К концу XX в. выяснилось, что от человека нужно защищать практически все. Защита и охрана природных богатств, здоровье народа осознаются теперь как важное общегосударственное дело. Охраняются и восстанавливаются памятники материальной культуры – часть духовного исторического наследия. Русский язык пока не воспринимается как национальное сокровище, а его надо спасать, как это уже делается в отношении памятников старины, культуры, искусства.
Новые условия функционирования языка, появление большого количества неподготовленных публичных выступлений приводят не только к демократизации речи, но и к резкому снижению ее культуры. Это проявляется в нарушении произносительных, лексических и грамматических норм русского языка: за примерами далеко ходить не надо: достаточно почитать перлы «бегущей строки»: Предоставляем услуги ж/д тупика и нефтебазы. Требуется специалист с дошкольным образованием. Лечение и протезирование зубов у взрослых и детей любой сложности.
На страницы периодической печати, в речь образованных людей потоком хлынули жаргонизмы, просторечные элементы и другие внелитературные средства. Предлагаю старшеклассникам поразмышлять, что произойдет с нами и с языком, если осуществится «обрезание языка», о котором пишет Т. Толстая в рассказе «На липовой ноге»: «Скажем, жили-были когда-то синонимы: «хороший, прекрасный, ценный, положительный, выдающийся, отличный, чудесный, чудный, дивный, прелестный, прельстительный, замечательный, милый, изумительный, потрясающий, фантастический, великолепный, грандиозный, неотразимый, привлекательный, увлекательный, завлекательный, влекущий, несравненный, неповторимый, заманчивый, поразительный, упоительный, божественный», и так далее, и так далее. И что же? – осталось только «крутой». Реже – «клёвый».
При таком отношении к языку произойдет не только оскудение языка, но и деградация человека, деградация общества.
Не менее яркой чертой нашего сегодняшнего языкового развития считается засорение речи заимствованиями. В научной, публицистической литературе современный русский язык называют интеррусским языком, германо-романо-русским или англо-русским сленгом.
Даже названия газет и журналов в России стали, почему-то нерусскими. А ведь язык любого народа – это его историческая память, воплощенная в слове. Тысячелетняя духовная культура, жизнь русского народа своеобразно и неповторимо отразились в русском языке. И, значит, культура слова предстает как неразрывная связь многих и многих поколений.
Цель внеклассного мероприятия: показать, каково значение русского языка в жизни нашего общества, каково должно быть отношение каждого учащегося к изучению русского языка.
Оборудование: Экран, проектор, компьютер.
Перед проведением мероприятия изучите предложенную презентацию, внесите свои изменения, если потребуется.
Ход мероприятия
1. Оргмомент.
Приветствие – экспресс-опрос:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня я буду говорить с вами не о своей любимой истории. Я интересуюсь компьютерными и информационными технологиями, часто посещаю Интернет-чаты и форумы и вижу, с какими приветствиями обращаются друг к другу пользователи.
- А какие приветствия вы используете?
- А я слышала и такие: прива, хай, как сам, хаюшки, хелоу, здорово, салют, дароф, прет, приветище и т. п.
- В чем смысл приветствия? Ведь его придумали не мы, и не сегодня. Как историк я знаю, что оно зародилось еще в глубокой древности. Подавая руку, приветствующий говорил, что он рад встрече и он не вооружен. Произнося «здравствуйте», как в прошлом, так и в настоящем, желаем здоровья. А что несут в себе современные посылы? Это просто формальность, на которую не стоит обращать внимания? И не важно, на каком языке мы произносим слова приветствия: на русском или не русском? И только ли приветствие изменило свое изначальное предназначение? Об изменениях, которые происходят с нашим русским языком, я бы хотела бы поговорить с вами сегодня.
2. Основная часть мероприятия.
Предварительно в классе устанавливаются парты так, чтобы ребята сразу сели по группам, в которых будет происходить основная работа. Всего предлагаю – четыре группы, но можно и больше в зависимости от пожеланий учителя и ребят, участвующих в подготовке и проведении классного часа.
- Итак, такой «нерусский» русский язык – эту тему я предлагаю для сегодняшней беседы. (Слайд 1 (приложение): Почему обедняется русский язык? Нужно ли беречь русский язык и проявлять заботу о его чистоте?)
- Какие мысли возникают у вас, ребята, при этих словах. Представьте, что работает «открытый микрофон» и вы можете высказать любое свое мнение не стесняясь, того что оно неправильное. Поговорим об этом подробнее, обсудив эти вопросы. И в конце нашей встречи мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение, а может быть и позицию по этим вопросам.
(Учащиеся высказываются по вопросам, высвеченным на слайдах (приложение).)
- Итак, ребята, начнем с нерусского языка. Помогите мне, где сегодня он чаще звучит и применяется?
(Примерные ответы: в СМС, Internet-чатах, СМИ, с телеэкрана и т.д.)
- А сейчас в экспертных группах я предлагаю вам исследовать эти слова и выражения и представить анализ наиболее часто встречающихся ошибок, коверканий. Вам предлагается исследовать примеры языка СМС, Internet-чатов, журналов и газет, проанализировать высказывания политиков, прозвучавшие с телеэкрана.
Вам предстоит за 5 минут ознакомиться с предоставленными вам материалами, вспомнить примеры из собственного опыта и представить свой анализ аудитории. По ходу ваших выступлений мы с вами будем создавать импровизированную газету, заготовку, которой я поместила на стене.
Задания группам. (Примеры для работы в группах в окончании публикации. Эти задания желательно распечатать заранее и на мероприятии раздать группам учащихся вместе с примерами, которые ребята будут анализировать.)
- Найдите, следующие ошибки в предложенных СМС: использование символов, сокращения, несоблюдение строчных и прописных букв, пропуски знаков препинания, орфографические ошибки, бедная лексика, использование транслита и т.п.
- Найдите, следующие ошибки в выдержках из молодежных интернет-чатов: сокращения, использование так называемого «падонкаффского» языка, пропуски знаков препинания, намеренные ошибки, «смайлы» вместо слов, иностранные слова – русскими буквами (не по-русски, не по-английски).
- Найдите в газетных статьях примеры: речевой агрессии, использования жаргонизмов, некорректные сокращения (Госдума), заголовки, не отражающие сути статьи и т.п.
- Найдите ошибки в речах известных политиков: в управлении и согласовании слов, употребление некорректных высказываний, неправильное использование слов.
(Работа в группах по заранее продуманным заданиям продолжается 7-10 минут. После окончания – выступления учащихся. По ходу выступления одного из экспертов группы, другой - приклеивает заготовку, на которой распечатано задание на газету).
- Молодцы, вы хорошо поработали. И мы с вами заполнили половину нашей газеты, ту, в которой предполагалось поместить примеры некорректного, неправильного использования русского языка. А теперь мне бы хотелось, чтобы мы отредактировали некоторые наши находки и перевели их на русский язык.
(На чистых листах определенной формы (так как их потом необходимо будет поместить в газету)ребята пишут, как должны красиво, по-русски звучать некорректные выражения, предложенные им в качестве объектов исследования. Учащиеся представляют тот материал, который они проанализировали. В это время на экране высвечиваются заранее заготовленные слайды, отражающие рассматриваемую проблему (приложение). Важно правильно вести диалог с ребятами.)
3. Подведение итогов.
- Давайте вернемся к вопросам, поставленным перед нами в начале встречи. Ответ на первый мы нашли с вами довольно быстро. Но мне бы хотелось услышать ваши рассуждения по второму вопросу.
Нужно ли беречь русский язык и проявлять заботу о его чистоте? (На экране – слайд с этим вопросом)
- Но прежде чем мы перейдем к открытому микрофону, и вы выскажете свое мнение, мне бы хотелось привести слова великих людей.
(Соответствующий слайд на экране.)
- Если такой далекий от русской культуры человек, как Эйнштейн мог сказать: «Для моих открытий Достоевский дал больше, чем Гаусс», то нам тем более стоит задуматься о том, чем мы на самом деле богаты.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
- Вы согласны с тем, что эти слова Тургенева нужно понимать так: ВЕЛИКИЙ ЯЗЫК – ВЕЛИКИЙ НАРОД?
(Рассуждения учащихся.)
- Спасибо за ваши слова. Наша газета почти закончена. Но на ней есть «конверт откровений», куда вы можете положить свои письма с размышлениями о нашем великом русском языке, можете провести подобную нашей встречу с учениками других классов.
Материалы для учителя и учащихся
(Можно использовать во время работы групп.)
Тема чистоты русского языка активно обсуждается на форумах в Internet, вот мнения, которые следовало бы зачитать в ходе мероприятия.
«Падонкаффский язык «опасен» тем, что разрушает нейронные связи мозга, отвечающие за правила формирования слов в русском языке. Методика его воздействия простая до банальности. Синтаксические, пунктуационные и словообразовательные правила «падонкаффских» языков обратно противоположны правилам классического русского языка. Особенно этим отличается недавно появившийся стиль «ПревеД».
Нейронные связи, отвечающие за грамотное формирование русских слов, формируются у нас десятилетиями. Есть более сильные связи, и более слабые.
Пример сильной связи - буквы, которые пишутся, как слышаться, например, в слове 'паровоз' сложно ошибиться с написанием букв 'п', 'р' и 'в'. Поскольку эти буквы и пишутся, и слышаться одинаково. Нейронные связи, созданные на основе них простые и однозначные.
Пример более слабой связи - буквы, которые пишутся не так как слышатся. В том же слове 'паровоз' это буквы 'о' и 'з'.
Есть и совсем слабые связи. У кого-то проскакивает буква 'т' в словах 'ужасный' и 'напрасный', у кого-то возникают проблемы с количеством и местоположением букв 'с' в слове 'искусство'. У всех по-разному. Это пример слабых связей.
Не вдаваясь в особенности формирования данных связей, скажу лишь то, что употребление в своем лексиконе, и даже чтение текстов 'падонкаффских' языков способно как катком разрушить слабые связи, а так же в значительной степени пошатнуть однозначность сильных связей. Грамотность 'уедет' далеко и надолго.
И, замечу, что восстановить слабые связи гораздо сложнее, чем разрушить...
Кому это нужно? Зачем придумываются и внедряются подобные языки?
Вот это - правильный вопрос.»
А эти высказывания взяты из одного чата в Интернете:
«Наша учительница по русскому языку нам говорила "Учите правила, станете взрослыми, вам самим же потом стыдно будет с ошибками писать!"
Часто вспоминаю ее.
Когда читаю, что-то в интернете, грамматические ошибки "царапают" взгляд, и отвлекают от смысла текста. А вот описки почему-то нет.
То, что написано по-падонкаффски не читаю. Автоматически прочитать не получается, приходится проговаривать про себя написанное. Некоторое время это забавляло, но теперь уже кажется дурным тоном.
А вот что это может быть в какой-то степени "опасным" не думала.»!
«Как получается так и пишу.
Ответ: "Как получается" - получается по "падонкаффски". А хочется по-РУССКИ.»
«Очень уважаю тех, кто любит язык и трепетно к нему относится...»
Материалы группам
1 группа - Internet-чат
ПревеД медвед!
Хы-хы-хы!
Бугага
Красавчег!
Жошь!
Пацталом
Ржунимагу!
Йа
Каг дила?
О5
Чмок
Песш в аську
Цмок
Чмафф
Пишы есчо =)
Аффтар тачи зачОтку!
2 группа - SMS
Хай! Как у тя делы?
Я =)))
Споки-чмоки!
@
| эта роза тибе от me !
С бездником тебя!
Помоги мне плис!
Я кисс тебя!
Завтра движуха, подползай!
Шумани мне
Цинкони
Здорова всем челам Нижневартовска!
Прива! Я катя давай знакомица!
3 группа - Высказывания политиков
«Глядя на эту ситуацию, у меня рука не поднималась критиковать местные власти…» (А. Чубайс)
«Им плевать на все морали…»
«Жаль, что у меня просто нет возможности было полететь туда…» (В.С. Черномрдин)
«А я свою подпись из под этого документа не уберу». (В. Семаго)
«И мы хотим обратить внимание общества к этой проблеме».
«Эти деньги для расчёта с самой МВФ». (Г. Явлинский)
«Какие доходы вы зарабатываете?» (В. Матвиенко)
«Ваше коварство еще более хуже…» (В.В. Жириновский)
«Сегодня они ударили по Ираку, завтра они ударят по нас!» (А. Арбатов)
4 группа - Из газет и журналов
«Местное время», г. Нижневартовск
Заголовки статей:
«У балочников есть надежда» (авт.- кто такие балочники?)
«Гости сказали, что хозяева слабо подавали»
«Президент и депутаты скинулись для малоимущих»
Названия молодежных журналов:
(Авт.- может журнал для россиянок следует назвать «Сударыня»?)