Русский язык - один из самых богатых языков мира. Недаром о нем говорят "великий, могучий"! Из энциклопедических источников известно, что активный словарь В. Шекспира насчитывает 16 тыс. слов, А.С. Пушкина - 21 тыс., Н.В. Гоголя - 10 тыс. Активный словарь нашего современника включает в среднем 7-13 тысяч слов. Эллочки - "Людоедочки" - 30 слов (Хо-хо! Парниша! Блеск! Мрак! Жуть!). Сегодня, в начале XXI в., остро встает вопрос о культуре речи. И это не случайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Актуальная для наших дней проблема - низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.
В настоящее время известна поговорка "Слово - визитная карточка человека". От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.
Как показывает анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы, теоретические и практические изыскания посвящены в основном профессиональному становлению и развитию речевой умелости учителя, а не воспитателя.
Работая многие годы непосредственно с речью детей дошкольного возраста, наблюдая за процессом общения воспитателей с детьми, родителями была выявлена проблема: необходимость повышения качества речевого развития детей через повышение уровня речи педагогов.
Так, проблему обогащения опыта воспитателей и активизации их коммуникативно-речевых умений мы решили практически, организовав методическую работу в МОУ.
Цель работы: достижение высокой культуры речи педагогов через умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.
Задачи:
- строгое соответствие содержания речи воспитателя возрасту детей, их развитию, запасу представлений, с опорой на их опыт;
- владение педагогами методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей;
- умение педагогов применять культурные и методические требования к собственной речи во всех случаях общения с дошкольниками.
Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в различных видах деятельности: хозяйственно-бытовой и трудовой, учебной. Воспитатель организует игры с детьми, говорит с ними на всех занятиях, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения и т.д. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям. Поэтому забота о совершенствовании коммуникативно-речевых умениях воспитателя имеет важнейшее значение в педагогическом процессе дошкольного учреждения. Является не только нравственным и общественным долгом каждого педагога, но и методической службы нашего ДОУ.
В исследованиях Е.И. Тихеевой, Ф.А. Сохина и других основоположников, методики развития речи детей дошкольного возраста отмечается, что дети учатся говорить благодаря слуху и способности к подражанию. Дошкольники говорят то, что слышат, так как внутренние механизмы речи образуются у ребенка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада - формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.
Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание. М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи". Именно поэтому к речи педагогов нашего ДОУ были предъявлены высокие требования, а проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривалась в контексте повышения качества дошкольного образования.
Для реализации выделенных задач были намечены этапы работы методической службы ДОУ.
Подготовительный этап
Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. Исходя из этого на подготовительном этапе работы педагогам ДОУ было рекомендовано продумать и создать обстановку в пределах детского сада и группы, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно". Для решения проблемы повышения культуры речи на педагогической консультации были выделены компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней.
Компоненты профессиональной речи педагога
- качество языкового оформления речи;
- ценностно-личностные установки педагога;
- коммуникативная компетентность;
- четкий отбор информации для создания высказывания;
- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.
Требования к речи педагога
Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми воспитатель использует основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Воспитатель должен обращать особое внимание на семантическую (смысловую) сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи воспитателя является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.
Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи воспитателя предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).
К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Аналитический этап
Данный этап состоял из двух ступеней.
1 ступень - анализ речи воспитателя в педагогическом процессе. Оценивался в трёх направлениях и фиксировался в разработанных картах:
содержательность (о чем и сколько говорит, что сообщает детям);
безупречная правильность формы (как говорит);
возрастная и педагогическая направленность (умеет ли говорить с дошкольниками, убежденно и доходчиво излагать сведения по вопросам педагогики взрослым - родителям, коллегам).
Анализ включал в себя следующие моменты: о чем полезном, новом, нужном воспитатель сообщил детям, что упустил или исказил; какие знания, сведения воспитатель дает детям; как истолковывает поступки и действия детей, окружающих людей; какова направленность его оценок, суждений (моральных, интеллектуальных, эстетических).
Отдельному анализу подвергалась речь педагогов в обыденной обстановке: во время отдыха, на прогулке, в раздевальной, в трудовой деятельности и т. д., так как зачастую в это время содержание его речи становится бедным, ограниченным организационными, дисциплинарными обращениями.
ОЦЕНКА ФОРМ РЕЧИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Проводилась углублённая оценка форм речи педагога, где рассматривалось следующее:
Словарь - богатство и точность. Частота употребления слов, которые медленно усваиваются детьми, точность обозначения оттенков цвета, материал, форму, величину предметов и др. Использование художественного слова, фразеологических оборотов.
Грамматическое оформление - содержание разнообразных синтаксических конструкций.
Звуковая сторона речи - чистое звукопроизношение, четкая дикция, орфоэпическая правильность. Речь воспитателя должна быть яркой, выразительной: необходимы богатая мимика, приветливый, доброжелательный тон по отношению ко всем окружающим.
Связная речь - умение вести диалог, рассказывать, слушать рассказы и ответы других. Речь воспитателя должна быть немногословной, но очень понятной и логичной.
Навыки публичной речи - умение рассказывать и свободно держаться в детской аудитории, а так же выступить с сообщением перед товарищами, организовать коллективную беседу с родителями воспитанников и т. п. 0бразцом для окружающих должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жест, отношение к собеседникам).
Возрастная направленность - доступность содержания, использование соответствующего возрасту детей словаря и синтаксиса. Особенно это важно при работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В этом случае для педагога характерны некоторое замедление темпа, особо подчеркнутые артикуляция и дикция, эмоциональностъ речи.
По методике Э.Стоун проводился анализ взаимодействия педагога с детьми на занятиях. Цель которого: анализ речевых высказываний с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческих высказываний, саморегуляции. Приложение 1.
Проводимое исследование взаимодействия воспитателя с детьми на занятиях ставило цель: более полно проанализировать речевые высказывания педагога с точки зрения создания условий на занятии для проявления инициативности, активности детей, их познавательных способностей, творческого потенциала, саморегуляции.
Количественный и качественный анализ проводился с учётом целей наблюдения.
Первый способ Цель: выявить, как различные речевые категории сменяются во временной последовательности на занятии.
С помощью этого способа анализа очень хорошо просматривается педагогическое мастерство использования речевых категорий педагогом. 96% воспитателей поддерживали детскую познавательную активность, что давало возможность детям проявлять собственную инициативу на занятиях. 35,7% - порицали проявление детской активности, либо старались не замечать ее и уводили разговор детей в другое направление, отвлекая их от инициативы. Отмечалась формальность, стереотипность ведения занятия у 28,6% воспитателей, это не стимулирует самостоятельность высказываний детей.
Второй способ Цель: выявить удельный вес разговора педагога и детей, то есть определить уровень речевой активности детей на занятии.
Показательным для проявления познавательно-речевой активности детей являлись высказывания по собственной инициативе. Хочется отметить, что у 35,7% воспитателей дети не достаточно часто проявляли желание задавать самостоятельно вопросы; подводили к новой теме разговора, выходя за рамки заданной ситуации; проявляли творчество. Это означает, что педагог не создал условия для детской инициативы, проявления любознательности, заинтересованности и активности детей на занятии. Этот способ анализа позволил высоко оценить мастерство 28,6% воспитателей в создании условий для развития детской познавательной активности и инициативности в учебном процессе.
Третий способ Цель: оценить деятельность воспитателей, с точки зрения, создания мотивационной основы учебной деятельности детей.
21,4% воспитателей достаточно часто использовали распоряжения, приказы, указания, которым дети должны подчиниться в выполнении заданий. Делали критические замечания. Данные методы взаимодействия требуют от детей исполнительности, создают напряженность, страх, ожидание порицания, неуверенность в себе, в своих действиях, полную зависимость от оценки педагога, создают дискомфортное состояние, отрицательно сказываются на развитии мотивационной основы учебной деятельности детей. Но и частое использование 50% воспитателей похвалы и одобрения действий, ответов детей, их поведения может привести к тому, что ребёнок привыкнет ждать похвалу и будет активен в обучении при условии признания его успехов. Ведь распространенным является суждение о необходимости похвалы действий ребенка со стороны взрослых в учебном процессе в целях развития его желания учиться. При поверхностном взгляде это утверждение как будто действительно справедливо. В постоянной похвале таится опасность - развитие зависимости ребенка от взрослого: во-первых, похвала-это позиция "сверху", во-вторых, она делает человека зависимым от других. Не получив однажды похвалы за что-нибудь, ребёнок переживает тяжелое чувство неудовлетворенности. Поэтому данная категория взаимодействия с детьми, стали особым предметом обсуждения.
2 ступень аналитического этапа, ставила цель: помочь воспитателям в анализе их речи, в постановке индивидуальных задач ее улучшения, а также в выполнении этих задач.
Практический этап
Предусматривал составление и проведение плана мероприятий с использованием разных форм методической работы.
ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
КОЛЛЕКТИВНАЯ | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ |
-КОНСУЛЬТАЦИИ | - САМООБРАЗОВАНИЕ |
-СЕМИНАР | -КОНСУЛЬТАЦИИ |
-СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ | - ВЗАИМОПОСЕЩЕНИЕ |
В данный план вошли такие виды работ по совершенствованию речи воспитателей в педагогическом процессе, как: анкетирование воспитателей, консультации, памятки для молодых воспитателей и воспитателей со стажем, тестирование, встречи в "Клубе знатоков русского языка", "Недели русского языка" и другие. Приложение 2.
Совместно с родителями и при активном участии детей проведён литературный конкурс "Волшебное слово". Цель: воспитывать бережное отношение к родному языку, прививать детям любовь к интеллектуальной деятельности, содержательному досугу. Приложение 3.
Взаимопосещение занятий помогло 25% воспитателей, использующих в активной речи два языка (родной и русский), избежать допускаемых ошибок в собственной речи. Так как при оформлении высказываний ранее допускались грамматические ошибки, обеднение словаря, низкая активность в общении с родителями и в публичных выступлениях. Для более полного получения результатов планируемых занятий по развитию речи педагоги составляли прогноз ожидаемых результатов и предполагаемых рисков. После взаимопосещений занятие анализировали, с целью предупреждения повторения каких-либо методических ошибок.
В ходе реализации этапов в методическом кабинете была систематизирована литература и пополнены пособия для использования в работе воспитателей с детьми по развитию речи: словари; сборники и рукописные пособия, содержащие пословицы; загадки, фразеологизмы; небольшие таблицы и плакаты с трудными словами (произношение, ударение, грамматика); диалектизмами. Это необходимо для достижения более высоких результатов в развитии речи детей и правильном применении речевых норм воспитателями в организации аналогичной работу с родителями, использование индивидуального общения, наглядной пропаганды.
Проводимые аналитические исследования и мероприятия по влиянию речи воспитателей на развитии речи дошкольников, обсуждение результатов с и поиск путей их повышения способствовали росту профессиональной компетенции педагогов ДОУ.
Проведённая работа по данной теме позволила всему коллективу дошкольных работников ДОУ считать необходимым профессиональным долгом непрерывное совершенствование своей речи для повышения качества работы в развитии речи воспитанников.