Цели:
Обучающая – учить решать расчетные задачи с использованием понятия «растворы», «концентрация растворов», применять полученные знания на практике, закрепить знания о физических характеристиках растворов и растворенных веществ, умения рассчитывать молярные массы веществ, проверить способность к самостоятельной деятельности.
Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, способность к анализу и синтезу, коммуникативные навыки работы в группе, формировать навыки самоконтроля. Стимулировать познавательную деятельность
Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности к мобилизации усилий и безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитывать культуру учебного труда, навыки экономного расходования времени, формировать гуманные качества личности учащихся, совершенствовать навыки общения.
Оценка результатов:
- полнота ответов
- правильность ответов
- логика изложения материала
- понимание изученного
- терминологическая грамотность
Методы обучения - информативно-прикладной с элементами фронтальной беседы, фронтальная беседа, решение химических задач.
Тип урока – закрепление знаний, умений навыков в трудящихся.
Прогнозируемые результаты знать способы выражения концентрации растворов, обозначения основных величин, связанных с растворами, формулы растворов.
Оборудование. Раздаточный материал, таблица Менделеева.
План урока.
1. Организационный момент: Приветствие. Класс разбит на группы по 4-6 человек, выбирается капитан.
Целеполагание – учащиеся должны в течении урока показать умение решать задачи., при необходимости помочь товарищам по команде; учитель- определить уровень знаний учащихся по теме, выявить пробелы в знаниях для последующей коррекции.
2. Опрос в виде интеллектуального тренинга.
Чем является вода для многих твердых, жидких и газообразных веществ? | растворителем |
Какие признаки растворов вы знаете? | Однородность и прозрачность |
Что образует вода со многими веществами? | Растворы |
Гомогенная система, состоящая из частиц растворенного вещества, растворителя и продуктов их взаимодействия | растворы |
Что происходит при упаривании растворов? | Кристаллизация |
Какое понятие существует в химии между растворимым веществом и растворителем? | Концентрация растворов. |
Это надо знать
- раствор – это то же самое, что гомогенная смесь.
- растворителем называют жидкость, растворяющую вещество.
- «Подобное растворяется в подобном»
- На растворимость влияют площадь поверхности растворяемого вещества, давление и температура.
- Разбавлением называют процесс добавления дополнительного количества растворителя в раствор, чтобы уменьшить его концентрацию
Изучение нового материала.
Ребята выбирают задания, которые находятся в закрытых конвертах на которых написаны баллы. (на усмотрение учителя, можно разместить на доске разноцветные карточки)
Вопросы теоретического блока.
1 блок вопросов. Обозначение величин.
- Как обозначается массовая доля вещества в растворе? - 5 баллов
- Как обозначается молярная концентрация вещества? 10 баллов.
- Как обозначается растворимость вещества? 15 баллов
- Как обозначается объем раствора? 20 баллов
- Как обозначается количество вещества? 25 баллов
2 блок вопросов. Формулы расчетов.
- Как записывается формула для расчета объема раствора? -5 баллов
- Как определить молярную концентрацию? - 25 баллов
- Чему равна масса вещества в растворе? - 10 баллов
- Как определяется плотность растворов? - 15 баллов
- Чему равна массовая доля вещества в растворе? - 20 баллов
3 блок вопросов Единицы измерения.
- В каких единицах измеряется масса вещества? - 5 баллов
- В каких единицах измеряется объем раствора? -10 баллов
- В каких единицах измеряется плотность раствора? - 15 баллов
- В каких единицах измеряется молярная концентрация? – 20 баллов
- В каких единицах измеряется массовая доля вещества? - 25 баллов
4 блок вопросов. Определение характеристик растворов.
- Что называется растворимостью вещества? - 5 баллов
- Что называется молярной концентрацией раствора? -110 баллов
- Что показывает массовая доля вещества? -15 баллов
- Что такое плотность раствора? 20 баллов
- Что называется количеством вещества? 25 баллов
5 блок вопросов Связь между разными способами выражения концентрации.
- Вывести формулу, связывающую растворимость вещества с массовой долей. -5 баллов
- Вывести формулу, связывающую молярную массу с массовой долей. 10 баллов
- Вывести формулу, связывающую плотность раствора с массовой долей. -15 баллов
- Вывести формулу, связывающую массу вещества с объемом раствора.- 20 баллов
- Вывести формулу, связывающую массовую долю с молярной концентрацией. - 25 баллов
Задачи.
Задачи на приготовление растворов
- Какую массу сульфата калия и воды надо взять для приготовления 300г.20% раствора?- 10 Баллов
- Сколько граммов воды содержится в 200г.40%-ного раствора поваренной соли? - 20 баллов
- В 400г. Воды растворили11.2 л.сероводорода. Определите процентное содержание сероводорода в полученном растворе.- 30 баллов
- В каком объеме воды надо растворить 200г.хлорида железа (Ш) чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 15 %.? – 40 баллов.
- В 80г. воды растворили 7 г. Семиводного сульфата железа (II) Определите массовую долю в безводной соли в растворе? -50 баллов
Задачи на расчет молярной концентрации раствора.
- Какое количество вещества содержится в 1 л раствора с массовой долей нитрата натрия 4-% если его плотность равна 1.32 г/мл.? - 10 баллов.
- В 100 мл. раствора содержится 0.98 г серной кислоты. Определите молярную концентрацию -20 баллов
- Какая масса соли потребуется для приготовления раствора хлорида калия объемом 300 мл с концентрацией 0.15 моль/л - 20 баллов.
- Определите молярную концентрацию раствора с массовой долей гидроксида натрия 20% плотностью 1.22 г/мл. – 40 баллов.
- Какой объем раствора с массовой долей серной кислоты 9.3 % и плотностью 1,05 г/мл необходим для приготовления 0.35М серной кислоты объемом 40 мл – 50 баллов.
Задачи на смешивание растворов.
- Смешали 200г. 15% раствора хлорида натрия и 300 г. 10% раствора этого же вещества. Определите концентрацию полученного раствора? – 10 баллов.
- Сколько граммов воды необходимо взять для приготовления 200г. 25% раствора из 60% раствора серной кислоты? 20 баллов.
- В лаборатории имеются растворы с массовой долей хлорида натрия 10 и 20%. Какую массу каждого раствора надо взять для получения 300 г.раствора с массовой долей хлорида натрия 12 % - 30 баллов.
- Какой объем 60%-ной серной кислоты (плотность 1,5 г/мл) и 30 % раствора (плотность 1.2 г/мл) серной кислоты надо взять для приготовления 240г. 50%-нного раствора? -40 баллов.
- Сколько граммов кристаллогидрата 18 водного сульфата хрома (III) с массовой долей 15 % необходимы для приготовления 795 г. 20%-ного раствора сульфата хрома (Ш)
Закрепление
Методы закрепления материала – решение задач различных типов на определение концентрации растворов, обсуждение, сравнение, анализ, соревнование между командами.
Выводы – оценка качества знаний и умений учащихся, причин проигрыша, победы, советы на будущее.
Домашнее задание – повторить состав, номенклатуру и свойства неорганических веществ, составить по две задачи на определение концентрации растворов.