Разработка и внедрение проекта по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Уроки нравственности"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка к проекту коррекции нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Цель проекта: Приобщение детей к духовным и нравственно- патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих: базис личной нравственности и культуры поведения, чувство любви к Родине, развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. Донести до подрастающего поколения значение Победы русского народа в ВОВ; способствовать расширению нравственно патриотических представлений детей и формировать у них интерес, симпатию и уважительное отношение к людям, отличающихся от них самих.

Задачи проекта:

  1. Формировать представление о нравственно- патриотических ценностях, умение отличать добро от зла.
  2. Сформировать такое душевное состояние, которое обеспечивало бы постоянный настрой на добро.
  3. Привлечь внимание ребёнка к самому себе, своему отношению к другим, своим поступкам, характеру. Побуждать желание стать лучше, добрее, внимательнее.
  4. Воздействовать на душу ребёнка с помощью различных видов искусства.
  5. Воспитывать у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу.
  6. Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
  7. Воспитывать уважение к труду.
  8. Формировать симпатию и уважительное отношение к людям, отличающимся от них самих (формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям.)
  9. Знакомить детей с символами, государствами ( герб, флаг, гимн).
  10. Способствовать общему развитию ребёнка на основе любви и интереса исследованию национальных, сословных, профессиональных корней своего народа в различных поколениях ( корни каждого в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
  11. Формировать элементарные правила о правах человека.
  12. Расширение представлений о Москве – главном городе, столицы России, о городах России.
  13. Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
  14. Продолжать расширять знания детей о государственных праздниках. Рассказать о космонавтах, полётах в космос Ю.А. Гагарина, В.В. Терешковой.

Проект может стать основой работы любого воспитателя.

Новизна проекта:

Состоит в том, что положительные качества детей воспитываются на основе симпатии – желания и умения проникнуть в мир чувств другого человека, понять что движет его поступками; любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Он даёт возможность пед. коллективу комплексно решать воспитательные, патриотические, нравственные знания, развивая ребёнка в целом: интеллектуально, морально, духовно.

Место реализации проекта: МДОУ Бобровский детский сад “Полянка”

Главный принцип от простого к сложному. Проект рассчитан на учебный год объём в часах индивидуален для каждой группы, в зависимости от восприятия данной темы воспитанниками. Место реализации – детский сад и семья.

Сведения об участниках проекта.

Программа рассчитана на две возрастных ступени обучения – средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет) и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). Возможно перенесение отдельных фрагментов программы на начальную школу. Программа не предъявляет требований к содержанию и объёму стартовых знаний, к уровню развития ребёнка, она предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в этой программе.

Формы организации занятий.

1. Фронтальные занятия с детьми.

Специально организованные занятия по программе проводятся во второй половине дня с детьми 3- 4 лет – 1 раз в месяц, с детьми 4-5 лет 2 раза в месяц, с детьми 6-7 лет 1 раз в неделю.

2. Занятия с психологом, логопедом.

Программу можно применять в различных видах дошкольных учреждений. В коррекционных учреждениях к работе подключаются логопеды, психологи, специалисты – воспитатели – дефектологи.

3. Занятия в домашних условиях.

Материал будет интересен и полезен и гувернёрам, поскольку обучение детей легко организовать и в домашних условиях.

Проект “ Уроки нравственности” представлен тремя мини-проектами: “Экология души”, “Моя малая Родина”, “Дети планета Земля”.

1 Мини проект: “Экология души”.

Цели:

  1. Научить ребёнка отличать добро от зла, сформировать такое душевное состояние, которое обеспечивало бы постоянный настрой на добро.
  2. Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способствовать замечать красивые поступки окружающих, усвоению правил культурного общения со сверстниками, взрослыми.
  3. Учить детей трудолюбию, аккуратности, бережливости без скупости, честности, взаимопомощи.

Прогнозируемый результат:

1.Сформированность ведущих характеристик нравственно-патриотического поведения ребёнка:

  • отношение к себе - критичность, требовательность.
  • отношение к другим – дружелюбие, отзывчивость, готовность прийти на помощь, умение прощать обиды.
  • отношение к родителям, воспитателям, вообще к взрослым- уважение, послушание;
  • отношение к животным – сострадание, милосердие (желание помочь);
  • отношение к дому, вещам - бережливость;
  • отношение к порученному делу – добросовестность, ответственность.

2. Обновление содержания и технологий образования воспитанников.

3. Создание новой структуры образовательного процесса.

2 Мини проект: “Моя малая Родина”.

Цели:

  1. Воспитывать чувства любви и уважения к Родине, к родной природе; формировать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами различных видов искусства.
  2. Сформировать представления о географическом расположении нашей страны, края.
  3. Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранить и приумножить богатства своей страны.
  4. Расширять представления о самобытности русского народа в прошлом и настоящем.
  5. Воспитывать любовь и уважение к Советской Армии, к Родине.
  6. Познакомить детей с символами государства (герб, флаг, гимн). (Гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события; когда звучит гимн, все встают, а мужчины и мальчики снимают головные уборы).
  7. Развивать чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Прогнозируемый результат:

  1. Сформированность нравственно-патриотических чувств в процессе реализации данных целей.
  2. Приобщение детей к истокам народной культуры.
  3. Применение полученных знаний в добрых делах поступках на благо Родины.
  4. Должны называть герб, флаг и гимн России (младший возраст). Знает, что цвета герба и флага, изображение на гербе означают добро и красоту, орёл – солнце, всадник - победу добра над злом, цвета Российского флага определяет как цвета природы (снег, небо и пр.). Имеет представления о том, что герб и флаг нужны стране, объединять людей, живущих в ней. Поэтому в праздники вывешивают на зданиях флаг России, а на монетах изображают герб (старший дошк. возраст).

3 Мини проект: “ Дети планеты Земля”.

Цели:

  1. Способствовать расширению социальных представлений детей и формировать у них интерес, симпатию и уважение к людям, отличающимся от них самих.
  2. Воспитывать у детей чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами Земли, борющихся за мир во всём мире.
  3. Дать детям сведения об отношении народа к природе.
  4. Познакомить детей с традициями и обычаями, связанных с поддержанием родственных чувств, добрососедских отношений.
  5. Формировать у детей знания о различных видах труда народа в различных регионах Южного Урала.
  6. Формировать доброжелательный интерес к жизни народов, их играм, сказкам, летним забавам детей.
  7. Воспитывать желание жить в мире с другими народами.

Прогнозируемый результат:

  1. Дети относятся к людям, разной национальности, с интересом, симпатией и уважением. (На нашей планете есть разные страны. Их населяют люди разных рас и национальностей. Они по- разному выглядят, у них разные традиции и обычаи).
  2. Появление у детей чувства гордости за людей, живущих в дружбе со всеми народами Земли, борющихся за мир во всём мире.
  3. Проявление у детей интереса к традиционной народной культуре (сейчас люди разных национальностей часто живут вместе, рядом. В нашей культуре много “ подарков” от культур других народов. Культуру России любят и ценят многие люди во всём мире).
  4. Расширение представлений о жизни детей других стран ( у детей во всём мире много общего: они любят играть, общаться, рисовать, ставить спектакли, заниматься спортом ухаживать и наблюдать за домашними питомцами.)

По результатам диагностики (Приложение № 2), мы убедились, что уровень развития детей по обучению детей нравственно-патриотическому воспитанию к 2009 году значительно повысился, по сравнению с результатами за 2007, 2008 учебный года. Это можно увидеть на примере диаграммы. И мы считаем, что это происходит в результате систематической работы с детьми и дифференцированного подхода к каждому ребёнку. Для более успешной работы в этом направлении важен контакт между педагогами, и родителями. Хочется верить, что знания, заложенные в дошкольном детстве, окрепнут и дадут свои положительные результаты ведь главная наша задача – научить детей видеть красоту и богатства нашей Родины, привить любовь к ней, воспитать достойного гражданина России.

Приложение 1.

Приложение 3.