О профессиональной подготовке учащихся 9-х классов коррекционной школы VIII вида

Разделы: Общепедагогические технологии


Современными социально-психологическими исследованиями установлено, что выбор молодым человеком будущей профессии часто происходит под влиянием субъективных факторов: престижность профессии в кругу сверстников, мнение друзей, действие рекламы и т.д.. Представления о профессии у подростков не адекватны реальности в следствие ограниченности их взглядов на современную ситуацию в сфере социально-экономических отношений. Необоснованно завышенные требования к уровню заработной платы при отсутствии необходимых знаний и навыков не связанные с рынком труда карьерные притязания ставят подростка вне рынка труда, делают его не конкурентно способным при трудоустройстве.

Особенно это касается детей-сирот, воспитывающихся в государственных образовательных учреждениях. Как правило, они в большинстве своём отстают в развитии от сверстников, обладают негативным социальным опытом, имеют искажённое представление о современных реалиях экономической ситуации.

Ежегодно появляется около 500 новых профессий. Вместе с тем многие профессии сегодня «живут» лишь от 5 до 15 лет, а затем «умирают», либо меняются до неузнаваемости. Между тем рынок труда предъявляет особые требования к молодёжи. Молодой человек должен быть готов к тому, что в течение жизни ему придётся несколько раз менять свою профессию, осваивать новые виды деятельности, уметь самостоятельно искать работу, трудоустраиваться и самостоятельно продвигать себя на рынке труда, тем самым, проявляя уровень своей профессиональной культуры. Это значит, что человеку надо стремиться овладевать не одной единственной профессией, а несколькими смежными профессиями.

Для воспитанников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, особенно важно владение навыками профессионального самоопределения, профессиональной культуры и трудоустройства, так как оно обеспечивает их социальную адаптацию по окончании общеобразовательных учебных заведений.

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. На уроках и на воспитательных мероприятиях педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии. Для формирования профессиональной культуры воспитанников, профессионального самоопределения, планирования и реализации карьеры подростки нуждаются в определённых знаниях о себе, своих интеллектуальных возможностях, склонностях и способностях.

Им необходимо уметь объективно оценивать личные запросы и потребности, соотносить свои личные качества с требованиями профессиональной культуры труда и психологическими характеристиками трудовой деятельности. На уроках СБО в 9ых классах вопросам формирования профессиональной культуры воспитанников посвящён целый раздел «Трудоустройство». Цели этого раздела следующие:

  • Формирование у детей-сирот ориентационных схем, позволяющих адаптироваться к социальной среде, находить возможности реализации себя в профессиональной деятельности;
  • Содействие профессиональному самоопределению воспитанников СКШ VIII вида;
  • Обучение планированию карьеры, технологиям поиска работы и трудоустройства.

В своей работе по профориентации я использую:

  • Тесты, помогающие определить склонности к той или иной профессии.
  • Игровые практикумы, деловая игра «Выбор профессии», помогают насколько-то попробовать себя в роли той или иной профессии.
  • Знакомство с профессией с помощью вывески, бесед, иллюстраций, кроссвордов, ребусов, презентаций.
  • Экскурсии на предприятия г. Киренска (Киренский речной порт, Киренский участок технических путей и судоходства, аэропорт, «Дом быта», центр занятости населения).

Основываясь на профессиональном интересе воспитанников, параллельно идёт работа по формированию навыков культуры труда и развитию профессиональной культуры детей-сирот:

  • Дисциплинированность (умение приходить на урок до звонка, начинать и заканчивать роботу вовремя, подчиняться требованиям учителя)
  • Ответственность (добросовестное выполнение всего объёма работы)
  • Тактичность (умение общаться в коллективе, соблюдение субординации в общении с учителем)
  • Умение преодолевать трудности и др.

Выполнение такой работы по профориентации приводит к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.

С момента возникновения педагогической профессии за педагогами закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция. Учитель, преподаватель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Всем учителям- предметникам, классному руководителю, социальному педагогу, медицинскому работнику необходимо стремится к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения
  • потребность в обоснованном выборе профессии
  • уверенность школьника в социальной значимости труда
  • степень самопознания школьника
  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.

Ниже привожу урок по социально-бытовой ориентировке в 9 классе коррекционной школы VIII вида.

Тема: Я и моё будущее

Цель: Формирование образа будущего, активизация процесса рефлексии

Оборудование: тексты анкет на каждого ученика, шаблоны стрелок, шаблоны книги, по 2 листа формата А4 на каждого участника, краски.

Ход занятия

1. Вводная беседа

Выбирая профессию, надо чётко представлять себе, что ты хочешь от профессии, а ещё необходимо знать о своих слабых и сильных сторонах, научиться соотносить свои возможности с требованиями будущей профессии, поэтому я вам сейчас предлагаю поразмышлять над вопросами анкеты и заполнить её. См. Профориентационная анкета для 8-9 классов. Приложение 1.

2. Составление цветового портрета настоящего и будущего

Ребята, вы скоро окончите школу и вступите в самостоятельную жизнь. Многие из вас связывают с будущим большие и светлые надежды, а кто-то и наоборот. Я предлагаю вам попробовать нарисовать своё будущее и настоящее. Вы возьмёте краски и попробуете нарисовать цветом на листе бумаги то, как выглядит ваше будущее и ваше сегодняшнее настоящее. Рисунки свои не подписывайте.

  • После того, как рисунки готовы, предлагается оформить выставку сделанных работ: «Я сегодня» - слева, «Я завтра» - справа (См. Рис. 1.)

Рис. 1. Распределение материала на школьной доске

3. Советы друга

А сейчас мы внимательно рассмотрим все рисунки. Те из рисунков, которые вас заинтересовали больше всего, пометьте вот такой стрелкой (См. Рис. 1.). Таким образом, мы будем знать, что рисунок уже занят, и необходимо выбрать какой-то другой рисунок, свои рисунки выбирать так же нельзя.

Ваша задача заключается в том, что бы вы на свой взгляд посоветовали однокласснику в достижении своей цели. У вас будет на это всего 5 минут времени.

Написали? Замечательно, а теперь шаблон книги согните пополам, так чтобы текст, написанный вами, остался внизу, а чистой стороной отдайте его тому, кому он был предназначен.

4. Советы самому себе

Получив в руки книгу-письмо чистой стороной, давайте не будем торопиться её прочитать её. А на этой чистой стороне попытаемся сами себе написать дать совет – рекомендацию: что бы вы посоветовали себе для того, что бы ваша цель в жизни была достигнута.

Те из вас, кто с этим справился, могут прочитать обе страницы своей книги, а затем прикрепите её на доску напротив своего рисунка. Когда все будут готовы, мы обсудим получившийся результат.

  • Какое впечатление производят рисунки?
  • Какие чувства вызывают они у окружающих?
  • Какую подпись было делать легче всего: для другого или для себя? Почему?

5. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу, давайте подведём с вами его итоги.

  • Что вам запомнилось в сегодняшнем занятии?
  • Что было особенно интересно узнать?
  • Ваши рисунки и книги-рекомендации мы сложим и сохраним. На последних занятиях в конце учебного года снова к ним вернёмся, что бы посмотреть как изменилась ситуация за год.