Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний в правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, умений и навыков использовать данную орфограмму при написании слов и предложений.
  2. Способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы; способствовать развитию у школьников логического мышления, монологической речи и обогащению словарного запаса.
  3. Создать условия для формирования ценностного отношения к природным богатствам страны и интереса к достопримечательностям своего города, расширения кругозора, воспитания любви к животным и ко всему окружающему миру.

Оборудование: Учебник “Русский язык” 1 класс, автор В.И. Полякова; компьютер, проектор; презентация к уроку; аудио-записи: П. И. Чайковский “Песня жаворонка”, “Голоса птиц”; сюжетные картинки по теме “Животные”; карточки для индивидуальной дифференцированной работы; цветные таблички со словами-отгадками; рисунки “Ежик”, выражающие настроение ребят на уроке.

I. Организационно-мотивационный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Приветствие. Слайд 1.

Звучит музыка: П. И. Чайковский “Песня жаворонка”

Учитель:

Придумано кем-то
Просто и мудро.
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера.

Доброе утро, девочки!

Доброе утро, мальчики!

Пожелаем гостям доброго утра.

Дети: Доброе утро!

Учитель: Мы рады приветствовать вас на нашем уроке.

II. Актуализация опорных знаний.

Настрой на работу.

– Сядьте ровно, ноги опустите, спинка прямая. Вы сегодня самые красивые, умные, внимательные и сообразительные. Я желаю вам добиться успехов.

1. Беседа. Фронтальная работа.

– Отгадайте загадки:

Есть копытный великан.
Шея, как подъемный кран,
С рожками, пятнистый,
Но не очень быстрый.
Жираф.

Пьет бензин, как молоко,
Может ездить далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
Машина.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами.
Ежик.

Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает.
Щука.

Нос – как хобот у слона,
На спине рука одна.
Мы с плиты его снимаем,
Угощает всех он чаем.
Чайник.

Летит орлица
По синему небу.
Крылья распластала,
Солнышко застлала.
Туча.

– Проговорите еще раз слова-отгадки.

(Цветные таблички вывешиваются на доске.)

– Какие шипящие согласные звуки вы встретили в этих словах?

[ж], [ш], [ч], [щ],

– Что вы знаете об этих звуках?

([ж], [ш] – всегда твердые звуки; [ч], [щ] – всегда мягкие звуки.)

– А теперь будьте внимательны! Какие знакомые орфограммы, или опасные места, вы заметили? (Жи-ши, ча-ща, чу-щу.)

2. Объявление темы и постановка целей урока.

– Какая тема урока у нас будет сегодня? Над чем мы будем работать? Кто догадался?

(Ответы детей.)

– Верно, сегодня мы с вами обобщим знания о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу. Будем упражняться в написании слов и предложений. Слайд 2.

Ш. Обобщение и систематизация знаний.

Работа с учебником.

– Откройте учебник на стр. и просмотрите до стр. все правила, над которыми мы работали на предыдущих уроках.

– Выберите главные правила, которые относятся к нашей теме урока.

(Ответы детей.)

жи-ши пиши с буквой и!

ча-ща пиши с буквой а!

чу-щу пиши с буквой у!

Слайд 3.

Самостоятельная работа учащихся.

Ежик, жираф, чайник, машина, туча, щука.

– Какое слово “лишнее”?

(Ежик, потому что у него букв больше, чем звуков. Машина, потому что у него 3 слога, а у остальных – 2.)

– Давайте попробуем разделить все предметы на 2 группы.

(Одушевленные, неодушевленные.)

– Работаем по вариантам:

1-й вариант записывает слова, обозначающие одушевленные предметы,

2-й вариант записывает слова, обозначающие неодушевленные предметы.

Проверка.

Ежик, жираф, щука.

Машина, чайник, туча.

Физминутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти стряхнули –
Ветер сдувает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем –
Крылья сложили назад.

3. Рассказ учителя.

– Сегодня я хочу поговорить с вами о первой группе, т.е. о животном мире. Вокруг нас есть много удивительных животных. Некоторые из них живут в лесах, степях и реках нашей Белгородской области. Знаете таких? Назовите.

(Лиса, волк, заяц, еж, щука, карась, кузнечик, бабочка, стрекоза, ящерица.)

– Некоторые из них живут у людей дома, называются “домашние”. Назовите их.

(Корова, лошадь, коза, овца и др.)

– А вот некоторых удивительных животных мы не сможем увидеть ни там, ни там. Как же быть? Где мы с ними можем встретиться?

– Конечно же, в зоопарке. Во многих городах есть зоопарки. А зачем люди их создают? (Ответы детей.)

– В зоопарках люди заботятся о животных: ухаживают за ними, кормят, лечат, помогают родиться их потомству. Некоторые животные даже занесены в Красную книгу. Кто знает, что такое Красная книга? (Ответы детей.)

В нашем городе Белгороде тоже есть зоопарк. Давайте познакомимся с ним.

Слайды  4–14.

Белгородский зоопарк открыт в 1991 году на базе живого уголка, который существовал с 1988 года. В постоянной экспозиции находится более 300 экземпляров животных 89-ти видов. Посещаемость зоопарка около 100 тысяч человек в год.

В настоящее время городскими властями принято решение о переносе зоопарка в зону отдыха в Сосновке.

С предыдущим классом я не раз посещала зоопарк. А кто из вас был в зоопарке? А кто хотел бы сходить? Я обещаю, что мы с вами обязательно отправимся в зоопарк и понаблюдаем замечательных животных.

4. Индивидуальная работа учащихся у доски. Выборочный диктант.

–Я думаю, вы хорошо знаете многих животных. А вот как называют их детенышей, знаете? Давайте посмотрим.

Игра на внимание “Пиши – не спеши!”

– Будьте внимательны. Записывать будем только тех животных, в названиях которых встретите опасное место (орфограмму).

У волка родились… (волчата);

у зайца – … (зайчата);

у слона – … (слонята) – не пишем;

у коровы – …(телята) – не пишем;

у кролика – …(крольчата);

у мышки – … (мышата) – не пишем;

у коня – … (жеребята) – не пишем;

у белки – … (бельчата).

(Дети работают у доски по цепочке.)

Физминутка.

Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбнулся и садись!

5. Самостоятельная дифференцированная работа по карточкам:

– Подберите подходящие по смыслу слова и выделите орфограммы.

Коровы ____________________

Сороки_____________________

Мыши _____________________

Петухи _____________________

Дятлы _____________________

Слова для справок: пищит, трещит, мычит, кричит, стучит.

– Подберите подходящие по смыслу слова и выделите орфограммы.

Коровы ____________________

Сороки_____________________

Мыши _____________________

Петухи _____________________

Дятлы _____________________

Слова для справок: пищат, трещат, мычат, кричат, стучат.

– Вставьте ча или ща в слова:

Коровы мы…т.

Сороки тре…т.

Мыши пи…т.

Петухи кри…т.

Дятлы сту…т.

__________________________________________________________

6. Работа в группах.

– Рассыпались предложения. Нужно:

  •  собрать из слов предложение;
  •  определить разновидность жанра;
  •  найти слово, в котором есть опасное место (орфограмма) по теме нашего урока.

Работаем группами по рядам.

(Выдаются таблички с деформированными предложениями.)

Волки рыщут, пищу ищут.

Скороговорка.

Жизнь данá на добрые делá.

Пословица.

Стучат, идут,
А с места не сойдут.

Загадка. (Часы.)

Проверка.

7. Самостоятельная работа над текстом.

– Во всех предложениях потерялись точки, как же быть? Слайд 15.

Дети идут в рощу стучат дятлы под кустом шуршит ежик

Спишите предложения, расставив знаки препинания.

Выделите знакомые орфограммы.

Выпишите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

Подчеркните главные члены предложения.

Самопроверка. Слайд 16.

Дети идут в рощу. Стучат дятлы. Под кустом шуршит ежик.

Ежик – 4 б., 5 зв.

Итог урока.

– Над какими орфограммами работали на уроке?

– Сделайте вывод, как же они пишутся.

– Какие задания вам понравилось выполнять?

(Ответы детей.)

– Молодцы! Сегодня очень хорошо работали …

Рефлексия.

– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

У вас на столе лежит рисунок-раскраска “Ежик”.

Если вам понравился урок, вы все поняли, делали правильно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то нарисуйте ежику красивую улыбку.

А если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас испортилось настроение, то нарисуйте на его мордочке огорчение.

Давайте посмотрим!

Урок закончен.

Я желаю вам успехов! Слайд 17.