Урок изучения нового материала "Япония"

Разделы: География


Цели:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономико-географическим положением Японии,
  • Поразмышлять на тему "экономическое чудо", охарактеризовать его основные причины.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения работать с картой, составлять характеристики страны с помощью различных источников географической информации.

Воспитательные:

  • Сформировать нравственные ценности и эстетические отношения к природе на примере жизни и духовной культуры японского народа.

Оборудование: Физическая и экономическая карты, презентация, иллюстрации.

Вступительное слово учителя:

- Ива склонилась и спит
И кажется мне соловей на ветке
Это её душа.
- Роняя лепестки
Вдруг пролил горсточку воды
Каменный цветок.
Басё. (Слайд№1)

Эти трёхстишья зародились в средние века, в среде простых горожан. Их называют Хокку. Как вы думаете, для какой страны они характерны? (Японии) Действительно, Японии - для страны восходящего солнца. А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово-Япония? (Самураи, Хонда, японская аппаратура, икебана, чайная церемония). Спасибо! Ну что же, благодаря вашим ассоциациям, где мы услышали слова ,характерные как для древней, так и для современной Японии, думаю, мы можем согласиться с эпиграфом нашего урока:

Сердцем Япония в старом, умом в новом.(Слайд №2)

Япония не просто одна из стран зарубежного мира. Она является нашим восточным соседом. А всем известна истина,что у соседа могут быть свои интересы, взгляды, традиции и чтобы ужиться с ним, нужно хорошо знать его характер.

Сегодня мы с вами познакомимся с:

  1. Экономико- географическим положением страны.
  2. Населением.
  3. Поразмышляем, какое же "экономическое чудо", сотворила Япония. Выявим его причины. (Слайд№3)

Изучение страны мы обычно начинаем с её визитной карточки. Откройте все, пожалуйста, форзац учебника и найдите визитную карточку Японии.

(Работа учащихся с учебником. Сравнение с визитной карточкой России.) (Слайд№ 4)

Действительно, по площади Япония относится к числу средних государств. По размерам своим она соразмерна Вьетнаму или ФРГ. А вот по численности населения входит в десятку самых крупных стран земного шара, занимает седьмое место. Город Токио стал столицей 1869 и тогда же получил своё название "восточная столица". Также как и королева Великобритании в Японии император царствует, но не правит. Герб Японии, золотая хризантема с 16 лепестками - это национальный цветок Японии, символизирует восходящее солнце.

Ребята! Почему изучение любого государства мы начинаем с изучения экономико-географического положения? (От географического положения зависит специфика хозяйства страны. Она оказывает влияние на развитие многих отраслей хозяйства)

Характеристика экономико-географического положения страны по плану.

(Работа учащихся с картой. Отметка островов на контурной карте.)(Слайд№5)

7 февраля в Японии отмечается день северных территорий. Проводятся митинги с требованием к Российскому правительству о возвращении Японии 4 Курильских островов. (сообщение учащегося)

Кроме ЭГП на развитие хозяйства также оказывает влияние и население страны. Откройте учебник на стр.242.

Работа учащихся в группах с учебником.

Мы будем работать группами, ребята, сидящие за 1 столом выписывают в тетрадь в виде опорных слов национальный состав и религии Японии. Вторая группа сидящие за 2 столом выписывают плотность населения и уровень урбанизации,3- специфические черты характерные для населения Японии.

Учитель пдводит итоги проделанной работы.(Слайд№6)

Дейсвительно, Япония необыкновенно самобытная страна, страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Можно восхищаться Японской системой образования. По европейским меркам детей в Японии до 7 лет просто балуют, им разрешают абсолютно всё, а в старшем возрасте они становятся невероятно послушными. У Японцев очень много традиций и обычаев. Японию часто называют очень странно-"Страна наоборот". И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подаёт не мужчина женщине, а женщина мужчине, не сын кланяется матери, а мать сыну, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. Это страна давних культурных, художественных и бытовых традицый, входящих составной частью в понятие японского образа жизни.

Сообщение учащегося о традициях Японии.(Слайд№8-15)

Рассказ учителя. Экономика Японии (Слайд 16-19)

Давайте подведём итог причин "экономического чуда":

Развитие производства с экспортной ориентацией

Постоянный учёт запросов рынка

Сочетание новейших технологий и относительно дешёвой местной рабочей силой

Образование и подготовка кадров;(Слайд№20)

Ну а теперь представим, что вы японцы и хорошо знаете свою страну, а я иностранка, которая приехала к вам со своим определённо сложившимся мнением, а ваша задача используя текст учебника, атласов и карт, подтвердить или опровергнуть мой мнение. (Ученики выходят к доске и отмечают на настенной карте с помощью шаблонов условных знаков, места развития следующих отраслей.)

Я утверждаю, что у вас:

  1. Много ТЭС и АЭС
  2. Много машиностроительных и металлургических заводов
  3. Много нефтеперерабатывающих заводов
  4. Плохо развита химическая промышленность
  5. Плохо развита чёрная металлургия;

Ну что ж вы меня убедили, и я поняла, что немного заблуждалась. И мы видим, что все отрасли промышленности сконцентрированы в тихоокеанском поясе.

Надеюсь, что наш урок - это только начало изучения вами этого удивительного народа, чудесной страны. Для закрепления пройденного материала предлагаю выполнить следующие задания:

Закрепление: Дайте определение (Слайд№21)

Бонсай

Каллиграфия

Кимоно

Сумо

Икебана

Сакура

Иена

Домашнее задание:стр.241-249.Завершить работу по контурной карте.