Урок – закрепление пройденного материала на основе якутского героического эпоса-олонхо "Ньургун Боотур стремительный"

Разделы: Математика


Образовательная цель: Закрепление темы «Решение квадратного уравнения», «Построение квадратичной функции».

Воспитательная цель: Воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважение к культуре и традициям народа саха.

Развивающая цель: развитие познавательного интереса, личностных качеств учащихся.

План урока:

  1. Устный счет.
  2. Измерение талии и плеча богатыря
  3. Измерение длины косы Туйаарыма Куо
  4. Вычисление скорости, времени пути богатыря
  5. Построение графика битвы богатырей
  6. Построение графика пути богатыря
  7. Итог урока

Ход урока

Приложение

Ι. Вступительное слово учителя.

Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос олонхо, которым народ саха очень гордится. В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих Срединный мир, о злых богатырях Нижнего мира. В Срединном мире с высоко поднимающимся солнцем живет племя народа саха. Юнеско признал олонхо – шедевром нематериального творчества человечества.

ΙΙ. Нюргун Боотур Стремительный – богатырь

Задача 2: Сколько саженей у богатыря в талии и в плечах? Решите уравнение.

Сажень = 2 м 13 см

Гипербола – преувеличение.

Х2-7х+12=0

Решение:

D=49-48=1

х1=4

х2=3

Туйаарыма Куо – светлоликая, лучезарная, девушка красоты невиданной, доброты неслыханной, сквозь нежное тело ее стройные кости видны.

Задача 3: Какой длины в саженях была коса у красавицы Туйаарыма Куо?

Решите уравнение: х2 - 9х-22=0

Решение: D=81+4·22=81+88=169

ΙΙΙ. С непримиримо-негостеприимно сумрачными метельными небесами, мутными, как недоваренная уха, с бушующими, темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворен нижний мир.

Богатырь Нижнего мира.

Вместо глаза кусок мяса, тварь одноглазая, с пастью бездонной, с одной ноздрей на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы.

Уот Усутакы схватил луноликую Туйаарыма Куо и в мгновение ока скрылся в нижнем мире.

На спасение Туйаарыма Куо бросился Нюргун Боотур.

Конь вороной богатырский, заржал и резво проскакал, пролетел певучей стрелой по трем великим мирам. Богатырский конь доставляет богатыря в сумрачный Нижний мир.

Задача 4: Вычислите скорость богатырского коня, увеличив наибольший корень квадратного уравнения в 10 раз.

у2-12у+32=0

Решение:

D=144-128=16

у1=8

у2=4

Ответ: 80 км/ч.

ΙV. Задача: Вычислите время, в течение которого богатырь достигает Нижний мир.

5. Решите уравнение: (х+4)2=3х+40

Решение: х2+8х+16=3х+40

х2+5х-24=0

D=25+96=121

х1=5

х2=-8

Защитник племени – саха Нюргун Боотур и предводитель нижнего мира Уот Усутаакы встретились в смертельном поединке.

Тридцать дней и тридцать ночей бились они, топтали мерзлую землю по колено, превратив ее в месиво.

Рис.33. стр 47. (9 кл. ЕГЭ)

График битвы богатырей.

6. Промежутки возрастания и убывания функции.

7. Построить график функции

у=0,5х2-3х+4 (стр. 27. Рис. 19) на экран

построить график движения богатыря Нюргуна Боотура.

Решение: 1. Вершина

N=0.5·(3)2-3·3+4=4.5-9+4=-0.5

2. х=9-8=1

х1=4

х2=2

V. Нюргун Боотур побеждает и возвращается с Туйаарыма Куо в Срединный мир. Праздник «Ысыах» - в честь богатыря. Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле.

Уруй – тускул! Уруй -айхал! Слава! Слава! Слава!

Итог урока:

Мы на этом уроке увидели, как добро побеждает зло, любовь к родным людям делает богатыря непобедимым. И вы должны взять пример с богатыря быть добрым, помогать и выручать друг друга, любить друг друга, защищать слабых, уважать старших. Это народная мудрость всех народов мира.

1. Старинная китайская задача.

В одном дворе находились кролики и куры. Всего было 35 голов и 94 ноги. Сколько было кур, а сколько кроликов?

х+у=35
2х+2у=94

 

 

х=17, у=18.

 

 

х – кролики
у – куры

2. Индусская задача из Бхасказы (1114 г)

Квадрат пятой части обезьян, уменьшенной на три, спрятался в гроте; одна обезьяна, влезшая на дерево, была видна. Сколько было обезьян?

х – было обезьян.

3. 3х2+12=30 х

4. 144+х2=36 х