Программа развития ГОУ специальной (коррекционной) школы VII вида № 3

Разделы: Администрирование школы


1. Информационная справка о МШ №3.

В настоящее время образовательное учреждение располагается в типовом двухэтажном здании. В образовательном учреждении обучаются дети с нарушением умственной деятельности. В настоящее время в школе с 1 по 9 классы насчитывается 165 школьников. В школе работает 16 классов со средней наполняемостью 10-11 человек в каждом. Функционирует 3 группы продленного дня, которые посещает 45 (27%) учащихся.Школа находится в центральном районе города

2. Содержание образования МС(К)ОУС(К)ОШ №3

Руководствуясь приказом Министерства образования РФ №29/2065 от 10.04.2002г., школа работает по новому базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) и учебным программам под ред. Воронковой. Большое место в образовательной структуре школы отведено психологической и логопедической службам. Эти подразделения тесно взаимодействуют как с методическими объединениями, так и с отдельными учителями-предметниками

Помимо работы, направленной на становление познавательной деятельности детей, проводится коррекционная работа над другими видами нарушений: двигательной активности, речевой функции, психической деятельности – на коррекционных курсах: ритмика (1-4 классы), логопедические занятия (1-7 классы), ЛФК (1-4 классы), Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы).

Коррекция основных психических функций, развитие речи и общения школьников реализуется через следующие коррекционные курсы: эстетическое воспитание через изобразительную деятельность и художественное конструирование (1 класс), игротерапия (2 класс), сенсорное развитие учащихся начальных классов посредством дидактической игры (3 класс), общение и коррекция речи (4 класс).

Задача адаптации учащихся к самостоятельной жизни в обществе решается с помощью программ факультативных курсов: общение (5 класс), этика семейной жизни (9 класс), ОБЖ (6-8 классы), умелые руки (6 класс с тяжелой умственной отсталостью), декоративное цветоводство (6-8 классы).

3. Воспитательная работа школы.

Воспитательная работа в школе подчинена задачам коррекции и развития личности ребенка, ее социальной адаптации и интеграции в обществе и потому выстроена в следующих направлениях: здоровье – реализация программы «Здоровье», дом и семья – реализация программы «Школа и семья», профессионально-трудовое, гражданское и правовое, культурно-нравственное и эстетическое, патриотическое и экологическое.

Реализации воспитательной работы в названных направлениях способствуют кружки: «Мастерим из древесины»,«Рукодельница», «Спортивные игры», «Помоги себе сам», «Арт-терапия», «Развитие речи посредством изучения русского фольклора», «Краеведение (с изучением танцевальных традиций Костромского края)», «Хор».

Большую роль в развитии школьников играют спортивно-оздоровительные мероприятия. Ученики школы принимают участие и становятся призерами в соревнованиях и олимпиадах городского, регионального и всероссийского уровня среди детей-инвалидов. Школьники занимаются различными видами спорта: гимнастика, волейбол, пляжный волейбол, шашки, шахматы, конный спорт, лыжный спорт, юнифайт, женский мини-футбол, боулинг. Учащиеся школы проявляют свои способности в художественной самодеятельности и являются лауреатами конкурса «Поверь в себя».

Традиционными для наших учеников являются посещения Областного драматического театра, кукольного театра, художественный выставок в школе им. Шлеина, Музея изобразительных искусств, ВЦ «Автограф», Музея льна и бересты, Музея пожарного дела.

Серьезная целенаправленная работа проводится в школе по профилактике правонарушений среди детей и подростков – поддерживается постоянная связь с опорным пунктом милиции, помощь в работе осуществляют сотрудники ППДП и ГИБДД.

4. Сведения о педагогических кадрах

За последние годы в школе сложился стабильный педагогический коллектив, текучесть кадров отсутствует. На данный период образовательную деятельность в МС(К)ОУС(К)ОШ №3 осуществляет 34 педагогических работника. В их число входит 1 социальный педагог, 1 психолог, 2 логопеда. Из них 7(20,5%) – Отличники народного образования, 1(2,9%) – лауреаты Соросовского гранта,3(8,8%)«Почетный работник общего образования».Высшее педагогическое образование имеют 30 (88%) человек, среднее специальное – 4 (12%) человека. Показатели квалификационного уровня педагогического коллектива таковы: 21 (63% от общего количества) учителей имеет высшую квалификационную категорию;7 (21%) – 2 квалификационную категорию.

Прошли аттестацию 28 педагогов школы, что составляет 82,3% от всего числа учителей, в ней работающих. Средний возраст педагогов - 44 года. Стаж 35-45 лет работы у 10 (29%) учителей, 25-35 лет – 4 (12%), 15-25 лет – 8 (24%), менее 15 лет – 12 (35%).

Педагогический коллектив ориентирован на повышение уровня квалификации. Так за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации 15 (45%) учителей, 6 (18%) человек в настоящее время заочно обучаются на коррекционном отделении КОИПКРО – 3 (9%), в вузах – 3 (9%). 5 (15%) педагогов прошли обучение по специальности «Олигофрения», 4 (12%) – «Дефектология», 7 (21%) – «Коррекционное обучение».

5. Описание макросоциума

МС(К)ОУС(К)ОШ №3 осуществляет связи с различными учреждениями и организациями. Партнерами в коррекционно-развивающей и воспитательной работе являются учреждения дополнительного образования и общественные организации: клуб инвалидов «Белый дельфин» (совместное проведение культурно-массовых и трудовых мероприятий), реабилитационный центр СОК «Надежда» (дополнительное образование в спортивном направлении), Детский Фонд, общественная организация «Щит». Дополнительное образование учащиеся школы получают также ДЮЦ «Алина», «Ровесник», на станции юннатов, в Доме природы, в ДМЦ. Выпускники школы по ее окончании продолжают обучение в ПТУ№5 и №18 (швейное, штукатурно-малярное, переплетное и токарное дело), трудоустраиваются или получают пособие по инвалидности.

6. Характеристика учащихся школы

Количество обучающихся в школе на 2007 г. составляет 165 человек. Из них мальчиков – 114 (65%) человек, девочек – 51 (35%).

Полных семей – 114 (69,1%), неполных – 51 (30,9%), в них 53 ребенка. В школе учатся дети из многодетных 17 (10,3%) семей. 24 (14,5%) семьи считаются неблагополучными, в них проживает 26 детей, 10 (6%) учащихся опекаемые. 22 (10,1%) родителей имеют высшее образование, 33 (15,2%) – среднее техническое, 77 (35,5%) – среднее специальное, 41 (18, 9%) – только среднее и 44 (20,3%) закончили 8 классов. Состояние здоровья учащихся оценивается следующим образом: 41 (24,8%) человек являются инвалидами и 34 (20,6%) ребенка страдают хроническими заболеваниями.

7. Материально-техническая база школы

Школа располагает 8 учебными кабинетами, спортивным залом, спортивной площадкой, столовой, медицинским кабинетом, библиотекой, 4 мастерскими, кабинетом психолога, кабинетом логопеда и кабинетом социального работника, помещением для группы продленного дня, пришкольным участком.

8. Миссия школы

Миссия нашей школы состоит в том, чтобыподготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества.

Миссия нашей школы базируется на следующих принципах:

  • Принцип гуманизации направлен на признание уникальности каждого, стремление к пониманию и принятию особенностей ученика, доброе отношение и внимание, поиск возможной сферы для успешной самореализации каждого ребенка в образовательном процессе;
  • Принцип индивидуализации преду­сматривает учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индиви­дуальных планов, программ воспитания и развития
    обучающегося, это право на самостоятельность в выборе форм и методов работы и степени их адаптации в учебном процессе;
  • Принцип дифференциации предполагает формирование классов и групп с учетом ин­дивидуальных особенностей учеников. Он позволяет сделать реальностью такой принцип государственной
    политики, как «адаптивность системы образования к уровням и осо­бенностям развития и подготовки обучающихся, вос­питанников» (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»);
  • Принцип успешности обеспечивает возможность реализовать ребенку свои возможности в различных видах учебной, творческой, спортивной, трудовой деятельности и получить признание собственных результатов;
  • Принцип активности предполагает формирование у школьников ценностно-смысловых компетенций, развитие способности ориентироваться в быту и социуме, умение заявлять свою позицию, самостоятельность и ответственность в своей деятельности;
  • Принцип сотрудничества обеспечивает развитие способности общения в коллективе, усвоения этических норм и норм поведения, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, воспитание социально ответственной позиции учащихся, их родителей и педагогов.

9. Цели и ценности МС(К)ОУС(К)ОШ №3

Цели МС(К)ОУС(К)ОШ №3:

  • Коррекция и развитие личности ребенка путем формирования опыта общественных отношений, умений, навыков, привычек социально-нормативного, адаптированного поведения;
  • Достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе;

Ценности МС(К)ОУС(К)ОШ №3:

  • Осуществление образования посредством корректирующей, развивающей и социализирующей среды, учитывающей возможности и способности каждого учащегося;
  • Развитие личностных характеристик с помощью индивидуального подхода и согласно зоне ближайшего развития каждого школьника;
  • Осуществление профилизации обучения как системы, способствующей социальной адаптации учащихся;
  • Реагирование на изменение социального заказа в области обучения и воспитания;
  • Творческий и профессиональный потенциал педагогических работников.

Условия реализации целей и ценностей программы:

  • Развитие образовательной среды, способствующей повышению качества воспитания и обучения, психологического и физиологического комфорта учащихся;
  • Выстраивание системы профессионально-трудового обучения;
  • Развитие педагогической компетентности учителей;
  • Поддержание и улучшение материально-технического состояния школы.

10. Проблематика текущего периода.

  1. В школе создаются условия для самоутверждения и самореализации, успешности ученика (и педагога) в разных видах деятельности: развивается спортивное направление, творческое, трудовое, краеведческое, однако данные стороны деятельности хотя и объединены общей целью – направлены на достижение модели выпускника и его социализацию, не всегда согласуются между собой. Таким образом, необходимо согласование между собой компонентов дополнительного образования в соответствии с целями и задачами программы.

  2. Педагоги школы представляют собой команду единомышленников, имеют высокую квалификацию, многие из них являются авторами-разработчиками программ факультативных курсов и кружков, однако для повышения уровня образования учащихся сохраняется потребность работников в постоянном овладении современными социально-педагогическими технологиями (в том числе методом проектов, исследовательскими методами), в более активном включении дифференцированных и личностно-ориентированных методик в коррекционно-развивающее обучение.

  3. Отслеживание результатов коррекционной деятельности, уровня воспитанности, усвоения учебной программы происходит регулярно, однако мониторинг носит недостаточно системный характер. Следовательно, необходимо организовать мониторинговую службу образовательного учреждения и разработать систематизировать школьный мониторинг.

  4. Школа готовит своих учеников по двум трудовым специальностям: швея и столяр – этого недостаточно для конкурентоспособности учащихся на рынке труда, поэтому существует потребность в расширении трудовых специальностей.

  5. Специалисты образовательного учреждения активно работают над совершенствованием волевой сферы учащихся, развитием коммуникативной компетентности, развитием навыков самостоятельности. Для достижения более высокой результативности в этой части работы и повышения уровня социализации учеников необходимо создать органы ученического соуправления.

  6. Материально-технические условия работы школы недостаточны (нет помещения для зала ЛФК, краеведческого музея, недостаточна площадь кабинета психолога, отсутствуют компьютеры, следовательно, педагоги лишены возможности использовать ИКТ в коррекционно-развивающем обучении). Таким образом, на один из первых планов выдвигается проблема материально-технического дооснащения школы.

11. Направления деятельности школы с 2007 по 2011 годы

  1. Совершенствование качества образования.
  2. Совершенствование системы диагностико-мониторинговой деятельности школы.
  3. Совершенствование воспитательной системы, направленной на развитие у школьников компетенций, необходимых для успешной социализации в обществе, самостоятельности, духовности и культуры.
  4. Создание психологического и физиологического комфорта пребывания ребенка в школе.
  5. Развитие системы трудового обучения в целях получения начальных профессиональных навыков и профессионального самоопределения учащихся.
  6. Развитие системы научно-методического и нормативно-правового обеспечения образования.
  7. Совершенствование профессиональной компетентности учителя.
  8. Развитие материально-технического и информационного обеспечения.
  9. Расширение сферы партнёрских отношений.

12. Модель учителя школы

(Приложение)

13. Механизмы реализации программы развития МС(К)ОУС(К)ОШ №3 на период с 2007 по 2011 годы

Направления деятельности Механизмы реализации программы Условия, обеспечивающие результативную деятельность
Совершенствование качества образования.
Систематизация коррекционной работы (ревизия коррекционных курсов (2007 г.), создание модели коррекционной работы в школе (2007 г.), разработка и апробация новых курсов коррекционных занятий (2008-2011 г.г.), освоение педагогами и применение современных коррекционных технологий (2007-2011 г.г.). Достаточный уровень профессиональной компетентности учителей;
Обеспечение психологической и комфортности участников образовательного процесса;
Совершенствование системы диагностико-мониторинговой деятельности школы.
Пересмотр старых и введение новых диагностических и мониторинговых методик качества обучения и воспитания (2007-2008 г.г.), а также изучение личных характеристик, возможностей, мотивов деятельности учащихся (2007-2011 г.г.).
Разработка пакета диагностических методик для мониторинга за психическим и физическим здоровьем учащихся (2007 г).
Ежегодный мониторинг показателей здоровья, своевременная профилактическая и коррекционная деятельность (раз в четверть, в начале и конце учебного года).
Диагностическая и мониторинговая деятельность;
Управленческая деятельность, направленная на достижение результата;
Подбор соответствующих диагностик изучения состояния здоровья учащихся;
Организация адми-нистративного контроля.
Совершенствование воспитательной системы. Корректировка целей, задач и направлений воспитательной работы (2007 г.);
Разработка программы воспитания (2008 г.);
Вовлечение родителей в деятельность школы, информационно-просветительская работа с ними:
- создание базы данных о семьях учащихся: с этой целью разработать диагностическую карту и пакет анкет для родителей (2007 г.);
- организация родительского клуба, разработка программы (плана) его деятельности.
Организация ученического соуправления (2007-2011 г.г.).
Владение лицами, ответственными за воспитательную работу, воспитательными технологиями;
Достаточное количество учащихся, способных включиться в деятельность по самоуправлению;
Достаточный уровень мотивации родителей
Создание психологического и физиологического комфорта пребывания ребенка в школе.
Разработка и внедрение подпрограммы «Здоровье» (2007-2008 г.г.).
Внедрение здоровьесберегающих технологий во все предметы школьного курса (2007-2011 г.г.).
Разработка факультативных курсов ОБЖ и ПДД (2007-2008 г.г.).
Совершенствование системы физического воспитания:создание подпрограммы развития физкультуры и спорта в школе (2007-2008 г.г.).
Разработка и проведение обучающих семинаров с родителями по проблемам здоровья их детей, вопросам адаптации и созданию психологического и физиологического комфорта в семье (2007-2011 г.г.).
Достаточный уровень компетентности специалистов, разрабатывающих подпрограммы;
Владение кадров здоровьесберегающими технологиями;
Поддержка администрацией, психолого-педагогической и социальной службами мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни.
Развитие системы трудового обучения в целях профессионального самоопределения. Корректировка школьной программы трудового обучения (2008-2011 г.г.).
Апробация новых видов трудового обучения (2008-2011 г.г.). Разработка авторских программ по новым видам трудового обучения («Макраме», «Вязание», «Бисероплетение», «Декоративное растениеводство», «Малярно-штукатурное дело») (2008 г.). Изменения в учебном плане, связанные с внедрением новой программы трудового обучения (2008 г.).
Достаточная материально-техническая и программная обеспеченность;
Достаточная мотивация педагогов на развитие системы трудового обучения;
Обеспечение кадрами новых видов трудового обучения
Совершенствование профессиональной компетентности учителя. Создать школьный банк методических разработок (2007-2011 г.г.).
Организация семинарской и консультационной деятельности по темам:
«Дифференцированный подход в обучении», «Личностно-ориентированный подход в работе с учащимися», «Составление учебных программ», «Исследовательская и проектная деятельность в работе учителя», «ИКТ в образовании», «Современные коррекционные технологии», «Современные воспитательные технологии» (2007-2011 г.г.).
Создание творческих групп для совместного проектирования уроков, внеклассных мероприятий, написания программ с применением полученных знаний (в течение всего периода).
Организационная деятельность администрации;
Наличие времени у педагогов для посещения ими семинарских занятий;
Осуществление контроля со стороны завучей за применением педагогами знаний в их практике.
Расширить сферу партнёрских отношений. Выявление социальных партнеров, их культурно-образовательных и материально-технических ресурсов (2007-2008 г.г.).
Привлечение к работе информационно-методических средств и партнеров (2007-2011 г.г.).
Разработка и заключение договоров и программ сотрудничества с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать со школой (2008-2009 г.г.).
Развитие сотрудничества со школой №1 (8 вида) г.Костромы (2007-2011 г.г.):
- создание межшкольных методических объединений учителей-предметников,
- проведение семинаров по обмену опытом,
Информационная и организационная деятельность администрации школы;
Владение нормативно-правовой базой для заключения договоров.

14. Показатели эффективности Программы развития

Показатели повышения эффективности деятельности школы: стабильный процент обученности школьников, уровень адаптации и воспитанности учащихся, уровень сформированности ценностных установок учеников положительная динамика здоровья учащихся, степень участия школьников в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах среди представителей учебных учреждений того же типа, реальный уровень профессиональных притязаний учащихся (способности и профессиональные намерения учеников согласуются между собой, степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности), число поступивших в учебные заведения начального профессионального образования и трудоустроившихся выпускников, уровень кадрового обеспечения школы (укомплектованность кадрами, стабильность коллектива, повышение профессиональной компетентности педагогов), уровень разработанности и обоснованности перспективного учебного плана, органично сочетающего общеобразовательную и предпрофессиональную подготовку, уровень разработанности научно-методического обеспечения (программы, методические рекомендации, дидактические материалы), достаточный уровень разработанности диагностической системы образовательного процесса, достаточный уровень развития общественного управления школой, степень развития отношений с социальными партнерами, совершенствование материально-технической базы школы.

15. Возможные барьеры и риски:

  1. Недостаточность управленческих решений.
  2. Слабая мотивация коллектива на нововведения (сопротивление части коллектива нововведениям).
  3. Отсутствие новых специалистов, а также недостаточная компетентность имеющихся работников для преподавания новых предметных курсов.
  4. Недостаточный уровень психологической и физиологической комфортности участников образовательного процесса.
  5. Недостаточность временного ресурса.
  6. Недостаточность информационного ресурса.
  7. Недостаточно корректное использование диагностических и мониторинговых методик.
  8. Низкая заинтересованность или слабая активность социальных партнеров при осуществлении сотрудничества.
  9. Недостаточное использование потенциала социальных партнеров.
  10. Трудности в осуществлении личностных контактов.
  11. Недостаточность материально-технических и финансовых возможностей школы.