Цель:
- Научить складывать дроби с разными знаменателями.
- Обобщить и систематизировать знания о дробях.
- Совершенствовать вычислительные навыки, навыки самостоятельной работы.
- Развивать память, внимание, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
- Воспитывать положительное отношение к знаниям.
Оборудование: учебник «Математика» 4 класс, авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, раздаточные карточки с заданием для разминки, диагностические работы на каждого ученика.
Ход урока
I. Орг. момент
Желаем успеха большого во всем и везде – Здравствуйте! (См. приложение 4, пункт 1.1)
II. Актуализация знаний
Индивидуальная работа по карточкам. (См. приложение 4, пункт 2)
- На столе у вас есть карточки, все они разного цвета. Задача состоит в следующем. Вы выполняете задание на карточке, через определённое количество времени, вы объединяетесь в мини группы. Проверяете. Затем располагаете дроби в кружках по возрастанию, и у вас получается слово.
Сократи дробь |
||
|
|
|
|
||
|
||
|
||
|
||
|
ож |
- Что значит расположить в порядке возрастания? (От меньшего к большему.)
- А как определить, какая дробь меньше, какая больше? (Если у дробей равные числители и разные знаменатели, то больше будет та дробь, у которой знаменатель меньше). (См. приложение 4, пункт 2,1)
См. приложение 1. ВАЖНО:
- желтые – СЛОЖЕНИЕ
- зелёные – ДРОБЕЙ
- красный – РАЗНЫМИ
- голубые – ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ
Дети называют ответ, а учитель вешает отгаданное слово на доску.(См. приложение 4, пункт 2.2)
Дети производят самооценку. (См. приложение 4, пункт 2.3)
Введение в тему
А) - Как называются числа, которые вы расставляли в порядке убывания? (Дробные.)
- Из чего состоят дробные числа? (Из числителя и знаменателя.)
- Что вы можете сказать о знаменателе? (Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое.)
- Что показывает числитель? (Сколько частей взяли.)
Б) Работа с учебником
- Откройте учебник на с. 110, № 267. Включается доска mimio (приложение 5). (См. приложение 4, пункт 3)
Получаются столбики.
- Какую группу вы можете решить? (1-ю, так как мы умеем складывать дроби с одинаковыми знаменателями.) СЛАЙД №1 (приложение 5).
- Кто расскажет, как необходимо сложить дроби с одинаковыми знаменателя? (Необходимо сложить числители, а знаменатель оставить тот же.)
- Решите самостоятельно. (См. приложение 4, пункт 3.1)
- Проверяем. На слайде №2 даны ответы с сокращением дробей. За каждый правильный ответ вы ставите балл. Максимально можно получить 3 балла.
- Посмотрите внимательно на дроби второй группы. Кто догадался, что нам поможет при решении данных дробей? (Основное свойство дробей.)
- В чем оно заключается? (Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получаем дробь равную данной.)
СЛАЙД №3. (См. приложение 4, пункт 3.2.)
=
В) Решение задачи: Прочитайте задачу. СЛАЙД №4.
(См. приложение 4, пункт 3.3.)
Мышка собрала урожай репы. часть всей репы мышка отдала своему другу кроту, а кролику на части больше, чем кроту. Сколько репы мышка отдала друзьям (в частях)?
- + = = (ч.) - кроту
- (ч.) – всего
III. Работа в группах. (См. приложение 4, пункт 4)
А) Решение задач.
- Сейчас вы разделитесь на группы. Подойдете к задаче, соответствующей цвету вашей карточке. Задание: решить задачу, показать данные на чертеже.
1-я группа: Белка заготовила грибы. части всех грибов составили белые грибы, а подосиновики на часть больше, чем белые. Сколько подосиновиков заготовила белка (в частях)?
2-я группа: Страусу нужно доставить почту в далёкую страну. В первый день он прошел части всего пути, а во второй день на часть больше, чем в первый день. Какую часть пути прошёл страус во второй день?
=
3-я группа: Муравью необходимо перенести иголки с одного муравейника на другой. До обеда он перенес части всех иголок, а после обеда на части больше, чем до обеда. Сколько иголок перенес муравей после обеда (в частях)?
= =
4-я группа: Алёнка получила в Новый год сладкий подарок . Свою подругу Наташу она угостила частью всех конфет, а Свете она отдала на часть больше, чем Наташе. Сколько конфет Алёнка отдала Свете? (в частях).
Б) Проверка задач (См. приложение 4, пункт 4.1.)
III. Закрепление. (См. приложение 4, пункт 5)
- Ребята, подсчитайте количество баллов, которое вы заработали при самооценки своей деятельности. Сейчас мы с вами составим рейтинг самооценки своей деятельности. Подойдите и возьмите квадратики те, кто набрал 16 – 13 баллов, теперь кто набрал 10 - 12 баллов возьмите треугольники, а те кто набрал 7- 9 баллов кружки. Посмотрите на диаграмму. По ней мы можем сказать: кто уже понял тему, а кому еще на следующих уроках предстоит работать.
IV. Выполнение диагностической работы. (См. приложение 4, пункт 6)
- Только что вы сами оценили свою деятельность на уроке, а теперь я хочу оценить вашу работу на уроке. Предлагаю выполнить диагностическую работу.
- Я хочу посмотреть, все ли дети научились складывать дроби с разными знаменателями.
- Рассмотрите лист с заданиями. Прочитайте все задания. Выполните одно любое, которое вы сможете выполнить самостоятельно. Не забудьте подписать работу.
Приложение 6. Диагностическая работа по теме: «Сложение дробей с разными знаменателями»