ЦЕЛЬ: систематизировать изученный материал.
Задачи:
- Образовательная: обобщить знания учащихся по теме «Глагол».
- Развивающая: продолжить развитие навыков логического и образного мышления.
- Воспитательная: воспитание любви к природе, умения работать в паре, отстаивать свое мнение.
Опорные понятия: глагол, спряжение, наклонение, время, синоним, вид, безличный глагол.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности:
- Понимать/знать: морфологические признаки глагола.
- Уметь: определять время, спряжение, наклонение, вид глагола; делать морфологический разбор; уметь работать с h-test
- Использовать: Толковый словарь.
Тип урока: обобщающий.
Методы, используемые на уроке: частично- поисковый.
Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.
Оборудование урока: компьютеры, проектор, экран, звуковые колонки, компьютерная презентация, карточки с заданиями (приложение 1), карточка-инструктаж по работе с тестом (приложение 2), Толковый словарь, жетоны.
Оформление: стенд «Весенние мотивы» с рисунками ребят, фотографиями.
План урока:
- Организационный момент – 1 мин;
- Тема и цель урока – 3 мин;
- Проверка домашнего задания – 5-7 мин;
- Систематизация теоретических знаний – 10 мин;
- Физминутка – 2 мин;
- Самостоятельная работа – 3-5 мин;
- Словарная работа – 10 мин;
- Тест – 25 мин;
- Творческая работа – 10 мин;
- Итог урока – 3-5 мин;
- Домашнее задание – 1 мин;
- Оценка за урок – 2 мин.
Ход урока
Действия учителя | Действия учащихся |
I. Организационный момент | |
У нас сегодня необычный урок. В течение всего урока вы будете получать за правильные ответы жетоны таланты, и в конце урока мы узнаем, кто из вас получит звание гения, таланта, умника | |
II. Тема и цели урока | |
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с удивительными явлениями русской природы, с которыми мы встречаемся очень часто и порой даже не замечаем их. И помогут нам в этом ваши знания о слове в русском языке. Слов в русском языке много, но мы поговорим об определенной их группе. Тему нашего урока вы определите и сформулируете, прочитав этот отрывок из стихотворения Ф.И. Тютчева «Море и утес» (слайды 1-4) | Уч-ся формулируют тему урока на основе слайдов. |
– Какую картину вы представили, читая это четверостишие? – С помощью какой части речи Ф.И. Тютчеву удалось передать картину бушующего моря? |
Отвечают на вопросы учителя (бушующее море, волны бьются о скалы, шум и рокот волн) (Помогла часть речи – глагол) |
– Итак, сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. (слайд 5) «Глагол самая огнепышущая, самая живая часть речи» А. Югов. (слайд 6) – Прочитайте эпиграф нашего урока и объясните. Как понимаете его? Итак, сегодня на уроке мы повторим все, что мы с вами знаем о глаголе. |
Тема урока «Глагол» |
III. Проверка домашнего задания | |
К этому уроку каждой группе была дана исследовательская работа. Ребята должны были найти ответы на вопросы. (слайды 7-10) 1-я группа – получила задание: Узнать о происхождении слова глагол. 2-я группа – провести исследование на тему «Глагол – необыкновенная часть речи» Сейчас мы послушаем и посмотрим их работу |
Отчет о проведенной работе творческих групп. Ребята показывают свои презентации. Презентации ребят |
IV. Систематизация знаний | |
А сейчас повторим теоретический материал по изучаемой теме. Для этого сейчас проведем работу с текстом, в котором пропущены понятия, относящиеся к данной категории слов. (слайды 11-14) Работу будете выполнять парами.. – Прошу пройти к компьютерам и выполнить задание на карточке, но сначала внимательно изучите инструктаж по работе с компьютером (инструктаж №1 прилагается) Как закончите работу, пройдите за свои парты. Давайте проверим вашу работу (фронтальная проверка). Таким образом, мы с вами восстановили такие понятия как глагол, время, наклонение, спряжение. (слайд 15) |
Ребята работают парами у компьютера, выполняют задание по карточке. Карточка для работы с компьютером №1 (дополнительная карточка №2 для тех, кто быстрее выполнит работу на компьютере) |
V. Физминутка | |
Упражнения для глаз | |
VI. Самостоятельная работа | |
А теперь закрепим теорию на практике. (слайд16) (индивидуальная работа) Задание: НАЙДИТЕ ЛИШНЕЕ СЛОВО И ДОКАЖИТЕ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ Посмотрите на экран и прочитайте задание. Отработайте ту строку, которая соответствует вашему номеру. Проверка (фронтальная) |
Индивидуально работают с соответствующей строкой, отстаивают свою точку зрения 1. Белеет, гуляет, блестит, будешь; 2. будешь, боремся, гуляйте, уехал; 3. темнеет, играют, вечереет, светлеет т свою точку зрения. |
VII. СЛОВАРНАЯ РАБОТА | |
(слайд17) Задание: Прочитайте отрывок из стихотворения Г. Гюйко За столом сказала мать: Хватит языком болтать! А сынишка осторожно: А болтать ногами можно? – Объясните значение словосочетаний болтать языком, болтать ногами. Подберите словосочетания с глаголом держать, чтобы глагол имел разные значения; а затем подобрать к нему синонимы. (используется Толковый словарь) Объясните смысл выражений, которые указаны на слайде. (слайд 18) – Какую роль играют синонимы в нашей речи? (слайд 19) Вывод: Чем больше синонимов знает человек, тем точнее он выражает свои мысли. |
Работа в парах, обсуждение смысла данных выражений. Поисковая работа По толковому словарю ищут и объясняют значение данного слова. |
– А сейчас давайте вернемся к тому стихотворению, с которого мы начали наш урок (Слайд 20) Прочитайте еще раз это стихотворение. Спишите его, вставьте пропущенные орфограммы. (проверка фронтальная) (Слайд 21) – Объяснить значение слов по толковому словарю, подобрать к выделенным совам синонимы. Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием – что интересного вы можете сказать о глаголе хочет? (он разноспрягаемый) – Приведите примеры разноспрягаемых глаголов (бежать, есть, дать) Вы справились и с этим заданием. |
Работа в парах с Толковым словарем. Поисковая работа. 1. клокочет 2. бунтует 3. незыблемых. Дополнительное задание: сделать морфологический разбор данных слов. |
VIII. Проверочный тест | |
А сейчас проведем небольшой проверочный тест. Инструктаж по работе с тестом записан на карточке. Внимательно изучите инструкцию и затем выполните задания теста. Тем, кто выполнит больше 30% получит оценку "3", кто – больше 60% – "4", а те, кто выполнит больше 80% – "5". | Класс разбит на 2 группы. Индивидуальная работа с использованием карточки-инструктажа к тесту Тест (прилагается) Карточка-инструктаж прилагается (пока 1 группа работает у компьютера, вторая работает по карточкам №3, затем группы меняются местами) |
IX. Творческая работа | |
К нашему уроку каждому из вас было дано творческое задание: Изобразить приход весны в рисунках или в фотографиях и вы это сделали замечательно. Именно вашими работами украшен наш класс. А теперь послушайте звуки весеннего леса. Какие образы возникли у вас? (слайд 22) Составьте и напишите небольшое сочинение- миниатюру, используя глаголы, записанные на доске. Глаголы: светит, греет, появляется, пригревает, пробуждается, зеленеет, распускается, щебечут, ходят, суетятся, выползают, благоустраивают. – Озаглавьте свое сочинение. Проверка: 2-3 сочинения зачитываются вслух) |
Самостоятельно рассматривают картину весеннего леса и слушают весенние звуки. Озаглавливают текст своего сочинения Работа выполняется письменно. |
X. Итог урока | |
– Рассказать о глаголе по плану (слайд 23) 1. Глагол 2. Время 3. Спряжение 4. Наклонение 5. Переходность 6. Безличные глаголы |
|
XI. Домашнее задание | |
Сконструировать логическую схему отношений между понятиями по теме «Глагол» в виде распускающегося дерева. | Творческая работа |
XII. Оценка за урок | |
Подведение итогов за звание умника и выставление оценок. |
Уч-ся считают полученные за урок жетоны и выявляют умников: 15-17 жетонов – гений; 10-14жетонов – талант; 7-9 жетонов – хорошист. |