Конкурсно-игровая программа "Пестрый мир"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания детей; умения устанавливать взаимосвязь в природе;
  2. поддержание интереса учащихся к предмету окружающего мира, природоведения;
  3. углубление и закрепление учебного материала, расширение общего кругозора детей; знаний о природе, о природных явлениях;
  4. развитие творческого воображения, образного мышления учащихся;
  5. воспитание любви к природе, к родному краю.

Оборудование: карточки с различными заданиями, предметные картинки; карточки с заданиями; разноцветные жетоны; 3 стаканчика для жетонов; “цветик-семицветик”; названия этапов викторины; фломастеры ( на каждом столе ); призы.

  1. “Загадочная” разминка
  2. “Подслушанные в природе разговоры”
  3. Рассказы-загадки
  4. “Природные задачки”
  5. “Ну-ка, прочитай!”
  6. “Узнай меня” ( описание )
  7. Анаграммы
  8.  “Знаешь ли ты?” ( интересные вопросы )
  9. “Нарисуй-ка!”

За неделю до проведения мероприятия класс делится на 3 команды. В состав каждой команды включаются и родители. Заранее выбирается жюри. За каждый правильный ответ команде выдается жетон. До начала викторины каждая команда выбирает себе название, связанное с темой “Природа”, выбираются командиры.

Викторина проводится поэтапно: дети сами выбирают каждый следующий этап по номеру лепестка “цветика-самоцветика”( номера записаны с обратной стороны карточек-лепестков ).

Ход игры.

1 ЭТАП: “Загадочная” разминка.

Загадки о явлениях природы:

а)

Бывает он в холод, бывает он в зной,
Бывает он добрый, бывает и злой.
В открытые окна нежданно влетит,
То что-то прошепчет, то вдруг загудит.
Притихнет, умчится, примчится опять,
То вздумает волны по морю гонять. ( Ветер).

б)

Доброе, хорошее, на всех людей глядит.
Только на себя глядеть не велит. ( Солнце ).

в)

Через рощи и боры
Может он бежать с горы.
Может он бежать с бугра
Ниточкой из серебра. ( Ручей.) и другие загадки.

2 ЭТАП: “Подслушанные в природе разговоры”.

Кто герои этого диалога?

***

- Видали? Видали? Я грибы на сучок повесила сушить, а ты их у меня таскаешь! Ах, злодейка!

Кто у кого больше стащил! Я орехи на пеньке разложила, и оглянуться не успела, как они у тебя в дупле оказались!

( Ответ: Белка и Лесная мышь ).

- Кто это говорит?

***

- Ты, вот все лето серым был, а сейчас вон весь белый щеголяешь. Белка, вот летом рыжая была, сейчас серую шубку надела. Одна я, бедная, зимой и летом одним цветом!

( Ответ: Лиса ).

Чей это разговор?

***

Что, Черный, холодно тебе?

Холодно, ух, как холодно! Ночку на дереве просидишь, утром лапой не шевельнуть, крылом не махнуть… Вовсе закоченеешь.

А ты делай как я. С дерева вниз головой в снег - бух! Под снегом-то как под одеялом. И ветер не задувает, и мороз не припекает, и на глаза никому не попадешься!

(Ответ: Ворон и тетерев.)

3 ЭТАП: Рассказы-загадки.

- В эти рассказы-загадки включено несколько ошибок. Ваша задача: их найти и объяснить в чем ошибка, почему так не бывает. Эти рассказы-загадки посвящены поведению людей в природе.

Зимний день.

В классе только и было разговоров, что мы идем в поход. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. В лесу кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезженной дороге.

Тихо зимой в лесу, и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых животных- жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы? “Это, наверное, следы ежа”, -сказал Петя. “Нет, это не ежик пробежал, а суслик”, - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из под снега.

Решили отдохнуть под большим деревом. “Что-то не видно белок”,- сказала Маша. “А ты, что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?” - ответил ей Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук- это дятел.

Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы им не было голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись в обратный путь. Немного усталые, но довольные, мы вернулись домой.

Ошибки, допущенные в рассказе “Зимний день”:

  1. Скворцы - перелетные птицы, зимой их не бывает;
  2. Ежи и суслики зимой впадают в спячку;
  3. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью;
  4. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни.

“Воскресенье в лесу”.

Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Вася повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: “Микробы все равно их разрушат!” Горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках еше теплые яички и положили обратно.

Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой - в школе пригодится.

Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно- мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним.

С охапками лесных и луговых цветов мы возвращались из похода. Весело прошел день!

Ошибки, допущенные в рассказе “Воскресенье в лесу”:

  1. вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные,не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных;
  2. для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки; также в жаркую погоду разводить костры в лесу вообще запрещается;
  3. полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (для этого необходимо 220 лет, а металлические банки разрушаются 100 лет);
  4. костер после прогорания следует забросать землей или залить водой до полного прекращения горения;
  5. трогать яйца птиц не следует - птица может не сесть на яйца;
  6. брать зверят и птенцов из леса не надо: если они не погибнут в неволе, то погибнут, когда вы захотите их снова отнести в лес;
  7. прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния;
  8. луговые и лесные цветы рвать не следует - жизнь сорванных цветов недолговечна; кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.

4 ЭТАП: Задачи.

Задача 1.

Высота горы 5 км, а высота холма 200м. На сколько метров и во сколько раз высота холма ниже, чем высота горы?

( Ответы: На 4800 м, в 25 раз).

Задача 2.

Определяя количество воды, даваемое родником, туристы заметили, что двухлитровая банка наполнилась за 4 секунды. Сколько воды дает родник за 1 минуту?

(Ответ: 50 литров.)

Задача 3.

Бурая медведица в январе-феврале приносит два-три медвежонка, каждый из которых весит 500 г. Сколько весят 2 медвежонка? 3 медвежонка?

(Ответы: 1 кг, 1 кг 500 г.)

5 ЭТАП: “Ну-ка, прочитай!”

Участники викторины должны прочитать на карточках названия птиц. Для этого в предлагаемом ряду букв надо зачеркнуть одинаковые. Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

Карточка 1:

К Л Э В А Г О А Р Э Ш В Г У Л Н

Карточка 2:

О З У Д Я Н Б А О Л Д А И Н К У

Карточка 3:

Б И В Х Е Р А В С Х А К С У Т И

( Ответы: коршун, зяблик, беркут ).

6 ЭТАП: “ Узнай меня”.

Каждой команде раздается по 1-2 предметные картинки с

изображением любых животных. ( Команды не показывают картинки друг другу). По выбору команды один из учеников описывает животное на своей картинке, не называя его. Жетон получает только та команда, которая, описав животное, получила от другой команды правильный ответ.

7 ЭТАП: Анаграммы.

- Решите анаграммы и исключите лишнее слово:

Для 1 команды: САИЛВ  Для 2 команды: ЕДУЛЖКО
РЕОХ СНИРУКО
ШПАУК СРЕЦЕД
ШРАУГ ЕКИЛЕГ

(Ответы: слива, орех, пушка, ( желудок, рисунок, груша ) сердце, легкие )

Для 3 команды:

АТСЕН

ТИРАНГ

ИНГЛА

СОПЕК ( Ответы: стена, гранит, глина, песок ).

8 ЭТАП: “Знаешь ли ты ?” ( интересные вопросы ):

  1. Какое насекомое поднимает груз тяжелее веса собственного тела? ( Муравей ).
  2. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? ( зверя? ) ( Волчье лыко и вороний глаз ).
  3. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? ( Скворец ).
  4. Насекомое, которое, спасаясь от врага, схватившего его за ногу, может оставить ее в зубах врага и убежать. ( Кузнечик ).
  5. Отчего бегемот, крокодил и лягушка глаза имеют на макушке? ( Все эти животные живут в воде, а дышат воздухом. Поэтому у них глаза и ноздри расположены так, что могут находиться над поверхностью воды в то время, когда тело животного погружено в воду ).
  6. Из какого дерева делают спички? ( Из осины ).
  7. Какие насекомые носят те же названия, что и животные? ( божья коровка, жук-олень, жук-носорог, муравьиный лев, бабочка-медведица и др.)
  8. Какое дерево применяется для изготовления лыж? ( береза ).
  9. Ласточки летают над землей. Какая будет погода? ( Будет дождь ).
  10. Самое глубокое в мире озеро. ( Байкал – 1940 м ).
  11. Какая охота разрешается в любое время года? (Фотоохота ).
  12. Почему охотники называют снег “белой книгой”?
  13. Какая птица к зиме белеет? (Куропатка ).
  14. Самая большая птица в мире. ( Страус ).
  15. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. Что за примета? ( Признак хорошей погоды ).

9 ЭТАП: “Нарисуй-ка!”.

На этом этапе командам дается задание: придумать и нарисовать эмблему на тему: “Мы -друзья природы”. ( Каждой команде дается заготовка в виде круга на карточках, внутри которого помещается эмблема.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Жюри подводит итоги. Подсчитывается количество жетонов, набранное каждой командой. Награждаются победители и все участники призами.