Открытый урок литературного чтения во 2-м классе по программе "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цель урока:

  1. Вызвать интерес к содержанию и героям сказки “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”
  2. Показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, описания его жилища, размышления над его поступками и их причинами.
  3. Пронаблюдать над речью героя – что и как он говорит и как это помогает понять его характер.
  4. Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте.
Оборудование: портрет писательницы, рисунки к предложениям из сказки, костюмы сказочных героев, напечатанные слова, которые учитель открывает на доске по ходу урока, музыка для физ.минутки.

ОУУН:

  • Работать с текстом учебника:
  • Находить главную мысль в тексте;
  • Выступать перед классом;
  • Организовать деятельность в группах.

Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".

Эпиграф:

"Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека".
 (А. Линдгрен)

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!

Вступительная беседа.

Учитель. Сегодня сказка пришла к нам в класс на урок. А как узнать сказку, какие она имеет приметы? Какие же есть приметы, присущие только сказке?

Учитель открывает слова по ходу ответов детей:

ЗАЧИН
ТРОЕКРАТНЫЙ ПОВТОР
БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА
ПОБЕДА ДОБРА
КОНЦОВКА

Учитель. Какие сказки мы уже прочитали из раздела Сказочные человечки?

Учитель читает загадки, ребята называют название сказки и автора:

1. А это, что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино)А.Н. Толстой

2. Он и весел, и незлобен.
Этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…(Винни – Пух) А. Милн

3. Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чиполлино)Дж. Родари

Учитель. Итак, мы вспомнили сказки, их героев.

Объявление темы урока.

Учитель. А сегодня мы завершаем работу со сказкой данного раздела, которую написала Астрид Лингред “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.

Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек большой озорник.
Узнали его? (Карсон)

Проблемный вопрос:

Учитель. Ребята, а “ Кто же такой Карлсон?”

Ответы детей:

  • Карлсон – живое воплощение мечты. Детское восприятие мира. Мечта, воображение, фантазия;
  • И “красивый, умный и в меру упитанный мужчина в рассвете сил”;
  • И невоспитанный мальчишка;
  • И просто выдумка и т. д;
  • Его поведение необычно, но не бесцельно, так как противостоит скуке заурядных человеческих дел и поступков.

Учитель. Я думаю, что в конце урока вы мне скажете кто такой Карлсон.

2. Физкультминутка.

Проверка домашнего задания.

Учитель. А сейчас сценки из прочитанных отрывков сказки.

1-я сценка. (Приложение 2)

3. Беседа по каждому отрывку из сказки.

Учитель. Каких героев вы узнали? (Ответы детей: Карлсон и Малыш.)

Учитель. Что узнали о малыше? (Ответы детей: Ему 7 лет, зовут его Сванте Свантесон.)

Учитель. Что узнали о втором герое? (Ответы детей: Его зовут Карлсон – это распространенная шведская фамилия, мужчина в самом рассвете сил.)

Учитель. Значит он взрослый или ребенок? (Ответы детей: По фамилии взрослый.)

2-я сценка. (Приложение 3)

Учитель. А теперь, что вы можете сказать о Карлсоне. Какой он? (Ответы детей: Он живет на крыше, проказник.)

Учитель. Ребята, скажите так Карлсон взрослый или ребенок? (Ответы детей: По фамилии взрослый, а по проказам – ребенок.)

4. Работа с учебником (самостоятельное чтение).

Учитель. А сейчас посмотрите на доску. К каждому рисунку нужно найти одно подходящее предложение из текста. Для этого внимательно прочитайте 4-ю главу и найдите эти предложения.

5. Нахождение предложений в тексте.

Сначала учащиеся видят иллюстрации (приложение 4, 5, 6) и к ним находят в тексте предложения.

Предложение 1: (Приложение 4) В это трудно поверить: маленький домик на крыше и в нем живет Карлсон.

Предложение 2: (Приложение 5) Карлсон вылетел в открытое окно; его маленькая толстенькая фигурка четко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звездами небе.

Учитель. Почему рисуя картины природы, автор чаще всего изображает звездное небо?

Ответы детей. Малыш смотрит на небо и мечтает. Карлсон живет ближе всех к звездам, он – мечтатель, фантазер, выдумщик, необыкновенный человек, взрослый, который остался ребенком.

Предложение 3: (Приложение 6) Привет, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и скрылся.

6. Работа в группах.

Даны предложения из текста. Нужно расставить предложения в таком порядке как они записаны в тексте, каждый участник группы получает свое предложение и роль.

Каждая группа читает свой получившийся отрывок. Беседа по каждому отрывку.

1-я группа.

а) В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон.
б) Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят – Боссе, Бетан и Малыша.
в) Малыш – самый обыкновенный мальчик.

2-я группа.

а) Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо – Карлсон.
б) Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать.
в) на самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе.
г) Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же начинает работать хитроумный моторчик.

3-я группа.

а) Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и достойным видом. Словно какой-нибудь директор, – конечно, если можно себе представить директора с пропеллером за спиной.
б) Карлсону прекрасно живется в маленьком доме на крыше.
в) Домик этот спрятан за большой дымовой трубой.

7. Итоговая беседа:

– Понравился ли вам Карлсон? Почему?

– Какие слова и выражения Карлсона употребляют люди, их можно услышать в повседневной жизни?

“Мужчина в расцвете сил”

“Спокойствие, только спокойствие”

– Нужна ли такая фантазия? Нужен ли такой герой нам, как Карлсон, в жизни? Когда человеку грустно, одиноко. То фантазия разгонит скуку.

8. Итог урока:

Учитель. Кто же такой Карлсон?

Прикрепляем на доске вокруг рисунка Карлосона (Приложение 7) в виде солнца карточки со словами характеризующими его: выдумка; фантазия Малыша; выдумщик; мечтатель; взрослый, который остался ребенком; фантазер.

9. Домашнее задание: Сочинение “Портрет Карлсона”.