Проектная деятельность учащихся с нарушениями зрения на уроках информатики

Разделы: Информатика


Наши ученики — слабовидящие и незрячие дети — получают образование в том же объеме, что и в массовой школе. Однако условия, в которых проводится обучение, средства, при помощи которых оно осуществляется, а также сам характер обучения имеют существенные особенности.

Коррекционно-педагогическая работа школы-интерната — это система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсации, на преодоление, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушениями зрения. Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят, прежде всего, от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания предусматривает развитие процессов компенсации, исправление и восстановление нарушенных функций, сглаживание недостатков познавательной деятельности, поиск потенциальных возможностей в становлении личности слепых и слабовидящих детей.

В последние десятилетия грубая зрительная патология нередко возникает в результате органического поражения центральной нервной системы. Анализ контингента учащихся нашей школы показывает, что сегодня большинство детей страдает сочетанными дефектами, такими как сложный зрительный диагноз, различная неврологическая патология, детский церебральный паралич, ортопедические и различные соматические заболевания.

Задача учителя информатики состоит в том, чтобы подготовить детей к жизни в информационном обществе. Знакомство с новыми информационными технологиями дает возможность ребенку- инвалиду чувствовать себя более уверенно в современном обществе, прикоснуться к тому информационному миру, в котором ему придется жить, учиться и работать. Это облегчит адаптацию в будущем к новой, самостоятельной жизни, которая начнется, когда ребята покинут стены школы-интерната. Для реализации этих задач одним из методов, используемых нами в обучении, является метод проектов. Он способствует развитию интереса учащихся к современным методам научного познания, индивидуализации познавательной деятельности, объединению теоретических и прагматических знаний предметной области, а также интеграции знаний различных предметных областей; развитию коммуникативных способностей больных детей.

Метод проектов - это определенным образом организованна поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата. Этот процесс должен быть достаточно проработан, с тем, чтобы создать для учащихся ситуацию, которая стимулирует их к совместной поисково-познавательной деятельности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Целью познавательных действий детей с нарушениями зрения должно быть не просто усвоение содержания, а решение определенной проблемы на основе этого содержания, т.е. активное применение получаемых знаний либо для получения нового знания, либо для получения практического результата на основе применения полученного знания.

Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике. Вся проблемы приобретает контуры проектной исследовательской деятельности.

Отличают проектный метод от других методов деятельности в учебном процессе:

  • наличие значимой проблемы (задачи), требующей исследования для ее решения;
  • наличие практической значимости и предполагаемого результата проектной деятельности;
  • самостоятельность работы;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Этапы метода проектов:

  • определение проблемы, задач исследования;
  • выдвижение гипотезы их решения;
  • обсуждение методов исследования;
  • выбор способа оформления конечных результатов;
  • сбор, систематизация и анализ материала;
  • подведение итогов, оформление результатов, презентация;

Использование такого метода в нашей школе имеет ряд преимуществ:

  1. Коррекция зрительной нагрузки. Ребенок вместе с учителем, врачом-офтальмологом выбирает наиболее оптимальное время для изучения нового материала, для работы в библиотеке, что позволяет полностью контролировать и корректировать режим работы школьника.
  2. Метод проектов позволяет педагогу не только и не столько учить больного ребенка, сколько помогать ему учиться, направлять его познавательную деятельность.
  3. Развитие самостоятельности в принятии решений, целенаправленности в действиях и поступках, что особенно важно для большинства учеников, имеющих не только физические, но и психологические проблемы.
  4. Помощь в развитии способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.
  5. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с программами, различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.).
  6. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.
  7. Формирование способности самостоятельно добывать те знания в области информатики, которые актуальны на сегодняшний день
  8. Метод групповых проектов позволяет формировать такие личностные качества как:
  • умение работать в коллективе;
  • умение и желание брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность;
  • умение анализировать результаты деятельности.

И еще очень важна способность ощущать себя членом команды — подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Проекты детей могут использоваться учителями-предметниками в качестве дополнительного дидактического материала, а также при проведении внеклассных мероприятий.