Цель урока:
- Вызвать интерес к содержанию и героям сказки “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”
- Показать детям, из чего складывается характеристика литературного героя, анализ портрета Карлсона, описания его жилища, размышления над его поступками и их причинами.
- Пронаблюдать над речью героя – что и как он говорит и как это помогает понять его характер.
- Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте.
ОУУН:
- Работать с текстом учебника:
- Находить главную мысль в тексте;
- Выступать перед классом;
- Организовать деятельность в группах.
Астрид Линдгрен "Малыш и Карлсон, который живет на крыше".
Эпиграф:
"Ничего великого и примечательного не совершилось бы в нашем мире, не свершись оно вначале в фантазии какого-нибудь человека".
(А. Линдгрен)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Вступительная беседа.
Учитель. Сегодня сказка пришла к нам в класс на урок. А как узнать сказку, какие она имеет приметы? Какие же есть приметы, присущие только сказке?
Учитель открывает слова по ходу ответов детей:
ЗАЧИН
ТРОЕКРАТНЫЙ ПОВТОР
БОРЬБА ДОБРА И ЗЛА
ПОБЕДА ДОБРА
КОНЦОВКА
Учитель. Какие сказки мы уже прочитали из раздела Сказочные человечки?
Учитель читает загадки, ребята называют название сказки и автора:
1. А это, что за странный
Человечек деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой. (Буратино)А.Н. Толстой2. Он и весел, и незлобен.
Этот милый чудачек.
С ним хозяин – мальчик Робин,
И приятель – Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок…(Винни – Пух) А. Милн3. Многим долго неизвестный
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовется… (Чиполлино)Дж. Родари
Учитель. Итак, мы вспомнили сказки, их героев.
Объявление темы урока.
Учитель. А сегодня мы завершаем работу со сказкой данного раздела, которую написала Астрид Лингред “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”.
Смешной человечек на крыше живет,
Смешной человечек ириски жует,
Смешной человечек скучать не привык,
Смешной человечек большой озорник.
Узнали его? (Карсон)
Проблемный вопрос:
Учитель. Ребята, а “ Кто же такой Карлсон?”
Ответы детей:
- Карлсон – живое воплощение мечты. Детское восприятие мира. Мечта, воображение, фантазия;
- И “красивый, умный и в меру упитанный мужчина в рассвете сил”;
- И невоспитанный мальчишка;
- И просто выдумка и т. д;
- Его поведение необычно, но не бесцельно, так как противостоит скуке заурядных человеческих дел и поступков.
Учитель. Я думаю, что в конце урока вы мне скажете кто такой Карлсон.
2. Физкультминутка.
Проверка домашнего задания.
Учитель. А сейчас сценки из прочитанных отрывков сказки.
1-я сценка. (Приложение 2)
3. Беседа по каждому отрывку из сказки.
Учитель. Каких героев вы узнали? (Ответы детей: Карлсон и Малыш.)
Учитель. Что узнали о малыше? (Ответы детей: Ему 7 лет, зовут его Сванте Свантесон.)
Учитель. Что узнали о втором герое? (Ответы детей: Его зовут Карлсон – это распространенная шведская фамилия, мужчина в самом рассвете сил.)
Учитель. Значит он взрослый или ребенок? (Ответы детей: По фамилии взрослый.)
2-я сценка. (Приложение 3)
Учитель. А теперь, что вы можете сказать о Карлсоне. Какой он? (Ответы детей: Он живет на крыше, проказник.)
Учитель. Ребята, скажите так Карлсон взрослый или ребенок? (Ответы детей: По фамилии взрослый, а по проказам – ребенок.)
4. Работа с учебником (самостоятельное чтение).
Учитель. А сейчас посмотрите на доску. К каждому рисунку нужно найти одно подходящее предложение из текста. Для этого внимательно прочитайте 4-ю главу и найдите эти предложения.
5. Нахождение предложений в тексте.
Сначала учащиеся видят иллюстрации (приложение 4, 5, 6) и к ним находят в тексте предложения.
Предложение 1: (Приложение 4) В это трудно поверить: маленький домик на крыше и в нем живет Карлсон.
Предложение 2: (Приложение 5) Карлсон вылетел в открытое окно; его маленькая толстенькая фигурка четко вырисовывалась на весеннем, усыпанном звездами небе.
Учитель. Почему рисуя картины природы, автор чаще всего изображает звездное небо?
Ответы детей. Малыш смотрит на небо и мечтает. Карлсон живет ближе всех к звездам, он – мечтатель, фантазер, выдумщик, необыкновенный человек, взрослый, который остался ребенком.
Предложение 3: (Приложение 6) Привет, Малыш! – крикнул Карлсон, помахал своей пухлой ручкой и скрылся.
6. Работа в группах.
Даны предложения из текста. Нужно расставить предложения в таком порядке как они записаны в тексте, каждый участник группы получает свое предложение и роль.
Каждая группа читает свой получившийся отрывок. Беседа по каждому отрывку.
1-я группа.
а) В городе Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном
доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон.
б) Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и
трех самых обыкновенных ребят – Боссе, Бетан и Малыша.
в) Малыш – самый обыкновенный мальчик.
2-я группа.
а) Во всем доме есть только одно не совсем обыкновенное существо – Карлсон.
б) Карлсон – это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же
он умеет летать.
в) на самолетах и вертолетах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам
по себе.
г) Стоит ему только нажать кнопку на животе, как у него за спиной тут же
начинает работать хитроумный моторчик.
3-я группа.
а) Карлсон взмывает ввысь и летит, слегка покачиваясь, с таким важным и
достойным видом. Словно какой-нибудь директор, – конечно, если можно себе
представить директора с пропеллером за спиной.
б) Карлсону прекрасно живется в маленьком доме на крыше.
в) Домик этот спрятан за большой дымовой трубой.
7. Итоговая беседа:
– Понравился ли вам Карлсон? Почему?
– Какие слова и выражения Карлсона употребляют люди, их можно услышать в повседневной жизни?
“Мужчина в расцвете сил”
“Спокойствие, только спокойствие”
– Нужна ли такая фантазия? Нужен ли такой герой нам, как Карлсон, в жизни? Когда человеку грустно, одиноко. То фантазия разгонит скуку.
8. Итог урока:
Учитель. Кто же такой Карлсон?
Прикрепляем на доске вокруг рисунка Карлосона (Приложение 7) в виде солнца карточки со словами характеризующими его: выдумка; фантазия Малыша; выдумщик; мечтатель; взрослый, который остался ребенком; фантазер.
9. Домашнее задание: Сочинение “Портрет Карлсона”.