Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребёнка любить книгу, нет, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно.
С.Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он есть в каждом), его надо раскрыть, вырастить и воспитать. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки?
Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, видеть изображенные события, страстно переживать их. Ребёнок-дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко "входить" в содержание услышанного или прочитанного, "проживать" его. Малыш рисует, не задумываясь о мастерстве, любые сюжеты, плачет и смеётся, представляет (видит, слышит, обоняет и осязает) прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий. Способность сорадоваться и сострадать, у детей очень высока. К сожалению, эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех. Задача взрослого открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребёнка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребёнком.
Восприятие вдумчивого, чуткого читателя - процесс длительный и сложный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его.
Важность приобщения детей к книге, к красоте родного слова отмечали педагоги, психологи, лингвисты такие, как К.Ушинский, Е.А.Флерина, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, Л.А.Айдарова и другие.
Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С.Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, её историю, а в том, чтобы "вообще открыть перед ребёнком мир словесного искусства. Что это значит? Ввести ребёнка в мир словесного искусства - значит, познакомить его с существование этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить малыша к постоянному общению с ним (искусством), показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки и многое другое), воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге".
Дальнейшее развитие эта проблеме получила в исследования А.В.Запарожца, Д.Б.Эльконина, Н.А.Карпинской, Р.И.Жуковской, Е.А.Флериной и других, которые создали теоретические и практические предпосылки для разработки, содержания литературного образования дошкольников.
В современной дидактике это содержание определяется как явление, имеющее две тесно взаимосвязанные стороны.
Первая из них - это тот учебный материал, который должен освоить ребёнок, то есть детская художественная литература.
Второй стороной является формирование умения воспринимать и понимать произведение литературы. Данный вопрос достаточно широко и полно разработан педагогами и психологами. Ученые (А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин, О.С.Ушакова, Н. Короткова и другие) отмечают, что дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребёнка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребёнка в целом. Границы этих периодов довольно точно определил К.Чуковский. Первый длится от "двух до пяти", после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самоценным. У детей пятилетнего возраста возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к установлению многообразных связей, к постижению его внутреннего смысла.
Настоящая программа разработана на основе исследований выше упомянутых психологов, педагогов, лингвистов и с учетом обязательного минимума содержания по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Программа не дублирует и не заменяет компонент базовой программы "Ознакомление дошкольников с художественной литературой", а является специальным курсом, реализуемым в кружковой деятельности.
Цель программы - формирование у детей старшего дошкольного возраста интереса и способностей к чтению.
Задачи программы:
- расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами литературы (воспитание разностороннего читателя);
- формирование готовности к рациональному выбору книг (воспитание разборчивого читателя);
- формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного (воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя);
- формирование готовности к адекватной оценке прочитанного (воспитание критически мыслящего, творческого читателя);
- активизация и обогащение словарного запаса дошкольников;
- воспитание любви и бережного отношения к книге.
Занятия кружка проводятся один раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в различной форме с детьми старшего дошкольного возраста.
Общее количество занятий в год-30. Педагогический анализ: 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Особенностью данной программы является тесное сотрудничество с родителями воспитанников, их непосредственное участие в реализации курса и использование национально-регионального компонента. Кроме того, программа составлена с учетом межпредметных связей по разделам: речевая деятельность, театрализованная деятельность, музыкальная деятельность, трудовая деятельность, игровая деятельность, досуговая деятельностью, познавательная деятельность, продуктивная деятельность.
В результате реализации программы ребенок
должен иметь представление:
- о жанрах художественной литературы;
должен уметь:
- выбрать книгу в соответствии со своим интересом;
- анализировать явление, событие, поступки литературных героев, аргументировано их оценивать;
- воспроизводить содержание произведения;
- пользоваться средствами художественной выразительности;
- передавать свои впечатления от прочитанного в других видах деятельности (драматизации, рисовании, художественном труде, игре, музыке и т.д.).
Содержание программы
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве мы закладываем фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Дети старшего дошкольного возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения, выразительные средства языка, осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
На каждом занятии кружка ставятся задачи формирование эмоционально-образного восприятия произведений разных жанров, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умения воспроизводить эти средства в своем творчестве.
Ознакомление с каждым жанром помимо указанных общих задач решает конкретные, связанные с тематикой произведений. После чтения произведения проводится беседа (целостный анализ произведения) и выполняются разнообразные творческие задания.
Особая роль отводится творческим заданиям, которые предполагают выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов), сравнений, синонимов и анонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности речи, и в конечном итоге, самостоятельное сочинение произведений разного жанра и на разные темы разными способами.
Кроме этого творческие задания предусматривают другие виды деятельности: рисование, художественный труд, драматизацию, игру и т.д.
Содержание программы включает три основных блока, представленных в таблице 1.
казка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, необычность, загадочностью, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки игры ума. Анализ сказки и творческая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста должны быть такими, чтобы они смогли понять и почувствовать её глубокое, идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились поэтические образы.
При чтении дошкольникам стихотворных произведений необходимо помочь им почувствовать красоту и напевность стихотворения, глубже осознать содержание.
Знакомя детей с рассказом, педагог должен раскрыть перед ними общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обратить их внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки.
Познавательная литература для детей формирует их мышление, предпосылки научного миропонимания, учит беречь вещи, созданные человеческим трудом, любить и беречь природу.
Таблица 1
Блок I | Блок II | Блок III |
сказки | стихи | рассказы |
Русская народная сказка "Сивка - Бурка" |
С.Михалков "Одна рифма" |
В.Осеева "Печенье" |
Русская народная сказка "Снегурочка" |
Эмма Мошковская "Счастливый остров" |
Р.Погодин "Жаба" |
А.Линдгрен Три повести о малыше и Карлесоне |
Творчество Агнии Барто | В.Бианки "Лесные домишки" |
Сказки дедушки Данзана в переложении Н.Дондоковой "Четверо дружных" | Цыден - Жап Жимбиев "Имя человека" | Цырен Шагжин "Пятнистый олененок" |
Сказки дедушки Магая в записи
Л.Элиасовой (тункинского сказателя Е.И. Сороковикова - Магая) |
Данри Хилтухин "Иркут" | В. Сыренов "В пору весенних ласточек" |
Бурятская народная сказка "Волшебный хур" | Дамба Жалсараев "Приезжайте" | В. Трошин. "Здравствуй утро!" |
Творческое занятие "Я сегодня - Шехерезада". | Поэтическое изображение календаря: С.Маршак "Круглый год", С.Козлов "Круглый год", Т.Бокова "Круглый год" | В.Драгунский "Денискины рассказы" |
Сочинение сказок по картам Проппа | Творческое занятие по стихотворению
В.Берестова "Нофелет" |
Б. Житков "Рассказы для детей что бывало" |
Творческое занятие "Салат из сказок" |
Тема зимы в стихах детей | Рассказы детей "Обо мне и обо всем" |
Итоговое занятие - литературная викторина по сказкам | Презентация книги "Сборник детских стихов" | Праздник "Книжкины именины" |
Детская художественная литература является универсальным развивающее - образовательным средством, позволяющим эмоционально, интуитивно схватывать целостную картинку мира во всём многообразии связей вещей, событий, отношений и в своём влиянии на развитие дополнительной возможности других видов совместной с взрослым и самостоятельной деятельности детей.
По словам известного литературоведа Ю.И.Лотмана, художественная литература обладает свойством, "сгущенной информативности", то есть содержит столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. Отсюда художественная литература - при правильном подборе - может охватить если не всё, то большую часть образовательных тематических содержаний, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно - исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.
Поэтому, кроме занятий кружка реализация программы предполагается в других видах детской деятельности, представленных в таблице 2.
Таблица 2
Виды деятельности | Формы работы |
Игровая деятельность | - Дидактические игры по сборникам: А.И.Сорокина. Дидактические игры в детском саду; Л.В.Артемова. Окружающий мир в детских мирах дошкольников; А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду; - сюжетно - ролевые игры "Книжный магазин", "Почта", "Библиотека", "Типография" и другие; - настольно - печатные игры; - игры - шоу. |
Познавательная деятельность | - Экскурсии в библиотеку, типографию,
книжный магазин; - беседы о книге, чтении (какие раньше были книги, как "делают" книгу, какие бывают книги и т.д.), о людях, чьи профессии связаны с книгой, о бережном отношении к книге; - встречи с работниками библиотеки, поэтами, писателями; - игры - эксперименты "Из чего можно сделать книгу?", "Из какой бумаги можно сделать книгу?" и т.д.; - беседы, направленные на воспитание адекватной оценки прочитанного. |
Речевая деятельность | - Словесно - речевые игры по сборникам: Г.С.Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи; А.К.Бондаренко. Словесные игры в детском саду; - литературные минутки (ежедневное чтение по 10-15 минут по желанию детей); - беседа - пятиминутка "Что читаем?"; - сказочная лаборатория (словесное творчество): сочини рекламу книги; придумай продолжение сказки; устное письмо литературному герою; салат из сказок; - пресс конференция (задай вопрос литературному герою); - экскурсия по произведениям (экскурсоводы дети); - составление лингвобанка; - сочинение стихотворений; - составление рассказов: по иллюстрациям; из личного опыта "Обо мне и обо всем"; - литературные викторины; - литературные игры: поле чудес; о, счастливчик; КВН. |
Театрализованная деятельность | - Драматизация сказок, рассказов,
стихов; - постановка спектакля по произведению; |
Музыкальная деятельность | - Сочинение сказок на музыкальные
произведения; - "рисование" музыкальных произведений словами. |
Досуговая деятельность | - Развлечения "Почтальон принес
посылку", "Волшебные странички"; - литературные праздники "Книжкины именины", "Парад любимых книг"; - кукольный спектакль "Мурзилкины загадки"; - конкурс частушек о книге, чтении; - конкурс чтецов - литературное кафе. |
Продуктивная деятельность (изобразительная деятельность, конструирование, художественный труд) | - Рисование иллюстраций к
произведениям; - выставка рисунков "Моя любимая книга"; - оформление книги "Салат из сказок" методом аппликации; - оформление сборников стихов детей; - оформление альбомов, загадок, пословиц, скороговорок и т.д. |
Трудовая деятельность | - Книжкина мастерская (ремонт книг); - акции: подари книгу другу; сделай книжку малышам. |
Тематическое погружение на любую тему (творчество писателя, поэта, любимый герой, тема сказок и т.д.). |
Чтение художественной литературы - это совместная деятельность взрослого с детьми. В отличие от совместной продуктивной познавательно - исследовательской, игровой деятельности эта форма (чтение) не может быть продолжена детьми самостоятельно, не может перейти в их свободную деятельность. Это налагает особую ответственность на педагога в плане подбора текстов для чтения и его организации с тем, чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребёнка.
Взаимодействие с родителями
Главная задача педагога, работающего по программе приобщения детей к детской литературе и детскому чтению, - не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребёнка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.
Работа воспитателя с родителями предполагает решение следующих задач:
- знакомство родителей с возрастными возможностями дошкольников - читателей, позитивными и негативными стереотипами;
- расширение представлений родителей о детской литературу;
- обучение родителей руководству чтением детей;
- привлечение к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями представлена в программе таблицей 3.
Таблица 3
Просветительская | Консультативная | Информационная |
Родительский лекторий: - что и как читать детям; - положи своё сердце у чтения; встречи у камина (родительский читательский клуб): - обмен опытом семейного чтения; - организация и проведение семейных литературных праздников, досугов, игр, спектаклей; - встречи с поэтами, писателями; выставка детских книг; дискуссионная площадка "Первые книги ребёнка"; круглый стол "Чтение начинается с колыбели"; детско-родительское шоу "Самая читающая семья"; конкурсы: - иллюстрации детей и родителей; - сочинение сказок (детьми и родителями); творческие проекты. |
Групповые и индивидуальные устные
консультации по вопросам, возникающим у
родителей; письменные консультации; привлечение родителей для решения общих (семьи и ДОУ) вопросов. |
Устная и письменная информация: - оформление информационных стендов (ребёнок и книга; пришли мне чтения доброго и т.д.); - реклама новинок; выпуск газеты ДОУ "Лучики солнышка"; постоянная рубрика в газете "Читаем дома". |
Организация предметно - развивающей среды
Необходим элементом предметно-развивающей среды в групповой комнате является книжный уголок - особое, специально выделенное и оформленное место, где ребёнок самостоятельно, по своему вкусу выбирает книгу и спокойно рассматривает её, "перечитывает". Своеобразие этой работы определяется тем, что он видит книгу не в руках педагога, а остаётся с ней один на один. Он внимательно и сосредоточено рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание, многократно возвращается к взволновавшим его эпизодам. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями.
В книжном уголке рекомендуется выставлять разные книги: и новые, красивые, и зачитанные, но аккуратно подклеенные. Уголок должен быть не парадным, а рабочим. Его цель - удовлетворить читательские интересы детей.
В книжном уголке помещаем портреты писателей, иллюстраторов, тематические альбомы и т.д., можно устроить выставки книг.
Для детей старшего дошкольного возраста книга становится важной частью духовной жизни, уже в этом возрасте появляются литературные пристрастия. Для удовлетворения многообразия читательских интересов желательно создать в групповой комнате библиотеку, где будет представлена детская художественная литература разных жанров, детские справочники и энциклопедии, и т.д.