Цели:
- Дифференциация звуков «с» и «ш»
- Развитие фонематического слуха
- Совершенствование операций звукового анализа и синтеза
- Обогащение словаря
- Развитие логического мышления и фразовой речи
- Воспитание эстетического отношения к действительности (умения видеть, ценить и стремиться совершать хорошие поступки)
Материал: картина «Страна Чудес» с изображением сказочных предметов и животных; кукла Барби, 10 ключиков, замок Карабаса-Барабаса, буквы «с» и «ш», слоги, предметные картинки, «волшебный клубочек».
Ход занятия
Логопед: Давным-давно на чудесном острове сокровищ существовала Страна чудес. Со всех сторон остров омывал океан, а жили на этом острове прекрасные куклы Барби и злые Карабасы-Барабасы.
И вот однажды, когда в доме все спали, Карабас-Барабас со своей свитой похитил Барби. И не стало на этом острове ни веселья, ни радости. Жители этой страны обращаются ко всем с просьбой помочь освободить их любимицу. И в нашу школу пришло письмо.
Дорогие ребята!
Злой Карабас-Барабас похитил девочку Барби. Мы очень просим освободить ее, но путь туда вас ждет долгий. Барби находится в замке Карабаса-Барабаса за 10 замками, на пути вашем будут всречаться различные животные, заколдованные вещи; чтобы пройти этот путь, необходимо выполнить трудные задания и собрать 10 ключей. Только после этого вы сможете помочь Барби. А путеводителем вам будет волшебный клубочек, он подскажет путь и поможет прийти к царству Карабаса-Барабаса.
Логопед: Итак, дорогие друзья, в путь! (Тихо звучит музыка).
Катится наш клубочек, а навстречу нам Шарик.
Шарик: Вот вам и первое испытание, отгадайте мои задания.
- Назовите одинаковый первый звук в словах: шуба, шапка, штаны
- Назовите одинаковый последний звук в словах: нос, лес, пояс.
Молодцы ребята, ребята, выиграли вы первый ключик.
Катится клубочек по кочкам да ухабам, а на встречу ему – заколдованные говорящие воздушные шарики. Стали они говорить человеческим голосом: « Ключик вы получите долгожданный, если выполните следующее задание.
Логопед сообщает тему: «Дифференциация звуков «с» и «ш». Просит детей сравнить артикуляцию звуков [c] и[ш], обратив внимание на положение язычка и характер воздушной струи, идущей по его центру, вспомнить характеристику звуков [c] и [ш].
Посмотрите, ребята, кто висит на ветке? Летучая мышь. Мы ее разбудили, поэтому нам надо выполнить 3-е задание.
Хлопните в ладошки, если услышите звук [ш]: ш,с,с,ш,ша,СА,со,аш,ас,шапка, машина, сапоги, усы, лес, малыш.
День к обеду клонится, проголодались мы и видим дерево волшебное, а на нем сушки, да не простые а ванильные. Чтобы съесть эти сушки, мы должны выполнить 4-ое задание.
Узнайте буквы [c] и[ш] среди других по карточкам в цветном написании.
Вдруг откуда ни возьмись слон живой, не пропускает, хочет услышать от нас ответы на свое задание.
Найдите лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [c] и[ш]:
Машина, усы, кошка, крышка, самолет, самокат, шкаф, сумка.
Долго ли коротко ли мы шли, глядь на ветке сидит красавица сорока-белобока, а в клюве у нее ключик. Переложила она ключик в лапку и дала нам задание. Составьте из слов предложения, найдите в них слова со звуками [c] и[ш], назовите предлоги:
Саня, ехать, машина, на.
Шура, ехать, санки, на.
Шура собака, видеть, над, скамейка.
Сорока хвалит ребят: «Молодцы».
Не успели мы отойти, как под ногами у нас оказался еще один клубочек, да не простой, а весь в колючках. Кто это ребята? (ЕЖ)
На иголках у него прикреплено для нас задание.
Повторите скороговорки.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Под горой у сосновой опушки
Жили были четыре старушки,
Все четыре большие болтушки.
На дворе – травушка, в сундуке – Савушка.
Физ. минутка
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки – балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Ежик хвалит ребят и дает им ключик.
А клубочек наш катится дальше, скоро сказке конец.
Вдруг летит, как ковер самолет, шляпа сполями. А в шляпе лежит еще одно задание.
Разгадайте ребусы.
Возьмите первые буквы из слов.
СУМКА
ОСЕНЬ
КУСТ
И соедините их в слово.
Что получилось? (Сок.)
А теперь соедините первые звуки из слов
ШУБА
УТКА
МАК
Какое слово получилось? (Шум).
И совсем мы уже близко к царству Карабаса-Барабаса, вышли на финишную прямую, но не тут то было, не все так просто.
Мышка-норушка на пути встретилась, предложила нам два последних испытания.
Что это? Назовите одним словом?
Назовите мебель со звуком [c] и [ш].
Назовите посуду со звуком «с».
Словообразование. Образуйте добрые слова от слов, которые я назову: Ласка (ласковый), слава (славный), смелость (смелый), послушание (послушный).
А впереди царство Карабаса-Барабаса, сила его в 10 замках, и кто откроет их десятью ключиками, тот победит Карабаса-Барабаса и освободит Барби.
Логопед: вернули мы куклу домой. На острове в стране чудес праздник, веселье. Все жители простили Карабаса-Барабаса. Мир на острове восторжествовал.
Итог: Дети научились различать звуки [c] и[ш] в словах, слогах и предложениях.
Карта «Страна чудес»
Собака Шарик - заколдованные говорящие воздушные шарики - летучая мышь- деревья -слон, сорока – еж - шляпа- мышка – Царство Карабаса-Барабаса