Зал оформлен красными полотнищами, на каждом из которых надписи: «Дошли до победы», «Павшие в боях за родину», «Пропавшие без вести», «Труженики тыла» с фамилиями и именами родственников учащихся. Данные о родственниках взяты из анкет учеников (Приложение 1). Горит импровизированный вечный огонь. Все участники композиции одеты в форму военных лет. По ходу композиции на экран проецируются кадры военной хроники.
Под песню П. Тодоровского “И все-таки мы победили” в зал ходят ветераны.
1 ведущий:
Казалось, было холодно цветам
И от росы они поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
2 ведущий:
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
3 ведущий:
Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-том, в мае.
На экране кадры хроники начала войны, голос Левитан.
Звучит песня “Вставай, страна огромная!”
4 ведущий:
Отец привел мне своего коня.
Скакун дрожал, он был горяч на диво,
Копытом землю бил нетерпеливо.
А мать вручила дедовский клинок,
Чтобы за павших отомстить я мог.
5 ведущий: Так писал военный корреспондент Мустай Карим. Мустафа Сафич - народный поэт Башкортостана, папа и дедушка трёх наших выпускников. В первые же дни войны вся наша огромная многонациональная страна послала на фронт лучших своих сынов и дочерей. В Башкирии была сформирована 112 кавалерийская дивизия под командованием генерала Шаймуратова. В ее составе воевали…
(Называются фамилии родственников учащихся гимназии №39).
На экране кадры хроники, затем плакат «Родина-мать зовет».
Звучит песня «Я уходил тогда в поход».
6 ведущий:
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, недолюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте.
1 ведущий: Сколько же их, молодых, не успевших узнать жизнь, погибло уже в первые, самые страшные дни и месяцы войны.
Называются фамилии родственников учащихся, звания, рода войск, в которых они воевали.
2 ведущий:
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина!
Мир обещала, любовь обещала Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
3 ведущий:
Пламя ударило в небо,
Ты помнишь, Родина!?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь» - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
Звучит песня Б.Окуджавы «Ах, война».
Слово предоставляется ветерану.
4 ведущий:
Я убит подо Ржевом
В безымянном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налёте.
5 ведущий:
Я не слышал разрыва,
Я не видел той вспышки,-
Точно в пропасть с обрыва-
И ни дна, ни покрышки.
6 ведущий:
И во всем этом мире
До конца его дней
Ни петлички, ни лычки
С гимнастёрки моей.
1 ведущий:
Я - где корни слепые
Ищут корма во тьме;
Я - где с облачком пыли
Ходит рожь на холме.
2 ведущий:
Где травинку к травинке
Речка травы прядёт, -
Там, куда на поминки
Даже мать не придёт.
3 ведущий:
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Яубит и не знаю,
Наш ли Ржев, наконец?
4 ведущий: Здесь, под Ржевом, осенью 41 года в топких болотах, где шли затяжные позиционные бои, сражались и погибли и наши родные.
Называются имена родственников участников погибших и выживших под Ржевом.
Звучит песня «Землянка».
5 ведущий:
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в веках будут жить 28
Самых храбрых твоих сынов.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва.
6 ведущий: В нашей памяти, в наших сердцах имена тысяч и тысяч закрывших собою сердце Родины – Москву. Называются имена родственников, павших под Москвой.
На экране кадры хроники блокадного Ленинграда.
1 ведущий: 900 дней и ночей с замиранием сердца слушала страна сводки Совинформ Бюро с Ленинградского фронта, все 900 дней и ночей, что длилась блокада Невской твердыни.
Называются имена родственников учащихся, переживших блокаду и имена тех, кто сражался на Ленинградском фронте.
Слово предоставляется ветерану, участнику освобождения Ленинграда.
2 ведущий:
Кружились яростно метели
По сталинградской по земле,
Дымились потные шинели,
И шли солдаты по войне.
И танк в сугробе, как в болоте,
И бьют снаряды по броне.
Снежинки таяли в полете,
Как ветки с листьями в огне.
Вставал и падал человек
В горячий снег, кровавый снег.
В боях под Сталинградом сражались… (называются имена родственников учащихся).
Звучит песня Ю. Визбора «Виталий Палыч».
Показывается инсценировка главы “Гармонь” из поэмы А. Твардовского «Василий Тёркин». В инсценировке исполняются песни: «Дороги», «Песенка фронтовых шоферов», «Махнем, не глядя», «Давай закурим», «В лесу прифронтовом», «Три танкиста», «На поле танки грохотали».
На экране кадры хроники партизанской войны.
3 ведущий: Фашисты устраивали на оккупированной территории свой порядок. Но не было врагу покоя на занятой им земле. Летели под откос эшелоны с техникой и живой силой врага, горели склады боеприпасов, взрывались немецкие штабы. Это бесстрашно сражались подпольщики и партизаны.
Звучит песня «Шумел сурово брянский лес».
Слово предоставляется человеку, пережившему оккупацию.
НаэкранекадрыхроникиКурскойбитвы.
3 ведущий:
В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мертвого металла.
Здесь за день до двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
4 ведущий:
С рассветом «тигры» шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
5 ведущий:
А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.
Окопы на полях примятой ржи
Проходят там, где проходили прежде.
6 ведущий:
И на скелете пушки «фердинанд»,
Прорвавшейся на курские пригорки,
Фотографируется лейтенант,
И над пилоткой нимбом - дым махорки.
1 ведущий:Вспомним имена тех, кто сражался в одной из величайших битв Великой Отечественной войны.
Называются имена родственников учащихся.
Учащиеся держат в руках фронтовые письма – треугольники, сохраненные в семейных архивах (звучит рассказ об одном из писем). Все это проецируется на экран.
2 ведущий:
И забыто – не забыто,
Да не время вспоминать,
Где и кто лежит убитый
И кому ещё лежать.
И кому траву живому
На земле топтать потом,
До жены дойти, до дому,
Где жена и где тот дом?!
Звучит песня «Случайный вальс».
3 ведущий:
Если есть в бою удача,
То в исходе все подряд
С похвалой, весьма горячей,
Друг о друге говорят.
Танки действовали славно.
Шли сапёры молодцом.
Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.
Звучит «Марш артиллеристов». Называются имена родственников, воевавших в артиллерийских войсках.
3 ведущий:
Небо родины защищали летчики.
Называются имена родственников учащихся.
Исполняется песня «Дождливым вечером».
4 ведущий:
Нет, нельзя разбить фашистов
И очистить мир от них
Без московских трактористов,
Без ивановских ткачих.
Без того, кто днём и ночью
Сеет хлеб, броню кует,
Варит сталь, снаряды точит,
В шахтах уголь достаёт.
Называются имена родственников учащихся – тружеников тыла.
5 ведущий:
Седой солдат расскажет внукам
Про эту быль своих времён,
Как он, герой, да маршал Жуков
Из Польши немцев гнали вон.
Как славил их салют московский,
России добрых сыновей;
Как двинул справа Рокоссовский,
Как тотчас Конев дал левей.
И разъяснит, как по уставу,
Куда, какой врезался клин,
Когда взята была Варшава
И встал на очередь Берлин.
На экране кадры хроники освобождения Европы, портреты маршалов Г.К.Жукова, И.С.Конева, К.К.Рокоссовского.
6 ведущий: Вместе с армией по странам Европы, освобождая её от чумы фашизма, к последнему логову врага шли и наши родные. (Называются имена родственников учащихся).
На фоне хроники взятия рейхстага называются имена родственников учащихся, погибших при взятии Берлина, Праги.
Называются имена тех, кто сражался на Дальнем Востоке.
1 ведущий: Сегодня, в канун Дня Победы, мы вспомним имена учителей-фронтовиков нашей гимназии.
Минута молчания. Возложение гирлянды славы к импровизированному Вечному огню. Финал. Песня «День Победы».