Цель урока. Способствование развитию компетентностей учащихся.
Задачи. Совершенствуя умения и навыки анализа различных источников информации, повторить и обобщить полученные знания о России первой четверти 19 века – времени правления Александра 1.
Опережающее домашнее задание: проанализировав различные источники о России периода правления Александра 1, приготовить ответ на один из вопросов и выступить перед одноклассниками с собственной оценкой деятельности правителя.
Оборудование урока. Электронная презентация, фрагменты видеофильма Л. Парфенова “Александр 1” (начало 1 части, завершение видеофильма 2 части); карта “Европа 1815–1861 гг.”, карта “Отечественная война 1812 г.”, картина “Восстание на Сенатской площади”.
Эпиграф урока
“Александр был задачею для современников: едва ли он будет разгадан потомством”.
Н.И. Греч
Учитель. Вступительное слово. На сегодняшнем уроке мы с вами попытаемся высказать собственную позицию, собственную точку зрения о времени Александра 1, его роли в истории России, мира. Вам необходимо было продумать ответы нескольких вопросов, приготовить сообщение по выбранной теме. Для поисков ответов вам был предложен список литературы, предоставлялась возможность работы с электронной энциклопедией “Истории России. 982–1917.”, материалы видеофильма Л. Парфенова “Александр 1”.
Учитель зачитывает эпиграф урока.
А.С. Пушкин в 1825 г. написал эпиграмму на Александра 1:
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном;
Под Аустерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел –
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел
Пушкин А.С. избранные произведения. 1970, т. 1. с. 131.
На доске понятие.
Коллежский асессор – гражданский чин 8 класса, равный званию капитана в Табеле о рангах.
Послушайте, какую характеристику Александру 1 дал знаменитый историк В.О. Ключевский.
“После царя Алексея Михайловича император Александр (производил) наиболее
приятное впечатление, вызывал к себе сочувствие своими личными качествами; это
был роскошный, но только тепличный цветок, не успевший или не умевший
акклиматизироваться на русской почве. Он рос и цвел роскошно, пока стояла
хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее
ненастье, он завял и опустился”.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс. 2003, т. 3, с. 486.
Постарайтесь опровергнуть либо подтвердить, объяснить, как вы понимаете эпиграмму А.С.Пушкина. Согласны ли вы с характеристикой, данной Ключевским?
Ученики отвечают на вопросы.
Учитель предлагает рассмотреть заранее объявленные вопросы.
- Как вы думаете, к либералам или консерваторам по взглядам и делам можно отнести Александра 1?
- Назовите наиболее выдающихся современников Александра 1, коротко охарактеризуйте одного из них, оцените вклад в жизни Отечества.
- Воинская слава на поле брани (герои Отечественной войны 1812 г.– представить портреты).
- Роль Александра 1 в международных делах.
При подготовке и ответе на первый вопрос ученикам предлагается использовать материал информационных папок: Александр 1. Либеральные реформы 1801–1815. Схема А. Нарастание консерватизма Александра 1. 1815–1825. Схема Б.
Ученики высказывают собственные точки зрения, подтверждая конкретными фактами.
Учитель. Как вы думаете, что же явилось главной причиной изменения взглядов правителя? Хорошо ли чувствовал, знал свой народ Александр?
Одним из нелюбимых современников Александра был человек, о котором вы могли прочесть в произведении Л.Н. Толстого “Война и мир”. Послушайте, и определите о ком идет речь, и что же принципиально отличает этих двух выдающихся людей.
“ А между тем трудно представить себе историческое лицо, деятельность
которого так неизменно постоянно была бы направлена к одной и той же цели.
Трудно вообразить себе цель, более достойную и более совпадающую с волею всего
народа. Еще труднее найти другой пример в истории, где бы цель, которую
поставило себе историческое лицо, была бы так совершенно достигнута, как та
цель, к достижению которой была направлена вся деятельность… в 1812 году”.
Толстой Л.Н. Война и мир. Книга вторая. М. 1972, с. 463.
Ученики отвечают на поставленный вопрос, определяя имя выдающегося полководца, характеризуя его как человека, глубоко понимающего русский народ.
В подтверждение могут прозвучать слова Л.Н. Толстого.
“Но каким образом тогда этот старый человек, один, в противность мнения всех, мог угадать, так верно угадал тогда значение народного смысла события, что не разу во всю свою деятельность не изменил ему?
Источник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся явлений лежал
в том народном чувстве, которое он носил себе во всей чистоте и силе его”.
Толстой Л. Н. Война и мир. Книга вторая. М., 1972, с. 465.
Одним из выдающихся современников Александра 1 можно назвать М.М.
Сперанского. О заслугах перед Отечеством как нельзя лучше рассказывает В.О.
Ключевский: “Сперанский принес в русскую неопрятную канцелярию 18 в.
необыкновенно выправленный ум, способный бесконечно работать (48 часов в сутки),
и отличное умение говорить и писать. Сперанский был лучшим, даровитейшим
представителем старого, духовно-академического образования…Со времен
Ордина-Нащокина у русского престола не становился другой такой сильный ум; после
Сперанского, не знаю, появится ли третий”.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. Т. 3. – Мн.;
Харвест, 2003, с. 490–494.
Целеустремленность, работоспособность, преданность делу и Отечеству Михаила Михайловича Сперанского и сегодня может служить примером.
Ученики выступают с сообщениями о выдающихся людях 1 четверти 19 века.
Перед выступлением по третьему вопросу просматриваем фрагменты из кинофильма “Война и мир”, сцены Бородинского сражения.
Выступление учащихся по вопросу.
В завершение – строки из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”:
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя ”.
Учитель. Как вы считаете, после завершения разгрома неприятеля и освобождения России нужно ли было идти в Европу? Во время какой войны ставился подобный вопрос?
Ученики высказывают собственное мнение по данному вопросу.
Переходят к ответу на четвертый вопрос “Роль Александра 1 в международных делах”.
Ученики говорят о принятии Конституции в Финляндии (1809 г.) демократических преобразованиях в Польше (1815), о роли на заседаниях Венского конгресса (1814–1815 гг.), об образовании и действии Священного союза и делают общий вывод.
Учитель, подводя итоги деятельности Александра 1, вновь цитирует Ключевского В.О.
“Нам известны начинания Александра 1; все они были безуспешны.…В чем же
заключается причина такой безуспешности этих преобразовательных начинаний? Она
заключается в их внутренней непоследовательности”.
Ключевский В.О. (там же, с. 532).
А между тем народ жил своими заботами, трудами. Люди пахали и сеяли, убирали хлеб, любили близких и уважали тех, кто понимал их нужды и чаяния. Вспомним одного из героев романа “Война и мир” Николая Ростова.
“Но он всеми силами души любил этот наш русский народ и его быт и
потому только понял и усвоил себе тот единственный путь и прием хозяйства,
которые приносили хорошие результаты. Графиня Марья …не понимала, чем он
восхищался, рассказывая с восторгом про богатого хозяйственного мужика Матвея
Ермишина, который всю ночь с семьей возил снопы…”
Толстой Л.Н. Война и мир. Книга вторая. С. 518–519.
К концу правления Александра 1 в России становилось все больше и больше нерешенных проблем, острее ощущалась необходимость их решения. Как ярчайший показатель необходимости решения проблем явилось выступление декабристов. Царствование Николая 1 многие историки считают продолжением второй половины правления Александра 1. Но это тема другого разговора.
Учитель совместно с учениками оценивает работу учащихся, благодарит за работу.
PS. Электронная презентация используется, либо как завершающий момент урока, либо поэтапно в ходе урока. Время использования зависит от подготовленности класса.