1. Инсценировка стихотворения Я. Бжехвы в переводе Б. Заходера "Очень Вежливый Индюк".
(Выразительно читают два заранее подготовленных ученика.)
Объявился в доме вдруг
Очень Вежливый Индюк.
Раз по тридцать в день,
Не реже,
Он кричал:
– Эй, вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучиться веж-ли-вос-ти!
– Я и сам, – кричал Индюк, –
Доктор Вежливых Наук,
И жена моя – пример
Очень вежливых манер –
Даже когда спит она,
Видно, что воспитанна!
Не стесняйся ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь как рыба?
Говори: “Приду, спасибо!”
Ты не будь свиньей, Свинья, –
Ждет тебя моя семья!
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло!
Как ни бился он,
Однако
К индюку никто не шел:
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья, ни Осел!
Посинел Индюк от злости:
– Не идут, нахалы, в гости!
Зря пропали все труды!
Все они балды-балды!
И добавил с высоты
Своего величия:
– Не усвоили,
Скоты,
Правила приличия!
2. Беседа с классом:
- Что такое правила приличия?
- Усвоил ли их герой стихотворения?
- Можно ли его назвать вежливым?
- А почему стихотворение называется "Очень Вежливый Индюк"?
3. Работа со словарем (слова написаны на доске).
Вежливый – соблюдающий правила приличия; учтивый, обходительный.
Воспитанный – получивший хорошее воспитание, умеющий себя вести.
Приличие – соблюдение правил поведения, вежливость.
Этикет – принятый порядок поведения в обществе.
Речевой этикет – правила речевого поведения.
4. Работа с учебником. Чтение и пересказ лингвистического текста упр.165.
- Какие слова называются этикетными?
- Перескажите рассказ В. Осеевой "Волшебное слово".
- Какое это было слово? (Пожалуйста.)
5. Работа с этикетными словами приветствия.
Учитель знакомит учеников с правилами приветствия.
Приветствия
По-русски принято говорить “здравствуйте” или другие этикетные слова с указанием имени и отчества адресата, например: Здравствуйте, Галина Александровна! Все это произносится доброжелательным тоном, с улыбкой. Сопровождается небольшим наклоном корпуса вперед или наклоном головы, при этом взгляд направлен на собеседника.
Мужской жест – протягивание руки для рукопожатия. Отказ от рукопожатия – знак разрыва взаимоотношений (“не подать руки”). Протянутую женщиной руку целуют или пожимают по-мужски. Неэтикетно мужчине первому протягивать руку даме. Мужчина обязан снять перчатку для рукопожатия, женщина – нет.
Этикет требует, чтобы первым приветствовал младший (по возрасту, должности, званию) старшего, мужчина – женщину. При равных позициях первым здоровается тот, кто вежливее.
Индивидуальность рукопожатия в русском этикете огромна, и А. И. Куприн говорил, что по нему можно не только узнать отношение человека к тебе, но и его характер: например, подать два пальца – это высокомерное приветствие, подать руку лодочкой – приветствие смущенного человека, долго пожимать руку, не отпуская, – проявление дружеского или фамильярного интереса к человеку.
Наиболее распространенной и нейтральной формой приветствия является обращение Здравствуйте! Актерская практика свидетельствует, что слово здравствуйте в русском языке можно произнести с 65 оттенками (сердечно, игриво, ехидно, радостно, приветливо, грустно).
Официальные формы приветствия: Приветствую вас! Разрешите (позвольте) приветствовать вас! Рад вас приветствовать! Они выражают более высокое положение говорящего, чем слушателя, и едва ли ты будешь так здороваться с кем-либо. Пока не подходит тебе и Здравия желаю! – приветствие военных или служивших а армии. А вот Добрый день (утро, вечер)! можно говорить всем.
Выражения Мое почтение! Кланяюсь! Доброго здоровьичка! чаще всего свойственны людям пожилым, а вот Привет! – молодым.
Здорово! Наше вам (с кисточкой)!, Салют! и подобные приветствия носят грубоватый, фамильярный характер и применимы далеко не ко всем.
Если вы даже находитесь в ссоре, вежливость требует быть выше раздоров и поздороваться.
6. Решение задач.
Задача 1-я. Настя говорит: "Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне, притворятъся?"
Права ли Настя?
Задача 2-я. Игорь рассказывает маме: “Вчера видел нашу учительницу по математике и не поздоровался. Она далеко шла, но меня заметила. А я сделал вид, что не узнал ее, и прошел мимо. Теперь вот думаю: может, напрасно?”
Как, по-твоему, должна ответить мама? Может ли быть этикетным разное поведение в этом случае?
Задача 3-я. Володя обижен: “На улице встретил нашего учителя по физкультуре. Издалека кричу ему: “Здравствуйте, Владимир Петрович!” А он подозвал меня к себе и сделал замечание.
Какое, по-твоему, замечание сделал Владимир Петрович?
Задача 4-я. Маша постоянно ходит в небольшую булочную возле дома. Сегодня она пришла, когда в булочной была только девушка-продавец. “Мне две буханки и батон”,– попросила Маша. “А где твое “здравствуйте”? – спросила продавец. Маша удивляется: “Надо ли здороваться с продавцами?”
Что бы ты ответил Маше?
7. Творческое задание.
Чтение стихотворения В Солоухина "Здравствуйте":
“Здравствуйте”,– поклонившись,
Мы друг другу сказали.
Просто “здравствуйте”,
Больше ведь мы ничего не сказали.
Почему же на капельку солнца
Прибавилось в мире,
Почему же на капельку счастья
Прибавилось в мире,
Почему же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Попробуйте ответить на вопросы, поставленные в стихотворении:
От слова "здравствуйте" становится радостно жить потому, что…
8. Упр.166.
В каких речевых ситуациях употребляются эти слова? Какие из этих слов или выражений вы никогда не употребляли в своей речи? Почему?
9. Инсценировка "В автобусе" (готовится заранее).
Часть ребят – пассажиры, едущие в автобусе, есть кондуктор и водитель. Ребята разыгрывают сценку: не все соблюдают правила поведения, громко смеются, не уступают место старшим.
Обыгрываются различные ситуации: вежливое замечание, просьба уступить место, передать деньги на билет и т.д.
Другая часть учеников – эксперты: анализируют ситуацию и дают рекомендации по употреблению этикетных слов и соблюдению правил поведения.
10. Работа в парах. Составление диалогов с употреблением этикетных слов.
Один ученик обращается с просьбой к другому. Другой – отказывает ему, употребляя для смягчения этикетные слова.
Используется материал упр. 167
Пример: – Сережа, дай мне, пожалуйста, послушать твой новый диск.
– Не обижайся, Коля, но я не могу сейчас выполнить твою просьбу.
Чтение диалогов.
11. Орфографическая и орфоэпическая работа.
Обозначить орфограммы и затранскрибировать слова:
Здравствуйте (здравие), пожалуйста, извините (невинный), спасибо, до свидания (видеть).
12. Итоги урока.
Ученик читает стихотворение Н. Рыленкова
На доброе слово
Не надо скупиться.
Сказать это слово –
Что дать напиться.
Со словом обидным –
Нельзя торопиться,
Чтоб завтра
Себя самого не стыдиться.
Но слова правдивого
Остерегаться –
Не то же ль, что собственной
Тени бояться?
Я истины эти –
Знаю измлада,
А думать над ними –
Всю жизнь мне надо.
- Какие слова называются этикетными?
- Какие группы этикетных слов вы знаете?
- Для чего они употребляются в речи?
- Нужно ли их употреблять в общении с друзьями?
Домашнее задание упр.169
Примечание.
На уроке используется учебник “Русский язык. 5класс” под ред. М.М. Разумовской.