Открытый урок по математике, 4-й класс. "Сложение дробей с разными знаменателями"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель:

  • Научить складывать дроби с разными знаменателями.
  • Обобщить и систематизировать знания о дробях.
  • Совершенствовать вычислительные навыки, навыки самостоятельной работы.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление, умение делать обобщающие выводы.
  • Воспитывать положительное отношение к знаниям.

Оборудование: учебник «Математика» 4 класс, авторы И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская, раздаточные карточки с заданием для разминки, диагностические работы на каждого ученика.

Ход урока

I. Орг. момент

Желаем успеха большого во всем и везде – Здравствуйте! (См. приложение 4, пункт 1.1)

II. Актуализация знаний

Индивидуальная работа по карточкам. (См. приложение 4, пункт 2)

- На столе у вас есть карточки, все они разного цвета. Задача состоит в следующем. Вы выполняете задание на карточке, через определённое количество времени, вы объединяетесь в мини группы. Проверяете. Затем располагаете дроби в кружках по возрастанию, и у вас получается слово.

Сократи дробь

 

 

 

 

 

 

ож

- Что значит расположить в порядке возрастания? (От меньшего к большему.)

- А как определить, какая дробь меньше, какая больше? (Если у дробей равные числители и разные знаменатели, то больше будет та дробь, у которой знаменатель меньше). (См. приложение 4, пункт 2,1)

См. приложение 1. ВАЖНО:

  • желтые – СЛОЖЕНИЕ
  • зелёные – ДРОБЕЙ
  • красный – РАЗНЫМИ
  • голубые – ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ

Дети называют ответ, а учитель вешает отгаданное слово на доску.(См. приложение 4, пункт 2.2)

Дети производят самооценку. (См. приложение 4, пункт 2.3)

 

Введение в тему

А) - Как называются числа, которые вы расставляли в порядке убывания? (Дробные.)

- Из чего состоят дробные числа? (Из числителя и знаменателя.)

- Что вы можете сказать о знаменателе? (Знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое.)

- Что показывает числитель? (Сколько частей взяли.)

Б) Работа с учебником

- Откройте учебник на с. 110, № 267. Включается доска mimio (приложение 5). (См. приложение 4, пункт 3)

Получаются столбики.

- Какую группу вы можете решить? (1-ю, так как мы умеем складывать дроби с одинаковыми знаменателями.) СЛАЙД №1 (приложение 5).

- Кто расскажет, как необходимо сложить дроби с одинаковыми знаменателя? (Необходимо сложить числители, а знаменатель оставить тот же.)

- Решите самостоятельно. (См. приложение 4, пункт 3.1)

- Проверяем. На слайде №2 даны ответы с сокращением дробей. За каждый правильный ответ вы ставите балл. Максимально можно получить 3 балла.

- Посмотрите внимательно на дроби второй группы. Кто догадался, что нам поможет при решении данных дробей? (Основное свойство дробей.)

- В чем оно заключается? (Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и то же число, то получаем дробь равную данной.)

СЛАЙД №3. (См. приложение 4, пункт 3.2.)

 =

 

В) Решение задачи: Прочитайте задачу. СЛАЙД №4.

(См. приложение 4, пункт 3.3.)

Мышка собрала урожай репы.  часть всей репы мышка отдала своему другу кроту, а кролику на  части больше, чем кроту. Сколько репы мышка отдала друзьям (в частях)?

  1.  +  =  =  (ч.) - кроту
  2.  (ч.) – всего

III. Работа в группах. (См. приложение 4, пункт 4)

А) Решение задач.

- Сейчас вы разделитесь на группы. Подойдете к задаче, соответствующей цвету вашей карточке. Задание: решить задачу, показать данные на чертеже.

1-я группа: Белка заготовила грибы.  части всех грибов составили белые грибы, а подосиновики на  часть больше, чем белые. Сколько подосиновиков заготовила белка (в частях)?

 

2-я группа: Страусу нужно доставить почту в далёкую страну. В первый день он прошел  части всего пути, а во второй день на  часть больше, чем в первый день. Какую часть пути прошёл страус во второй день?

 =

3-я группа: Муравью необходимо перенести иголки с одного муравейника на другой. До обеда он перенес  части всех иголок, а после обеда на  части больше, чем до обеда. Сколько иголок перенес муравей после обеда (в частях)?

 = =

4-я группа: Алёнка получила в Новый год сладкий подарок . Свою подругу Наташу она угостила  частью всех конфет, а Свете она отдала на  часть больше, чем Наташе. Сколько конфет Алёнка отдала Свете? (в частях).

Б) Проверка задач (См. приложение 4, пункт 4.1.)

III. Закрепление. (См. приложение 4, пункт 5)

- Ребята, подсчитайте количество баллов, которое вы заработали при самооценки своей деятельности. Сейчас мы с вами составим рейтинг самооценки своей деятельности. Подойдите и возьмите квадратики те, кто набрал 16 – 13 баллов, теперь кто набрал 10 - 12 баллов возьмите треугольники, а те кто набрал 7- 9 баллов кружки. Посмотрите на диаграмму. По ней мы можем сказать: кто уже понял тему, а кому еще на следующих уроках предстоит работать.

IV. Выполнение диагностической работы. (См. приложение 4, пункт 6)

- Только что вы сами оценили свою деятельность на уроке, а теперь я хочу оценить вашу работу на уроке. Предлагаю выполнить диагностическую работу.

- Я хочу посмотреть, все ли дети научились складывать дроби с разными знаменателями.

- Рассмотрите лист с заданиями. Прочитайте все задания. Выполните одно любое, которое вы сможете выполнить самостоятельно. Не забудьте подписать работу.

Приложение 6. Диагностическая работа по теме: «Сложение дробей с разными знаменателями»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

приложение 4

Приложение 5

Приложение 6