Проект "Семья года" с учащимися начальной школы

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Задачи: способствовать формированию уважительного отношения детей к родителям, содействовать формированию культурных традиций в общении взрослых и детей, способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса к общей деятельности, выявлять, поддерживать и поощрять талантливые семьи и их детей.

Цели: воспитывать уважение, любовь к старшему поколению, желание больше узнать о их жизни; развивать кругозор путем изучения жизненного пути старших членов семьи; развивать творческие способности, учить их проявлять; воспитывать ответственность за порученное дело, чувство коллективизма в процессе подготовки к празднику.

Оборудование: название проекта «Семья года», компьютер, диапроектор, диск, экран, выставка поделок «Семейные оч- умелые ручки», рисунков «Окна моего дома», сочинений «Дом, в котором я живу», фотографий «Я и моя семья», музыкальный центр, шары, мягкие игрушки, дипломы, три бельевые веревки, детские вещи (3 комплекта), прищепки, 3 бельевых тазика.

Ход мероприятия

I. Сообщение цели мероприятия.

У. Добрый день, дорогие друзья!

Мы рады вас приветствовать на нашем проекте «Семья года» (На экран проектируется название мероприятия и его цель). Почему возникла необходимость такого мероприятия? Надо способствовать объединению детей, их родителей на основе общего интереса к общей деятельности, выявлять, поддерживать и поощрять талантливые семьи и их детей.

II. Вступительное слово учителя и учащихся о семье.

1. У. Для каждого из нас семья – это начало всех начал, все мы родом из семьи.

А когда появилось слово семья?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам –
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Еве тихонько ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Еве все так же ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
«Я, я – тихо молвила Ева, - я, я,» -
Сказала она чудесных семь «я»,
Вот так на Земле появилась Семья.

2. Д.

Гремите громче трубы,
Звонче звените колокола,
На встрече нашей сегодня
Вся моя семья!
Всех, кого люблю я
И сердцем, и душой,
Сегодня в этом зале
На празднике со мной.
Немало праздников у нас,
Обрядов славных и обычаев.
И вот настал особый час –
Семьи мы празднуем величие.
Праздника такого нет в календаре,
Но для нас он важный в жизни и в судьбе.
Без него мы просто не смогли бы жить,
Радоваться миру, учиться и творить.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.

Исполняется песня «Родительский дом».

III. Ознакомление с условиями проекта.

1. У. Наш проект проводился поэтапно: (приложение).

1 этап – предварительный. Здесь было выдвижение кандидатов проекта. Ребята изъявили желание все участвовать. От родителей примут участие только некоторые семьи.

2 этап – полуфинальный. Он состоял из нескольких туров:

  • I тур – эстетическая деятельность, художественный вкус, творческие способности семьи должны были проявить, участвуя в домашнем конкурсе «Самая умелая» при изготовлении поделки, рисунка, блюда, выставки фотографий, показа видеофильма, написании сочинения.
  • II тур – интеллектуальная и коммуникативная деятельность. Семьи дома готовились к этому туру. При представлении визитной карточки, исполнении песни, проведении спортивных соревнований, песенного марафона, конкурса «Доскажи пословицу», эрудитов они должны точно, кратко, ясно излагать свои мысли, проявлять инициативу, настойчивость в преодолении трудностей, показать усвоение культуры личности, умение самоутвердиться.
  • этап – финальный.

2. Конкурс «Самая умелая» прошел предварительно, т.е. первый тур. Вот его результаты. Самыми умелыми оказались 3 семьи, они и выходят в финал. И сейчас мы покажем второй тур «Самая талантливая» с этими тремя конкурсантами.

IV. Представление семей.

У. Семья для каждого из нас – самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царят взаимопонимание, доверие, тепло и уют, то это настоящая семья. И мы надеемся, что именно такие семьи пришли к нам сегодня в гости. В нашем проекте «Семья года» принимают участие: (под звуки фанфар представляю семьи, они рассаживаются на отведенные места).

V. Представление жюри.

У. Вот и познакомились. Осталось представить жюри. Оценивать выступление семей будут жюри в составе: (представление членов жюри).

VI. Проектная программа.

У. А теперь переходим к нашей проектной программе. Желаем всем удачи.

1. Конкурс «Визитная карточка семьи».

А) По проведенной ранее жеребьевке команды показывают подготовленную «визитку» с показом видеофильма, где в забавной форме называют имена, профессии, увлечения семьи и ее членов и т.п. Оценивается зрелищность, постановка, оригинальность замысла по трехбалльной системе. Время 3-5 минут.

Б) У. Дорогие друзья! Надеюсь, вы поддержите меня, если я скажу, что все конкурсанты отлично справились с первым заданием и заслужили ваши горячие аплодисменты.

В) Игра со зрителями.

У. Пока жюри подводит итоги, а семьи отдыхают я объявляю музыкальную паузу – танец «Губки бантиком».

Г) Слово жюри.

2. Конкурс «Доскажи пословицу».

А) У. Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее. В каждой семье бывают и беды, и радости. Нам не всегда удается правильно разрешить многие конфликты. Именно русские пословицы и поговорки учат нас жить достойно и мудро. Давайте их вместе вспомним. Название этого конкурса «Доскажи пословицу». Я читаю начало пословицы, а вы проговариваете ее конец. За каждую правильную пословицу 1 балл.

Когда семья вместе, и душа… (на месте).

На что клад, коли в семье… (лад).

Золото и серебро не стареют, отец и мать цены… (не имеют).

Дом красив не углами, а …(пирогами).

Нет милее дружка, чем родная… (матушка).

Дети не в тягость, а в… (радость).

Б) У. Хочу заострить внимание на последней пословице. В нашем проекте принимали участие многодетные семьи, для которых, действительно, дети не в тягость, а в радость. /Представление семей/.

В) Слово жюри.

3.Конкурс эрудитов.

У. Мы переходим к следующему заданию. Это конкурс эрудитов. За каждый правильный ответ семья получает по 1баллу. Задание понятно? Тогда начнем!

А) Вопросы для глав семей – наших пап (по очереди обращается к отцам семейств).

  • Кого англичане называют «мать в законе», а французы – «красивая мать»? (Тещу)
  • Чем вытереть слезы у двухнедельного малыша: ватой, марлей, чистым носовым платком? ( У него еще нет слез)
  • Какую вещь позаимствовали домашние хозяйки у древних фараонов? (Фартук)

Б) Вопросы для мам.

У. Большое спасибо папам. А сейчас я приглашаю сюда прекрасную половину. Дорогие мамы, вопросы вам!

  • Искусство приготовления пищи. (Кулинария)
  • Блюдо, которое подают в конце приема пищи. (Десерт)
  • Это не человек, но его любят все члены семьи. (Домашнее животное)

Г) Вопросы для детей.

У. Милые мамы оказались на высоте и, я думаю, не подкачают самые младшие члены семьи – наши очаровательные и любимые дети.

  • Когда все вместе: папа, мама, дедушка, бабушка – это… (Семья).
  • Бывает один раз в году, все его любят и очень ждут. Когда ты становишься старше, ждешь его меньше. (День рожденья).
  • Место, где мы бываем все вместе. (Дом)

Д) У. Огромное спасибо всем участникам конкурса эрудитов. Пусть они немного отдохнут. Жюри подведет итоги и, возможно, мы услышим не только оценки за конкурс эрудитов, но и общий бал после прохождения трех конкурсных заданий. А в это время послушаем частушки в исполнении наших ребят.

Посмотрите, наши гости,
Как мы весело живем,
Мы сейчас для вас попляшем
И частушки пропоем.

Припев: Ах ты, ох ты! Что говоришь ты!

У родителей и часа
Нет с ребенком пообщаться,
Я на улице общаюсь –
Очень быстро «развиваюсь».

Припев.

Ни щенков и ни котят
Мама с папой не хотят!
Говорят, мол, это слишком,
Так купите мне братишку!

Припев.

В дочки-матери играем,
Папе с мамой подражаем:
Чур, на диване – я лежать,
Ну а ты – иди стирать!

Припев.

Любит музыку мой папа,
От него не отстаю,
Он играет на гармошке,
А я песенку пою…

Припев.

Мы частушки петь кончаем
И всегда вам обещаем:
Слушать вас всегда во всем –
Утром, вечером и днем.

Припев.

Е) Слово жюри.

4. Песенный марафон.

А) У. А мы продолжаем нашу программу. Сейчас проведем между конкурсантами «Песенный марафон». Постарайтесь вспомнить и напеть хотя бы одну строчку из песни, где есть слова: «Семья, дом, родные, мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь…» На счет «1,2,3» время истекает, и победителем считается тот, кто больше исполнит песен на заданную тему. За каждую песню 1 балл.

Б) Слово жюри.

5. Спортивный конкурс.

У. А сейчас проверим умения наших семей сплоченно и быстро работать. Этот спортивный конкурс оценивается по трехбалльной системе. Первый конкурс называется «Сушка белья». Мама держит бельевую веревку, папа развешивает белье, затем ребенок снимает и складывает в тазик. Чья команда быстрее справится.

VII. Заключительное слово детей.

У. Пока жюри подводит итоги, вас приветствуют наши дети.

Любите нас такими,
Какие все мы есть.
Пусть недостатков в нас не счесть,
Но мы же ваши дети,
И никого дороже
На всем огромном свете
Никто из вас не сможет
Найти средь суеты.
Мы вашим станем продолженьем,
Надеждой вашей и судьбой,
Тревогой, счастьем, вдохновеньем.
Но чтобы вдруг не стали мы бедой,
Своею жизнью день за днем
Быть благодарными учите
Любви родительской, огнем
Любовь ответную будите.
Ведь лишь она одна
Очаг домашний согревает.
Бывает так она сильна,
Что все невзгоды побеждает.
Так будьте же терпимей к нам,
Понять нас просто постарайтесь
И вопреки безжалостным годам
Душою молодыми оставайтесь.
Звучит песня «Наши дети».

VIII. Слово жюри.

У. Внимание! Настал самый волнующий момент нашего конкурса. Жюри подвело итоги, ознакомилось с выставкой и готово вынести свой вердикт. (Слово предоставляется членам жюри. Каждый член жюри выбирает одну из семей и обращается к ней с теплыми пожеланиями. Вручаются подарки. Последней вызывается семья-победительница. Все ее дружно встречают аплодисментами. Вручаются дипломы и подарки.)

IX. Подведение итогов.

У. Дорогие друзья! Вот и закончился наш проект «Семья года». Сегодня мы еще раз убедились, как хорошо, когда все вместе: и дети, и родители, и учителя. Мы верим, что если каждый день мы будем вместе, то наших детей ждет радостное и счастливое будущее.

Огромное спасибо семейным командам за участие в нашем проекте, а зрителям – за внимание.

Берегите свои семьи, берегите своих близких, и пусть никогда не погаснет ваш домашний очаг!

А наш очаг – вот эта большая аудитория, которая старается учить и воспитывать детей вместе, воедино, сплоченно. Мы с вами выполняем одно общее дело. Так пусть же и наш классный семейный очаг никогда не гаснет и приносит успех.

Давайте все вместе сфотографируемся и запечатлеем это звено в большой цепи воспитания и образования.

Всего вам доброго! До новых встреч!

(Звучит песня «Мы желаем счастья вам»).