Групповое воспитательное занятие "Обратите внимание"

Разделы: Внеклассная работа


Аудитория: подростки, возраст 13-16 лет.

Цель: создание условий для формирования у воспитанников толерантного отношения к окружающему миру, снятие агрессии в поведении.

Задачи:

  • развивать коммуникативные качества учащихся и умение работать в коллективе;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции воспитанников;
  • обогащать запас представлений об окружающем мире;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование кабинета: столы, стулья по количеству участников, демонстрационный стенд (классная доска).

Материально-техническое оснащение: бумага, ручки, фломастеры, клей ПВА по количеству участников, 2 ватмана, цветная бумага, ножницы.

Дидактический и наглядный материал:

  • фотографии;
  • статьи из молодежных периодических изданий;
  • бланки анкет;
  • диаграммы по результатам анкетирования;
  • карточки – опросники;
  • листы (название мероприятия, правила группы).

План занятия.

   

Время:

I. Подготовительный этап:
1. Подготовка дидактического и наглядного материала.
2. Анкетирование
3. Задание воспитанникам:

а) подготовить фотографии на темы: “Я и школа”, “Секреты моей комнаты”, “Один вечер из жизни …”, “Мир моих увлечений”.

б) найти интересные статьи на тему человеческих взаимоотношений в молодежной прессе, принести на занятие, быть готовым анонсировать статью.

II. Организационный этап. Анализ анкет. Введение в тему. 3 минуты
III. Основной этап:
1. Обзор и обсуждение молодежных изданий 10 минуты
2. Игры:

“Далеко – близко, высоко – низко” (подвижная)

“Да или нет?”

“Слепой – зрячий” (подвижная)

10 минут
3. Интервью 7 минут
IV. Заключительный этап. Оформление газеты. 10 минут
Итого: 40 минут

 

Ход занятия

I. Подготовительный этап/

1. Анкета для подростков:

  1. Знаете ли вы какие – либо периодические издания (журналы, газеты, бюллетени, альманахи) молодежные или для широкого круга лиц?
  2. Какие из этих изданий вы читаете?
  3. Как часто вы читаете?
  4. Статьи на какую тему (темы) вам интересны?
  5. Где читаете интересные статьи?

 

II. Организационный этап. Анализ анкет.

Метод: рассказ, анализ анкет.

Оснащение: 3 диаграммы по результатам анкетирования подростков.

Время: 3 мин.

Правила группы:

  • Доброжелательность.
  • Взаимоуважение.
  • Дисциплина.

Введение в тему.

Здравствуйте! Меня зовут Елена Леонидовна. Практически со всеми мы уже знакомы, встречались не раз. Сегодня мы собрались в маленьком кабинете № 309 в школе, которая находится в городе Норильске. Наш город находится в огромной стране – России. Это здорово!

Тема нашей сегодняшней встречи посвящена обсуждению проблемы отсутствия читательского интереса у школьников и формированию потребности к восполнению этого пробела, а также необходимости формирования общечеловеческих ценностей, в том числе – воспитания доброжелательного отношения к родителям и сверстникам, к окружающему миру в целом. Я предлагаю всем включиться в активную работу по обсуждению актуальных вопросов и изданию 1-ого выпуска нашего журнала.

В ходе своей работы, общаясь с учителями и родителями, я часто слышу от моих собеседников и делаю вывод, что молодежь практически ничего не читает. Так ли это на самом деле, я решила проверить. И составила анкеты, чтобы выяснить, читает ли сегодня молодежь? Что именно: журналы, периодические издания, книги и как часто? Большое спасибо всем, кто мне помог и ответил на вопросы анкеты. Результаты анкетирования вы можете увидеть, изучив диаграммы.

Анализ 1-ой диаграммы.

На 1-ой диаграмме показаны те издания, в большей степени журнальные, которые вы читаете. К ним относятся, например, “Космополитен”, “Ес!”, “Дом-2”, “Все звезды”, “Мобильная связь”, “Игромания”, “Компьютерные игры”, “Мотомир”, “За рулем”, “Мен холл”, “СПАМ”.

Анализ 2-й диаграммы.

Оказалось, что наиболее интересны для вас следующие темы: человеческие взаимоотношения и помогающие расслабиться, поднять настроение. Приятно было узнать, что вы интересуетесь историей России. Также я отметила, что некоторые из вас предпочитают читать книги.

Для себя я сделала вывод, что ваши интересы настолько разнообразны, как и вы сами, вы часть молодежи нашей большой страны. Ребята всей страны живут примерно также, сталкиваются с похожими трудностями, и если что-то получается, радуются как и вы.

Но у каждого человека есть что-то отличное: характер, поведение. Когда что-то случается в жизни радостное событие или наоборот беда, человеку необходимо с этим поделиться. Вы часто могли видеть статьи в журналах, газетах о человеческих судьбах, о значимых моментах в жизни людей.

III. Основной этап.

1. Обзор и обсуждение молодежных изданий.

Метод: беседа, демонстрация изданий.

Время: 10 мин.

Сегодня практически у каждого из вас есть статья, вырезка из журнала на интересную тему. Давайте попробуем рассказать друг другу, представить то, с чем вы пришли.

Каждый из вас сейчас кратко расскажет о своей статье: из какого она источника, ее содержание (3-4 предложения).

Дополнительные вопросы к детям:

  1. Тебе понравилась статья?
  2. А как бы ты поступил в такой ситуации?
  3. Ты согласен с мнением автора?
  4. Тебе пригодилась эта информация? Ты поделился ею с друзьями?

Я так же обратилась в Центральную библиотеку, находящуюся по адресу: ул. Ленина, 20а, в читальный зал, чтобы выяснить, какие издания пользуются наибольшей популярностью среди подростков и молодежи.

Оказалось, это такие издания, как: “Веселый затейник”, “Бумеранг”, “Юный эрудит”, “Нэшнл географик – путешественник”, “Ровесник”.

“Мне 15”, “Ес!”, “Штучка”– журналы нового поколения, здесь можно найти последнюю информацию о кумирах кино и музыки, о моде. В журнале “Мне 15”, также печатают стихи, которые присылают в редакцию ребята со всей страны. Если вы пишите стихи, можете смело отправлять их в журнал “Мне 15”.

“Веселый затейник”, название говорит само за себя, здесь можно окунуться в мир праздника, узнать новые игры, викторины, смешные истории, даже решить кроссворд!

“Юный эрудит”, журнал для тех, кто интересуется историей происхождения предметов, которыми мы сегодня пользуемся, например, история появления телевизора, даже можно узнать, что внутри у банкомата.

“Ровесник”, “Бумеранг” журналы, где можно найти самые разные темы, волнующие молодежь. Интересно будет всем!

“Нэшнл географик – путешественник” расскажет вам о разных странах, редких животных, вы почувствуете себя настоящим путешественником!

Сегодня я предлагаю вам поработать и издать 1-ый выпуск нашего журнала, а назовем мы его “Обратите внимание!”. Чтобы журнал был интересным, люди, которые работают над ним, должны быть тоже интересными, любознательными, обладать чувством юмора и знать правила поведения и общения с собеседниками. Давайте отвлечемся от нашей официальной обстановки и поиграем.

2. Игры, упражнения.

Время: 10 мин.

Упражнение “Далеко – близко, высоко – низко”.

Инструкция:

Попытайтесь вести разговор:

  • издалека, находясь на разных концах зала;
  • затем – постепенно сближаясь;
  • затем – стоя рядом друг с другом;
  • затем – один, встав на стул, другой – оставшись на месте.

Вопросы участникам:

Когда разговаривать было легче, чувствовали себя уютнее, комфортнее?

Игра “Да или нет?”

Участники слушают утверждение и если согласны, хлопают в ладоши:

  1. 2 умножить на 2 будет четыре.
  2. Сегодня четверг
  3. Курить – здоровью вредить!
  4. Чистить зубы не обязательно!
  5. Мы живем на полуострове.
  6. Дорогу переходим на красный свет.

Упражнение “Слепой – зрячий”.

Одному из участников завязывают глаза. Второй участник должен провести “слепого” через препятствия обходя все стулья.

Участнику, у которого были завязаны глаза, задают вопросы:

Каково быть слепому? Доверял ли ты человеку, который тебя вел через препятствия?

Итак, мы говорили, что люди, которые работают над журналом, должны быть интересными, любознательными, обладать чувством юмора и знать правила поведения и общения с собеседниками. Люди каких профессий работают над журналом и книгами?

(Журналисты, фотографы, редактор, корректор.)

2. Фоторепортаж.

Методы: рассказ, демонстрация.

Оснащение: фотографии.

Время: 2 мин.

Без фотографий журнал был бы не интересен. Некоторые из вас принесли фотографии. Диана, расскажи, откуда такая интересная фотография?

Девочка, которая изображена на этой фотографии, уже, наверное, и не помнит, откуда это фото. (Маша рассказывает о фотографии.)

Эти фотографии также будут использованы в нашем журнале.

Профессия редактора очень важна при издании журнала, ведь именно этот человек продумывает основные вопросы, которые будут раскрываться и обсуждаться на страницах журнала и отбирает самый интересный материал для выпуска. Думаю, в нашем случае редактором буду я. Вы доверяете мне это важное задание?

А кто такой корректор? Как вы думаете? Это тот человек, который корректирует и исправляет материал, готовящийся к выпуску в номер, стилистически грамотно выстраивает фразы и текст.

4. Интервью.

Методы: инсценирование, работа в группах, дискуссия.

Оснащение: листы с вопросами, ручки.

Время: 7 мин.

Журналист наверняка знает, какие вопросы не стоит задавать?

Связанные с возрастом, о внешности, но зато можно выразить комплимент “как хорошо вы выглядите”, нельзя упрекать собеседника и настаивать на своей правоте. Можно сразу спросить собеседника, о чем бы он хотел рассказать.

Предлагаю взять интервью у Лены Л.

– В каком классе ты учишься?

– Твой любимый школьный предмет?

– Твое хобби?

– Недавно был праздник День Защитника Отечества, как ты поздравила отца, брата? Тебе кто-то помогал?

– Кем бы ты хотела в будущем стать? Почему?

Либо:

Игра “Экспресс интервью”.

Каждый участник вытягивает лист с вопросом:

  1. чтобы с тобой дружили, надо…..
  2. у тебя будет много друзей, если….
  3. неприятно разговаривать с человеком, который…
  4. в людях меня раздражает…
  5. в людях меня привлекает…
  6. я люблю, когда мама…
  7. день удался, если…
  8. мой любимый праздник, это…

А сейчас, когда мы превратились в настоящих профессионалов. Предлагаю разделиться на группы по 2 человека и попробовать взять интервью у наших гостей. Ведь мы до сих пор не знаем о них ничего. Чтобы вам было легче с вопросами, предлагаю воспользоваться “шпаргалкой”. Один из вас задает вопросы – журналист, второй – корректор – записывает ответы. Те ребята, у которых желтые жетоны, – выступят в роли журналистов, у которых зеленые жетоны – в роли корректоров.

Я, как редактор, определила тематику вопросов. Журналисты получают бланки с вопросами, корректоры получают бланки, на которых будут записывать ответы. Итак, за работу!

Вопросы:

– Как вас зовут?

– Где и кем вы работаете?

– Что такое успех?

– Как вы добились успеха?

Спасибо всем за активное участие! Проделав такой нелегкий, но очень интересный путь, мы все немножко стали “профессионалами” в своей области. А сейчас самое время приняться за не менее интересное дело – оформление 1-го выпуска журнала! Готовы?

IV. Заключительный этап. Оформление журнала.

Время: 10 мин.

1-я группа из 4-х человек подходят к столу, который находится за вами, 2-я группа – аналогично. На столах лежат ватманы – это будущие страницы нашего журнала “Обратите внимание!”. Вы можете использовать для оформления цветную бумагу, ножницы, маркеры, клей. Несмотря на то, что мы люди взрослые, вспомним главное правило, которое необходимо соблюдать при работе с ножницами. (Передавать ножницы другому человеку только кольцами вперед.)

Статьи и фотографии, которые вы подготовили к сегодняшней встрече, необходимо расположить так, чтобы максимально привлечь внимание читателей. Страницы журнала должны притягивать взгляд, быть яркими, интересными, познавательными, одним словом, – сочетать в себе актуальность, доступность и информативность.

Спасибо всем за участие, проявленный интерес и активность.

Вывод.

Каждый человек стремится к успеху, правильно выстраивая общение с людьми, добивается взаимного уважения.

Сегодняшняя встреча подчеркнула значимость формирования навыков общения, построенного на внимании и уважении друг к другу. Мы почерпнули информацию из разных источников. Обсуждение насущных вопросов подвело нас к мысли о необходимости вести здоровый образ жизни, считаться с мнением окружающих людей.

Главное – не терять себя в жизни и больше времени и внимания уделять тем, кто рядом.

В дальнейшем мы продолжим работу по изданию журнала, и еще не раз будем возвращаться к интересующим молодежь вопросам. А сейчас я предлагаю для будущих страниц журнала сделать фотографию, которая даст почувствовать нашим читателям, какие мы дружные, активные, интересные и творческие личности!

Общая фотография для журнала.

Приложение 1.

Приложение 2.