Организационно-исследовательский проект "Дети войны"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


(Звук метронома.. На экране-слайды №1,2,3. На сцене за столиком-2 ведущих-старшеклассницы. В зале участники сценария и приглашённые).

Ведущий 1: Война - жесточе нету слова.

Ведущий 2: Война - печальней нету слова.

Ведущий 1:

Когда вся Европа от гнёта дрожала,
От топота чёрных фашистских сапог,
Ты натиск сдержала!
Родная держава:
Всё вынес народ, всё стерпел
И всё смог.

(Представление ветеранов Великой Отечественной войны, присутствующих в зале)

(На экране слайды № 4,5)

Ведущий 2:

Не обожжённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами -
Такими же, полными слёз.

(Звучит песня "Дети войны в исполнении Т.Гвердцители.

На сцене учитель литературы в роли женщины-матери (на плечах - платок)читает стихотворение М. Джалиля "Варварство". На экране слайд №6.)

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришёл хмельной майор и медными глазами
Окинул обречённых:Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землёю,
Друг друга с бешенством:
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз:
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжёлый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук, (имитация выстрела)
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребёнок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Всё понял, понял всё малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! -
Он плачет и,как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо:
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждёшь?-
И хочет вырваться из рук ребёнок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой. Сейчас
Вздохнёшь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть лучи его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей:

-Автор этого стихотворения татарский поэт Муса Джалиль был замучен фашистами в застенках Моабитской тюрьмы.

(На сцену выходят чтецы: 2 юноши с оружием и девушка в камуфляжной форме, девушка-санинструктор, юноша в форме партизана. На экране слайды №7,8,9.

Юноша в военной форме читает стихотворение В.Кочеткова "В сожжённой деревне").

Под громкие крики ворон и грачей
Мы утром в деревню входили.
Маячили остовы чёрных печей.
Руины устало чадили.
И в редком разбросе лежали тела
В тени колоколенки древней.
Как будто бы смерть неохотно брала
Ясак с белгородской деревни.
И в этом ещё не дотлевшем аду,
Где горе уже накричалось,
Под старой берёзой у всех на виду
Ременная люлька качалась.
Играла малиновой медью колец
С июньскою синью небесной.
И тихо сидел годовалый малец
В той зыбке, плывущей над бездной.
Нет, он не кричал, ни о чём не молил,
Ко рту подтянув кулачонки.
И ветер, пропахший бедой, шевелил
Седые его волосёнки.
Как свечка, обугленный тополь горел,
И хлопья с него опадали.
А тихий мальчонка смотрел и смотрел
В какие-то дальние дали.
Поверх этой битвы и этой войны,
Поверх современности грозной
В далёкие дали, что нам не видны,
Смотрел не по-детски серьёзно.
Как будто дорогу свою примечал,
Забыв даже сглатывать слёзы.
А зыбка, как лодка о старый причал,
Стучала о скосок берёзы:
Я знаю, и вера, и правда живёт
На нашей планете любезной,
Покуда та зыбка, та лодка плывёт
Над гарью, над смертью, над бездной.

(Юноша в военной форме читает стихотворение А.Межирова "Ладожский лёд").

Страшный путь!
На тридцатой, последней версте
Ничего не сулит хорошего?!
Под моими ногами устало
хрустеть
Ледяное,
ломкое
крошево.
Страшный путь!
Ты в блокаду меня ведёшь,
Только небо с тобой,
над тобой
высоко.
И нет на тебе
никаких одежд:
Гол
как
сокол.
Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял
для меня конец,
И ветер устал
над тобой свистеть,
И устал
грохотать
свинец:
-Почему не проходит
над Ладогой мост?!
Нам подошвы
невмочь
ото льда
отрывать.
Сумасшедшие мысли
буравят
мозг:
Почему на льду не растёт трава?!
Самый страшный путь
из моих путей!
На двадцатой версте
как я мог идти!
Шли навстречу из города
сотни
детей:
Сотни детей!
Замерзали в пути:
Одинокие дети
на взорванном льду -
Эту тёплую смерть
распознать не могли они сами
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.
Мне в атаках не надобно слова "вперёд".
Под каким бы нам ни бывать огнём-
У меня в зрачках
чёрный
ладожский
лёд,
Ленинградские дети
лежат
на нём.

(Девушка в военной форме читает стихотворение А.Ахматовой "Памяти Вали").

Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землёй не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбёжку слышится
Детский голосок.

(Девушка в форме санинструктора читает2 часть стихотворения А.Ахматовой).

Постучись кулачком - я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда:
Твоего я не слышала стона,
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клёна
Или просто травинок зелёных,
Как ты прошлой весной приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студёной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.

(Юноша в форме партизана читает стихотворение Н.Карпова "1943").

Доныне в памяти тот год -
Военной гари стойкий запах, -
Когда в неволю, словно скот,
Враги везли детей на запад.
Живя на мизерном пайке,
Едва держались души в теле.
Из них в далёком далеке
Людское вытравить хотели.
А следом, в ужас лагерей,
Ночным осенним небосклоном
Летели души матерей
Над каждым страшным эшелоном.
Кругом военная страда
Светилась заревом багряным.
И лишь такие поезда
И не взрывали партизаны:

(На экране слайды №10,11,12. Звучит песня "Саласпилс".Выходят 4 девушки и читают воспоминания бывших узниц лагеря.).

(Звучит заключительная мелодия песни "Саласпилс". Ведущие зажигают 2 свечи).

Ведущий 1: Прошу всех встать.

Ведущий 2: Почтим минутой молчания память всех детей, погибших в годы войны.

(Звучит метроном). Прошу садиться.

Ведущий 2: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, отцу, брату "прощай". Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в смертельной схватке с врагом.

(На экране слайд №13. Звучит песня "Тёмная ночь"). (Далее- слайды №14,15).

Ведущий 1: Тыл тоже был, как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни: работали по 16-18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта:

(На сцену выходят 3 девочки-почтальонки. На плече у 1 почтовая сумка, в которой лежит солдатское письмо, сложенное треугольником. На экране слайд №16).

1 девочка: Письма с фронта:Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольничками. Вот так (достаёт письмо и показывает). В сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным, канцелярским почерком: "Ваш сын, брат, муж пал смертью храбрых в боях за нашу Родину".

2 девочка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя.

3 девочка: Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся женщины и дети. Кроме писем и газет, мы носили пузырьки с нашатырным спиртом. Мы были и почтой, и скорой помощью.

Ведущий: В нашем зале присутствует Кобякова Мария Васильевна, 1940 года рождения. Она бережно хранит фронтовые письма своего отца Шишкина Василия Михайловича. С её разрешения мы прочитаем их сегодня.

(На сцену выходит старшеклассница и читает фрагменты из статьи Буркиной Т. "Письма с фронта", опубликованной в газете "Ангарские огни" в рамках конкурса "Юный журналист")

"Добрый день, дорогое моё семейство",-так начинал отец свои письма.А заканчивал словами: "Целую всех много раз и жму крепко правую руку. Ваш муж и отец". И в каждом письме выстраданное: "Галя. я вас вижу во сне каждую ночь, и что-то мне очень скучно, как вспоминаю про дом".

"Галя, береги здоровье. В работе сильно не убивайся, её век не переделаешь".

"Трудно сейчас. Пиши, Галя, я всегда тебе посоветую, как быть".

"Галечка, пришлось нам расстаться. Бог даст, скоро буду дома. Сильно не печалься. Пусть растут наши дети, да сама будь здорова. Я на тебя надеюсь, как сам на себя".

Отцовские наказы детям и добрые, и строгие: " Рая, слушайся маму, ей сейчас, кроме этого забот хватает. Учись в школе. Хоть и трудно, но ничего не поделаешь".

"Рая, учись только хорошо да слушай маму, не балуйся, а Вася и Маша тоже не балуйте шибко, но будьте проворны. Я знаю, что вам без меня трудно и очень скучно".

В письме от 20 декабря 1942 года отец писал: ":Бог даст, будем дома. Я что-то чувствую: к весне будем дома".

Но обстановка на фронте осложнялась. В январе 1943 года Василий Михайлович был направлен на Западный фронт.

"Я не один нахожусь здесь сейчас. Призывают миллионы народу на кровавую битву с проклятым гитлеризмом. Придёт тот час, та пора и время, когда я вернусь в своё родное семейство к своей дорогой жене и дорогим детям",- писал он в очередном письме.

В словах "Я вернусь" были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью.

"Разгромим немцев и будем жить по-новому, все вместе"- вера в эти слова согревала всех.

В письме от 25 марта 1943 года отец сообщал: "Нахожусь пока в тылу, далеко от фронта и от врага. Правда, находился на передовой дней 14, а сейчас отбыли на другое направление. В боях ещё пока не был. Но около боя близко так, как до Пади. Живу, конечно, понятно как: всяко приходится, на фронте лёгкого ничего нет". " за отличную службу и выполнение боевых задач получил от командира батальона благодарность".

": я ещё себя чувствую ничего, везде успеваю, справляюсь и часто вспоминаю твои слова: "Проворный и железный". Это, Галя, верно".

В последнем письме от 5 мая 1943 года отец писал: "Галечка, сообщу,чио нахожусь близко от боя, но в бою ещё не был пока. Живу ничего, как и вообще живут солдаты в лесу. На свежем воздухе весело. Ещё веселее. когда бьют из орудий, только на огне котелки подпрыгивают, но солдаты всё равно не тушуются".

А потом шли бои:
И семья получила похоронку.

(На сцену выходят юноша и девушка -чтецы в парадной форме. На экране слайд №17.Девушка читает стихотворение Юрия Кузнецова "Возвращение")

Шёл отец, шёл отец невредим
Через минное поле.
Превратился в клубящийся дым-
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернёт:
Не гляди на дорогу.
Столб крутящейся пыли идёт
Через поле к порогу.
Словно машет из пыли рука,
Светят очи живые.
Шевелятся открытки на дне сундука-
Фронтовые.
Всякий раз, когда мать его ждёт,-
Через поле и пашню
Столб клубящейся пыли бредёт,
Одинокий и страшный.

(Юноша читает стихотворение Ю.Кузнецова "Чёрный хлеб")

Луна в грязи по колено. В чёрном снегу городок.
Заигранный, как пластинка, хрипел по утрам гудок.
А у ларьков по суткам составы очередей.
Хлеб выдавали по карточкам, и не было хлеба вкусней.
Мать его приносила, я её дома ждал.
Я в руки буханку тёплую, будто котёнка, брал.
Он обдирал мне дёсны и на зубах скрипел.
Я в детстве другого не видел, но горд, что его я ел.
Такой же дымный, колючий, прыщавый, сырой, рябой
В окопах отцам выдавали, и те уходили в бой:

Ведущий 1:

Кто-то родом из детства.
А вы - из войны.
Из народного бедствия, из его глубины.

(Учащиеся представляют своих бабушек и дедушек-детей войны, присутствующих в зале. Озвучивают фрагменты интервью по плану:

Мою бабушку (моего дедушку) зовут:

Она (он) родилась (родился) в : году.

Где был отец во время войны?

Сколько детей было в семье, когда отец ушёл на фронт?

Краткие воспоминания о военном и послевоенном детстве.)

Ведущий 2:

Продолжалась война, и продолжалась жизнь.
Как это было, как совпало:
Война, беда, мечта и детство:

Ведущий 1:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые.
Война гуляет по России,
А вы совсем ещё малые.

(На сцену выходят 2 мальчика и девочка в парадной форме. Они читают стихи.)

1 чтец (стихотворение А.Карпова "Через долы и чащи")

Через долы и чащи,
Через чьё-то жильё,
Я всё чаще и чаще
Вижу детство своё.
Там пустынно и голо,
Там родимо до слёз,
Там свирепствует голод,
Как зимою мороз.
Не смеюсь, не играю,
Не читаю в тепле,-
Колоски собираю
На замёрзшей земле.

2 чтец (стихотворение А.Передреева "Я учился писать", посвящённое В.Астафьеву-писателю-фронтовику)

Я учился писать:

Мимо школы - колонны, колонны
Колыхались рекой
И впадали в невидимый фронт:
Я учился писать
Не спеша, с нажимом, с наклоном.
И скрипело стальное
Защитного цвета перо,
Я учился писать:
Лихорадочно били зенитки,
У войны отвоёвывая
Островки тишины,
И таскал я в карманах
Тяжёлые рваные слитки,
Как горячие метеориты войны.
Я учился писать:
Где-то плавились танки,
Где-то люди кричали,
Умирая в огне и в дыму:
Я учился писать
Изложения о Каштанке,
Я учился страдать
Над судьбою Герасима и Муму.
Я учился писать,
И хрустящие хлебные карточки
От себя отрывала
По клеточке
Мать,
Чтоб меня не тошнило,
Чтоб меня не шатало за партою.
Я учился писать.

3 чтец (стихотворение Г.Хомутова "Самодельные чернила")

Скорей, скорей оттаивайте,
Чернила наши самодельные.
И ничего вы не утаивайте
Про тыловые дни метельные,
Про наши беды неисчётные,
Про будни строгие и хмурые:
Скорей оттаивайте, чёрные!
Оттаивайте, красно-бурые!
Из бузины и жирной сажи,
Из бурой свёклы и из глины!
И мы напишем, мы расскажем
Свои житейские былины!
И нам чернила намекали
(Так нам казалось каждый раз),
Как будто перья мы макали
В траншейную слепую грязь,
В огонь и дым больших пожаров
Той фронтовой родной земли.
И строчки чёрные бежали,
И строчки красные текли.
А до Победы долго топать
Солдатам нашим до Берлина:
В чернилах копоть, копоть, копоть,
Огонь и дым, и кровь, и глина:

Ведущий 1: Расскажите нам о своём военном детстве, пожалуйста. Поделитесь воспоминаниями.

Ведущий 2:

А мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
Конечно, мы смотрим иными глазами-
Такими же, полными слёз.

(Свободное общение в зале. Направляющую роль выполняет педагог. Участники проекта -дети войны делятся своими воспоминаниями. Слово предоставляется священнику Никольского прихода отцу Александру, председателю Совета ветеранов. Обобщающее слово педагога).

(Звучит песня "Дети войны" в исполнении Т.Гвердцители. На экране слайды № 18,19.)

Ведущий 1:

Рассыпалась в небе ракета,
Взлетела другая звездой.
Победа!
Победа!
Победа!
А хлеб на столе с лебедой:

Ведущий 2:

Какое же всё-таки счастье,
Забыв о ржаном калаче,
Качаться,
Качаться,
Качаться
Верхом на отцовском плече.

(На экране слайды № 20,21,22,23)

Ведущий 1:

Отгремела война, свой кровавый собрав урожай.
Сколько лет пронеслось,
Сколько новых забот пережито.

(На экране слайды №24, 25)

Ведущий 2:

Время мчится вперёд,
Время к новым спешит рубежам.
Но никто не забыт

Ведущие вместе: И навеки ничто не забыто.

Список использованной литературы.

  1. Великая Отечественная война в лирике и прозе. В 2 т.: Т.2- М.: Дрофа: Вече, 2002.
  2. В Саласпилсском лагере смерти. -Рига:Латвийское государственное издательство, 1964.
  3. Стихи Великой Отечественной. Мурманск, Кн изд-во,1974.

Приложение.