Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

Разделы: История и обществознание


Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные при изучении главы «Древний Восток».

Задачи:

  • закрепить знания о достижениях культуры, исторических персонах, важных изобретениях и открытиях, исторических фактах истории Древнего Востока;
  • формировать навыки оперативно работать с информацией и источниками, анализировать, сопоставлять исторические факты, ориентироваться по карте, развивать умения использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, предъявлять результаты учебной деятельности, работать в команде;
  • воспитывать уважение к истории и культуре народов Древнего Востока через понимание важности их открытий, научных исследований для дальнейшего развития человечества.

Оборудование урока: карта «Египет и Передняя Азия в древности», карта «Государства Древнего Востока», раздаточный материал (задания по станциям), маршрутные листы, иллюстрации к теме (современные фотографии Пирамиды в Гизе, Стена Плача, Великая Китайская стена, Сфинкс, стела царя Хаммурапи, гроб фараона Тутанхамона, скульптура из кости индийский бог Ганеша).

Основные понятия: фараон, вельможа, ростовщик, жрец, храм, мумия, саркофаг, пирамида, папирус, иероглиф, каста.

Форма урока: повторительно-обобщающий урок, игра-путешествие.

Методы работы:

Учатся выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, использовать ранее приобретенные знания для получения новых знаний, сравнивать, определять круг необходимых знаний для решения проблемы (что мне необходимо знать для решения проблемы, что я уже знаю, что мне необходимо узнать), предъявлять результаты учебной деятельности

Приемы деятельности учителя: организация проверки усвоения знаний, использование межкурсовых и межпредметных связей с курсом МХК (повторение вопросов о памятниках мировой культуры), обучение предъявлению результатов учебной деятельности

Предварительная подготовка класса:

Для высокой продуктивности урока требуется серьезная подготовка учеников-консультантов, с которыми даже возможно предварительное выполнение всех заданий. Желательно, чтобы один ученик-консультант отвечал только за одну станцию. Класс (25-26 человек) делится на 5 групп по 4 человека и 5 учеников-консультантов. Каждая команда получает маршрутный лист (Приложение 1). Для учеников-консультантов можно придумать отличительные знаки, единые элементы формы (бейджы, значки, пилотки, косынки и т.п.)

Кабинет делится на условные зоны – станции, которые оборудуются необходимыми учебными принадлежностями и раздаточным материалом. Переходить от станции к станции будут ученики-консультанты.

Оценивание учащихся осуществляется в зависимости от количества набранных баллов.

Шкала выставления оценок:

Оценка «5» От 25 до 20 баллов
Оценка «4» От 19 до 15 баллов
Оценка «3» От 14 до 8 баллов
Оценка «2» От 7 до 3 баллов
Оценка «1» От 2 до 0 баллов

Ход урока

I. Оргмомент.

Ребята рассаживаются на места.

II. Основная часть урока.

Учитель: Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали с вами историю Древнего Востока. Давайте вспомним, с историей каких стран мы познакомились?

Ученики: Египет, Междуречье, Ассирия, Финикия, Палестина и т.д.

Учитель: страны Востока всегда привлекали особое внимание путешественников и торговцев. Сегодня в такое путешествие отправляемся и мы. Но, чтобы постигнуть тайны и разгадать загадки Древнего Востока, вам предстоит пройти серьёзные испытания, решить сложные задачи. В путешествии вашими помощниками будут консультанты (представить учеников-консультантов и станции, за которые они отвечают). Прошу всех занять свои места. В добрый путь!

Начинается игра-путешествие. На выполнение заданий ученикам отводится 4 минуты.

III. Задания для станций.

Станция «Карусель»

Обучающиеся должны показать умение ориентироваться по карте. Задания для работы:

  1. Где находится Египет?
  2. Какая река протекает в Египте?
  3. Покажи дельту Нила?
  4. Какие моря омывают Египет с севера и востока?
  5. Покажи Аравийский полуостров?
  6. Покажи Персидский залив?
  7. Что такое пороги Нила, покажи их?
  8. Назови столицы Древнего Египта. Покажи их?
  9. Покажи реки Евфрат и Тигр?
  10. Какая страна расположена между реками Евфрат и Тигр?
  11. Покажи Крупные города Междуречья.
  12. В какой стране протекают реки Инд и Ганг? Покажи эту страну.
  13. Покажи на карте горы Гималаи?
  14. Покажи место первой проповеди Будды?
  15. В долине какой реки образовались первые государства Индии?
  16. Покажи Древний Китай.
  17. Какие реки протекают в Китае? Покажи их.
  18. Покажи Великую Китайскую стену.
  19. Какая стана расположена между Средиземным морем и цепью Ливанских гор?
  20. Назовите крупные финикийские города и покажите их на карте.
  21. Покажите на карте Палестину.
  22. Какая река протекает в Палестине?
  23. Какой город является столицей Палестины?
  24. Покажи на карте Ассирию?
  25. Столицей Ассирии был город …? Покажи его на карте.
  26. Укажи основные направления завоевательных походов фараона Тутмоса в 1500 г. до н.э.?

Станция «Хронограф»

Проверяется знание основных исторических дат, исторических персон.

1. Соотнеси правильно даты и события:

1. Около 3000 года до н.э. А. В Ассирии стали плавить железо
2. 10 в. до н.э. Б. Завоевания фараона Тутмоса
3. 612 г. до н.э. В. Персидский царь Кир завоевал Вавилон
4.1500 г. до н.э. Г. Разрушение столицы Ассирии – Ниневии
5. 538 г. до н.э. Д. Образование единого государства Египет

2. Соотнесите правильно страну и историческую персону:

1. Тутанхамон А. Палестина
2. Кир Б. Индия
3. Хаммурапи В. Египет
4. Соломон Г. Персия
5. Будда Д. Вавилонское царство
6. Дарий Первый  
7. Иаков  

1. Соотнеси правильно даты и события:

1. 10 в. до н.э. А. Правление царя Хаммурапи в Вавилоне
2. 2600 г. до н.э. Б. Столицей Палестины стал город Иерусалим
3. 525 г. до н.э. В. Постройка пирамиды Хеопса
4. 1792-1750 гг. до н.э. Г. Образование единого государства в Китае
5. 221 г. до н.э. Д. Персы завоевали Египет

2. Соотнесите правильно страну и историческую персону:

1. Цинь Шихуан А. Египет
2. Крез Б. Палестина
3. Конфуций В. Лидийское царство
4. Моисей Г. Китай
5. Тутмос Д. Ассирийское царство
6. Ашшурбанапал Е. Индия
7. Ашока  

Станция «Культурная»

Проверяются знания обучающихся в области культурных достижений народов Древнего Востока

1. Распределите изобретения народов Древнего Востока по странам

Индия Китай Финикия
     

Шахматы, алфавит, бумага, сахар, прозрачное стекло, ткани из хлопка, чай, пурпурная краска, цифры, папирус.

2. Видеоряд. Распределите памятники культуры Древнего Востока по странам:

Индия                           
Египет  
Китай  
Палестина  
Персидское царство  
Финикия  
Вавилонское царство  

(Приложение 2)

Станция «Документальная»

Проверяется умение работать с документами.

Из «Законов царя Хаммурапи»

… Если человек купит из руки сына человека (полноправный житель Вавилонского царства) или из руки раба человека без свидетелей или договора или возьмёт на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек вор, его должно убить.
…Если человек полениться укрепить платину своего поля и (вследствие того, что) платина не была укреплена им, в его плотине произойдёт прорыв, а водой будет затоплена возделанная земля (общины, то) человек, в плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
… Если человек срубит в саду человека дерево, (то) он должен отвесить ½ мины (мера веса и денежного счёта –около 0.5 кг.) серебра.
… Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалиться и причинит смерть хозяину дома, (то) этого строителя должно убить.
… Если человек нанимает какого-либо ремесленника, (то) плату… 5 ше (0,05 г.) серебра, плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника, плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.
…Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесёт (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб, (то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.
…Если раб человека ударит (по)щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
… Если редум или баирум (категории воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдёт, или наняв наёмника, пошлёт его в замену себя, (то) этого редума или баирума должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Вопросы к документу.

  1. На какие группы делилось население Вавилонского царства?
  2. Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства?
  3. Каких домашних животных разводили жители Вавилонского царства?
  4. Что умели делать жители Вавилонского царства?
  5. Как наказывали рабов в Вавилонском царстве?
  6. Как наказывали воинов в Вавилонском царстве?

Станция «Угадайка»

Проверяется знание исторических фактов.

Вставьте пропущенные слова в предложения.           

  1. Египет расположен на ______________________ Африки. По берегам Нила рос высокий тростник – ______________. Египтяне использовали письменные знаки, которые назывались _________________. Самый почитаемый бог Древнего Египта считался сыном солнца, его имя _____________. Для полива отдалённых от реки Нил полей с пшеницей и рожью египтяне изобрели специальное приспособление – __________________.
  2. На восточном побережье Средиземного моря находится государство _______________. Финикийцы выращивали _____________ и _________________. Самыми крупными городами Финикии были – _________, ____________, _______. В Финикии изобрели ____________, и _______________ __________. В Северной Африке финикийцы основали самую крупную колонию ___________.
  3. Река в Палестине _________________. Самыми главными врагами израильтян были _______________________. С Голиафом сразился юный пастушок ________. Сила _____________ заключалась в его волосах. Столицей Древнееврейского царства при Давиде стал _________________.

Угадай слово.

  • . . . . . . – царь Древнего Египта.
  • . . . . . . . . – слуга фараона.
  • . . . . . . . . . – человек, который давал в долг деньги под проценты.
  • . . . . – служитель храма.
  • . . . . . . . . – гроб фараона.
  • . . . . . . . . – гробница фараона.
  • . . . . . . . – материал для письма в Древнем Египте.

IV. Подведение итогов.

Ученики консультанты собирают маршрутные листы. Учитель выставляет оценки по соответствующей школе.