Образовательная цель: Закрепление темы «Решение квадратного уравнения», «Построение квадратичной функции».
Воспитательная цель: Воспитание патриотизма, любви к родному краю, уважение к культуре и традициям народа саха.
Развивающая цель: развитие познавательного интереса, личностных качеств учащихся.
План урока:
- Устный счет.
- Измерение талии и плеча богатыря
- Измерение длины косы Туйаарыма Куо
- Вычисление скорости, времени пути богатыря
- Построение графика битвы богатырей
- Построение графика пути богатыря
- Итог урока
Ход урока
Ι. Вступительное слово учителя.
Венцом устного народного творчества якутов является героический эпос олонхо, которым народ саха очень гордится. В нем рассказывается о белых (добрых) божествах Верхнего мира, о людях, населяющих Срединный мир, о злых богатырях Нижнего мира. В Срединном мире с высоко поднимающимся солнцем живет племя народа саха. Юнеско признал олонхо – шедевром нематериального творчества человечества.
ΙΙ. Нюргун Боотур Стремительный – богатырь
Задача 2: Сколько саженей у богатыря в талии и в плечах? Решите уравнение.
Сажень = 2 м 13 см
Гипербола – преувеличение.
Х2-7х+12=0
Решение:
D=49-48=1
х1=4
х2=3
Туйаарыма Куо – светлоликая, лучезарная, девушка красоты невиданной, доброты неслыханной, сквозь нежное тело ее стройные кости видны.
Задача 3: Какой длины в саженях была коса у красавицы Туйаарыма Куо?
Решите уравнение: х2 - 9х-22=0
Решение: D=81+4·22=81+88=169
ΙΙΙ. С непримиримо-негостеприимно сумрачными метельными небесами, мутными, как недоваренная уха, с бушующими, темными вихрями в бедственной топи подземной тьмы был сотворен нижний мир.
Богатырь Нижнего мира.
Вместо глаза кусок мяса, тварь одноглазая, с пастью бездонной, с одной ноздрей на длинном носу, редкозубый Уот Усутакы.
Уот Усутакы схватил луноликую Туйаарыма Куо и в мгновение ока скрылся в нижнем мире.
На спасение Туйаарыма Куо бросился Нюргун Боотур.
Конь вороной богатырский, заржал и резво проскакал, пролетел певучей стрелой по трем великим мирам. Богатырский конь доставляет богатыря в сумрачный Нижний мир.
Задача 4: Вычислите скорость богатырского коня, увеличив наибольший корень квадратного уравнения в 10 раз.
у2-12у+32=0
Решение:
D=144-128=16
у1=8
у2=4
Ответ: 80 км/ч.
ΙV. Задача: Вычислите время, в течение которого богатырь достигает Нижний мир.
5. Решите уравнение: (х+4)2=3х+40
Решение: х2+8х+16=3х+40
х2+5х-24=0
D=25+96=121
х1=5
х2=-8
Защитник племени – саха Нюргун Боотур и предводитель нижнего мира Уот Усутаакы встретились в смертельном поединке.
Тридцать дней и тридцать ночей бились они, топтали мерзлую землю по колено, превратив ее в месиво.
Рис.33. стр 47. (9 кл. ЕГЭ)
График битвы богатырей.
6. Промежутки возрастания и убывания функции.
7. Построить график функции
у=0,5х2-3х+4 (стр. 27. Рис. 19) на экран
построить график движения богатыря Нюргуна Боотура.
Решение: 1. Вершина
N=0.5·(3)2-3·3+4=4.5-9+4=-0.5
2. х=9-8=1
х1=4
х2=2
V. Нюргун Боотур побеждает и возвращается с Туйаарыма Куо в Срединный мир. Праздник «Ысыах» - в честь богатыря. Неиссякаемое изобилие и благодать установились на земле.
Уруй – тускул! Уруй -айхал! Слава! Слава! Слава!
Итог урока:
Мы на этом уроке увидели, как добро побеждает зло, любовь к родным людям делает богатыря непобедимым. И вы должны взять пример с богатыря быть добрым, помогать и выручать друг друга, любить друг друга, защищать слабых, уважать старших. Это народная мудрость всех народов мира.
1. Старинная китайская задача.
В одном дворе находились кролики и куры. Всего было 35 голов и 94 ноги. Сколько было кур, а сколько кроликов?
х+у=35 |
|
|
х=17, у=18. |
|
|
х – кролики |
2. Индусская задача из Бхасказы (1114 г)
Квадрат пятой части обезьян, уменьшенной на три, спрятался в гроте; одна обезьяна, влезшая на дерево, была видна. Сколько было обезьян?
х – было обезьян.
3. 3х2+12=30 х
4. 144+х2=36 х