою работу. Если вы работали на уроке с желанием, вам было интересно и в ваших тетрадях чистота, то выберите листик зеленого цвета.
Если вы работали с желанием, но не очень уверенно, да в тетради были недочеты, то выберите листик желтого цвета.
Если вы работали без желания, вам было скучно на уроке, то выберите листик коричневого цвета.
Спасибо за работу! Урок окончен.