Цель:
- Формировать у учащихся художественное восприятие окружающего мира; расширять кругозор; развивать устную и письменную речь.
- Учиться собирать материал к сочинению: правильно употреблять слова, учитывая их лексическое значение; пополнять свою речь словами, связанными с красотой.
- Содействовать развитию эстетического вкуса, формированию высоких нравственных и эмоциональных качеств, воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней, вызвать чувства восхищения красотой природы, изделиями народно-прикладного искусства, музыкой, картинами.
Тип урока: урок развития связной речи.
Оборудование: выставка изделий народно-прикладного искусства Хохломы, Жостово, Дымкова; выставка иллюстраций Хохломы, Дымкова; выставка книг, используемых при подготовке к уроку, фотографии И.И.Левитана, Рафаэля, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, компьютерная презентация.
Ход урока
Красота спасет мир.
Ф.М. Достоевский
1. Орг. момент
Урок начинается с чтения стихотворения С.Кирсанова “Этот мир” под приятную музыку для создания атмосферы радости, удовольствия.
Мой родной, мой земной, мой кружащийся шар!
Солнце в жарких руках, наклоняясь, как гончар,
Вертит влажную глину, с любовью лепя,
Округляя, лаская, рождая тебя.
И когда ты отделан и весь обожжен,
Солнце чудо свое омывает дождем
И отходит за воздух и за облака
Посмотреть на творение издалека.
Ни отнять, ни прибавить - такая краса.
- Какой момент описывает поэт в своем стихотворении?
- На какое творение посмотреть отходит Солнце? (Красоту.)
2. Объявление темы урока.
- Определите тему урока. Чем мы будем заниматься сейчас на уроке?
(Запись темы урока на доске и эпиграфа.)
– Что такое красота?
– Где мы можем встретить её (красоту)?
3. Словарная работа со словом «Красота» в тетрадях.
а). Лексическое значение слова (Работа со словарем Ожегова)
б) фонетический разбор слова: красота
в) морфемный разбор слова красота.
г) морфологический разбор слова красота
(Использую опорную схему:
Имя существительное
- Обозначает предмет Кто? Что?
- Морфологические признаки:
- одушевленное или неодушевленное;
- собственное или нарицательное;
- постоянные признаки: род, разносклоняемые или несклоняемые;
- непостоянные признаки: падеж, число.
- Синтаксическая роль).
д) подбор синонимов, антонимов и запись их в тетрадях: (Чудо, волшебство, великолепие, диво, изящество, роскошь, божество).
е) Составление предложения со словом «красота», синтаксический разбор записанного предложения: Красота всю жизнь нас окружает везде: в природе, в строительстве зданий, в искусстве, в музыке.
Учитель: Объясните, как вы понимаете слова эпиграфа?
Красота существует не отдельно от жизни. Вся наша жизнь связана с ней. Мы видим и замечаем ее везде: в родной природе и людях, в творчестве, красота всегда приносит людям радость. Поэт Н.Заболоцкий писал: «…что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
4. Красота в музыке.
Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского.
- Что представляете вы, слушая эту музыку?
5. Красота поэтического слова.
Учитель: Красота всегда приносит людям радость, помогает выстоять в трудные минуты жизни, вдохновляет и облагораживает, поднимая из глубин души все самое лучшее и светлое.
(Чтение отрывка из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина об осени).
«Природа вечно дышит, всегда поет, и песнь ее торжественна,” - нельзя не согласиться с этими словами художника.
(Чтение стихотворения учеником наизусть).
Красоту нашей природы
Описать я не смогу.
Лучше красками цветными
Я пейзаж изображу.
Нарисую лес зеленый,
Голубые облака
И багульника цветочек
Мотыльком изображу.
Нет природы нашей краше,
Где сосна и ель растет,
Белоснежная береза,
И черемуха цветет.
Берегите, не губите
Вы зеленые леса.
Пусть своею красотою
Лес нам дарит чудеса. Великолепна природа родного Забайкалья.
Как хорошо, что сейчас можно запечатлеть любой момент на фотографии.
6.Компьютерная презентация. «Как прекрасен этот мир – посмотри!»
7. Красота в живописи. Ее воздействие на человека.
Красоту нашей природы отражают и полотна великих художников. Вот портрет замечательного пейзажиста И.И.Левитана (Показываю портрет художника) Посмотрите на знакомую вам картину “Золотая осень ”На нее можно смотреть много раз и никогда она не надоедает. Почему?
Художник увиденное передал красками.
- Представьте себя среди пейзажа в светлый осенний день на берегу маленькой речки.
- Что вы чувствуете? (Вы только что вышли из леса и перед вами спокойная синяя вода, чистый, прозрачный воздух, шорох золотых листьев.)
Учитель: К.Г.Паустовский писал: «Невольные слезы обожгли мне глаза. … Я стоял перед «Золотой осенью» Левитана. Эта картина вошла в мое сознание как проявление такой величавой и облагораживающей красоты, что я до сих пор не мог поверить, что такая красота существует на свете… Все дрожало у меня в душе. Происходило величайшее событие в моей жизни: я нашел свою родную страну. Я уже любил её до последней прожилки на каждом незаметном листике. Я был готов отдать этой стране все силы души и тогда ещё молодого сердца».
8. Красота в народно-прикладном искусстве.
Учитель: Красота не только всегда приносит людям радость, но и делает человека лучше. С давних времен люди начали облагораживать окружающие их вещи, сопровождающие их в течение всей жизни, с детства до старости. Человек украшал своё жилище, предметами быта, труда, создавая своими руками красоту. При этом природа была его учителем. Она предоставила простейшие материалы для изготовления этих вещей - глину, дерево, металл, камень, кость, лён, шерсть. Народ веками отбирал в природе совершенные формы, радостные сочетания цветов, удивляя и радуя своей изобретательностью и вкусом. Русские матрёшки, дымковские игрушки, деревянные хохломские изделия, гжельская керамика, лаковые миниатюры палехских мастеров, вологодские кружева, жостовские подносы принадлежат к лучшим образцам народного искусства.
9. Рассказ ученика о хохломской росписи
В Хохломской росписи осталось удивительное мастерство художника, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью.
В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями.
Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты. Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошими подарками. Чаши всегда с удовольствием принимали в подарок. Хоть все они и имели одинаковые названия, они отличались друг от друга и формой, и росписью.В больших количествах изготовляли ложки – ложка у каждого была своя. Мастер брал определённой величины кусок дерева – баклушу, разрубал её на нужное количество кусков. Бить баклуши поручалось подмастерью, т.к. эта работа считалась лёгкой. Самые трудные работы, в том числе и роспись, делали мастера, назывались они ложкарями. Красивые ложки и ковши тоже использовались и используются и как музыкальные инструменты.
Издавна цветы на лугу, в саду привлекали человека своей красотой; цветы дарили в дни радостных событий. Цветы прекрасны, но их красота недолговечна. Продлить цветение, окружить себя цветами круглый год, создать дома мир радости и красоты стало доступно жостовским мастерам.
В Дымкове и сейчас живут замечательные мастерицы по изготовлению всемирно известных дымковских глиняных расписных игрушек.
Учитель: Красота … Как вы думаете это понятие новое или оно вечно? (Русская старина и современность связаны этим словом неразрывно и проявляются в каждом произведении художников и композиторов и в каждом творении архитекторов и скульпторов.)
- Что может быть в этом доказательством?
10. Красота вечна.
Картина "Сикстинская Мадонна"
- Перед вами картина «Сикстинская Мадонна». Как вы думаете, много ей лет?
Творенье может пережить творца:
Творец уйдёт, природой побеждённый,
Однако образ, им запечатлённый,
Веками будет согревать сердца.
Микеланджело Буонаротти
(Рассказы учеников о художнике Рафаэле и его картине.)
Рафаэль - это художник эпохи Возрождения. С его именем связано представление о возвышенной красоте и гармонии. Рафаэль Санти родился в 1483г. в городе Урбино в семье безвестного художника. С 1495 г. учится в мастерской Пьетро Перуджино. С1503г. отправляется в творческие скитания по Италии. С 1503 г. по 1508 г. живёт во Флоренции. Учится у Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создаёт 15 портретов своих знаменитых "Мадонн". В 1508г. вслед за Микеланджело уезжает в Рим, где живёт до самой смерти. В Риме расписывает храмы Ватикана. Принимает активное участие в обществе учёных "Студиа хуманитатис". В I513-1514 гг. работает над "Сикстинской Мадонной". В 1517-1 520гг. пишет свою последнюю картину "Преображение", над которой работает до последнего дыхания. Облику Христа придаёт черты автопортретности. Эта работа, так и не законченная Рафаэлем, стояла у его гроба. Легенда о картине гласит, что моделью для своей картины Рафаэль выбрал шестнадцатилетнюю девушку, возможно, художник был влюблён в неё. Рафаэль посчитал, что только её лицо способно выразить тревогу и боль за человечество и за собственного сына и увековечил образ девушки на своём полотне.
О чём же эта картина? Картина "Сикстинская Мадонна" является величайшим произведением. Она посвящена самому радостному событию в жизни человечества: рождению Богочеловека, который изменил своим присутствием на земле мировоззрение, идеологию людей. Его идеи жизнеутверждающи, призывают верить в великое предназначение миссии человека, верить ближнему, сострадать ему. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Открывается картина бесконечной панорамной ярко-голубого неба, на котором виднеются лики бесплотных существ. Их взоры устремлены на героиню полотна. Эта большая картина изображает чудо явления Небесной Царицы, несущей людям своего Сына как искупительную жертву Глаза Мадонны печальны. Взгляд её тёмных глаз устремлён куда-то вдаль. Этому взгляду доступно то, что скрыто от взора простых смертных.
Мадонна среди светлых облаков в обрамлении зелёных занавесей, так называемых "занавесей жизни". Одета она в плащ светлых, спокойных тонов, на голове накидка - знак замужества. На руках у матери - красивый ребёнок. В его недетском взгляде угадывается что-то осмысленное провидческое. Слева виднеется фигура Папы Сикста IV, который в молитвенном умилении созерцает чудо. Справа от Мадонны находится святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, к лику святых.
Учитель:
Великая сила искусства
Ты не найдёшь в ней совершенных линий,
Особенного света на челе.
Не знаю я, как шествуют богини,
Но милая ступает по земле.
У. Шекспир
Учитель: Понравился вам рассказ о картине Рафаэля? О чем он? Какова главная мысль этого отрывка? (Это текст, поясняющий сюжет картины Рафаэля. Мы видим нерешительность героини картины. Она держит на руках своего сына, но должна отдать его людям. Переживания за судьбу своего ребенка передаются в отрывке. Мадонна понимает – так надо поступить.)
11. Итоги урока
Учитель: Заканчивая наш урок, давайте вернёмся к тому, с чего начинали, к эпиграфу сегодняшнего урока.
Почему, именно, так мы назвали этот урок? Чему научились? Почему, открывая мир красоты одновременно открываем и мир русского языка?
12. Домашнее задание: напишите сочинение или стихотворение на тему урока.
Литература
- Декаративно-прикладное искусство в жизни человека: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Н.А. Горяева, О.В. Островская; Под редакцией Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.
- Русский язык: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений/. – М.: Дрофа, 2006.