1. Информационная справка о МШ №3.
В настоящее время образовательное учреждение располагается в типовом двухэтажном здании. В образовательном учреждении обучаются дети с нарушением умственной деятельности. В настоящее время в школе с 1 по 9 классы насчитывается 165 школьников. В школе работает 16 классов со средней наполняемостью 10-11 человек в каждом. Функционирует 3 группы продленного дня, которые посещает 45 (27%) учащихся.Школа находится в центральном районе города
2. Содержание образования МС(К)ОУС(К)ОШ №3
Руководствуясь приказом Министерства образования РФ №29/2065 от 10.04.2002г., школа работает по новому базисному учебному плану специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант) и учебным программам под ред. Воронковой. Большое место в образовательной структуре школы отведено психологической и логопедической службам. Эти подразделения тесно взаимодействуют как с методическими объединениями, так и с отдельными учителями-предметниками
Помимо работы, направленной на становление познавательной деятельности детей, проводится коррекционная работа над другими видами нарушений: двигательной активности, речевой функции, психической деятельности – на коррекционных курсах: ритмика (1-4 классы), логопедические занятия (1-7 классы), ЛФК (1-4 классы), Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1-4 классы).
Коррекция основных психических функций, развитие речи и общения школьников реализуется через следующие коррекционные курсы: эстетическое воспитание через изобразительную деятельность и художественное конструирование (1 класс), игротерапия (2 класс), сенсорное развитие учащихся начальных классов посредством дидактической игры (3 класс), общение и коррекция речи (4 класс).
Задача адаптации учащихся к самостоятельной жизни в обществе решается с помощью программ факультативных курсов: общение (5 класс), этика семейной жизни (9 класс), ОБЖ (6-8 классы), умелые руки (6 класс с тяжелой умственной отсталостью), декоративное цветоводство (6-8 классы).
3. Воспитательная работа школы.
Воспитательная работа в школе подчинена задачам коррекции и развития личности ребенка, ее социальной адаптации и интеграции в обществе и потому выстроена в следующих направлениях: здоровье – реализация программы «Здоровье», дом и семья – реализация программы «Школа и семья», профессионально-трудовое, гражданское и правовое, культурно-нравственное и эстетическое, патриотическое и экологическое.
Реализации воспитательной работы в названных направлениях способствуют кружки: «Мастерим из древесины»,«Рукодельница», «Спортивные игры», «Помоги себе сам», «Арт-терапия», «Развитие речи посредством изучения русского фольклора», «Краеведение (с изучением танцевальных традиций Костромского края)», «Хор».
Большую роль в развитии школьников играют спортивно-оздоровительные мероприятия. Ученики школы принимают участие и становятся призерами в соревнованиях и олимпиадах городского, регионального и всероссийского уровня среди детей-инвалидов. Школьники занимаются различными видами спорта: гимнастика, волейбол, пляжный волейбол, шашки, шахматы, конный спорт, лыжный спорт, юнифайт, женский мини-футбол, боулинг. Учащиеся школы проявляют свои способности в художественной самодеятельности и являются лауреатами конкурса «Поверь в себя».
Традиционными для наших учеников являются посещения Областного драматического театра, кукольного театра, художественный выставок в школе им. Шлеина, Музея изобразительных искусств, ВЦ «Автограф», Музея льна и бересты, Музея пожарного дела.
Серьезная целенаправленная работа проводится в школе по профилактике правонарушений среди детей и подростков – поддерживается постоянная связь с опорным пунктом милиции, помощь в работе осуществляют сотрудники ППДП и ГИБДД.
4. Сведения о педагогических кадрах
За последние годы в школе сложился стабильный педагогический коллектив, текучесть кадров отсутствует. На данный период образовательную деятельность в МС(К)ОУС(К)ОШ №3 осуществляет 34 педагогических работника. В их число входит 1 социальный педагог, 1 психолог, 2 логопеда. Из них 7(20,5%) – Отличники народного образования, 1(2,9%) – лауреаты Соросовского гранта,3(8,8%) – «Почетный работник общего образования».Высшее педагогическое образование имеют 30 (88%) человек, среднее специальное – 4 (12%) человека. Показатели квалификационного уровня педагогического коллектива таковы: 21 (63% от общего количества) учителей имеет высшую квалификационную категорию;7 (21%) – 2 квалификационную категорию.
Прошли аттестацию 28 педагогов школы, что составляет 82,3% от всего числа учителей, в ней работающих. Средний возраст педагогов - 44 года. Стаж 35-45 лет работы у 10 (29%) учителей, 25-35 лет – 4 (12%), 15-25 лет – 8 (24%), менее 15 лет – 12 (35%).
Педагогический коллектив ориентирован на повышение уровня квалификации. Так за последние 5 лет прошли курсы повышения квалификации 15 (45%) учителей, 6 (18%) человек в настоящее время заочно обучаются на коррекционном отделении КОИПКРО – 3 (9%), в вузах – 3 (9%). 5 (15%) педагогов прошли обучение по специальности «Олигофрения», 4 (12%) – «Дефектология», 7 (21%) – «Коррекционное обучение».
5. Описание макросоциума
МС(К)ОУС(К)ОШ №3 осуществляет связи с различными учреждениями и организациями. Партнерами в коррекционно-развивающей и воспитательной работе являются учреждения дополнительного образования и общественные организации: клуб инвалидов «Белый дельфин» (совместное проведение культурно-массовых и трудовых мероприятий), реабилитационный центр СОК «Надежда» (дополнительное образование в спортивном направлении), Детский Фонд, общественная организация «Щит». Дополнительное образование учащиеся школы получают также ДЮЦ «Алина», «Ровесник», на станции юннатов, в Доме природы, в ДМЦ. Выпускники школы по ее окончании продолжают обучение в ПТУ№5 и №18 (швейное, штукатурно-малярное, переплетное и токарное дело), трудоустраиваются или получают пособие по инвалидности.
6. Характеристика учащихся школы
Количество обучающихся в школе на 2007 г. составляет 165 человек. Из них мальчиков – 114 (65%) человек, девочек – 51 (35%).
Полных семей – 114 (69,1%), неполных – 51 (30,9%), в них 53 ребенка. В школе учатся дети из многодетных 17 (10,3%) семей. 24 (14,5%) семьи считаются неблагополучными, в них проживает 26 детей, 10 (6%) учащихся опекаемые. 22 (10,1%) родителей имеют высшее образование, 33 (15,2%) – среднее техническое, 77 (35,5%) – среднее специальное, 41 (18, 9%) – только среднее и 44 (20,3%) закончили 8 классов. Состояние здоровья учащихся оценивается следующим образом: 41 (24,8%) человек являются инвалидами и 34 (20,6%) ребенка страдают хроническими заболеваниями.
7. Материально-техническая база школы
Школа располагает 8 учебными кабинетами, спортивным залом, спортивной площадкой, столовой, медицинским кабинетом, библиотекой, 4 мастерскими, кабинетом психолога, кабинетом логопеда и кабинетом социального работника, помещением для группы продленного дня, пришкольным участком.
8. Миссия школы
Миссия нашей школы состоит в том, чтобыподготовить каждого учащегося к жизни в социуме с учётом показателей здоровья, личностных характеристик и индивидуальных возможностей каждого. Подготовить, по возможности, к получению профессии, трудоустройству, пониманию и защите своих прав и интересов, достаточной коммуникации с другими членами общества.
Миссия нашей школы базируется на следующих принципах:
- Принцип гуманизации направлен на признание уникальности каждого, стремление к пониманию и принятию особенностей ученика, доброе отношение и внимание, поиск возможной сферы для успешной самореализации каждого ребенка в образовательном процессе;
- Принцип индивидуализации предусматривает учет уровня развития способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных планов, программ воспитания и развития
обучающегося, это право на самостоятельность в выборе форм и методов работы и степени их адаптации в учебном процессе; - Принцип дифференциации предполагает формирование классов и групп с учетом индивидуальных особенностей учеников. Он позволяет сделать реальностью такой принцип государственной
политики, как «адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников» (ст. 2 Закона РФ «Об образовании»); - Принцип успешности обеспечивает возможность реализовать ребенку свои возможности в различных видах учебной, творческой, спортивной, трудовой деятельности и получить признание собственных результатов;
- Принцип активности предполагает формирование у школьников ценностно-смысловых компетенций, развитие способности ориентироваться в быту и социуме, умение заявлять свою позицию, самостоятельность и ответственность в своей деятельности;
- Принцип сотрудничества обеспечивает развитие способности общения в коллективе, усвоения этических норм и норм поведения, эффективного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, воспитание социально ответственной позиции учащихся, их родителей и педагогов.
9. Цели и ценности МС(К)ОУС(К)ОШ №3
Цели МС(К)ОУС(К)ОШ №3:
- Коррекция и развитие личности ребенка путем формирования опыта общественных отношений, умений, навыков, привычек социально-нормативного, адаптированного поведения;
- Достижение уровня общеобразовательной и профессионально-трудовой подготовки, необходимого выпускнику школы для последующей социальной адаптации и интеграции в обществе;
Ценности МС(К)ОУС(К)ОШ №3:
- Осуществление образования посредством корректирующей, развивающей и социализирующей среды, учитывающей возможности и способности каждого учащегося;
- Развитие личностных характеристик с помощью индивидуального подхода и согласно зоне ближайшего развития каждого школьника;
- Осуществление профилизации обучения как системы, способствующей социальной адаптации учащихся;
- Реагирование на изменение социального заказа в области обучения и воспитания;
- Творческий и профессиональный потенциал педагогических работников.
Условия реализации целей и ценностей программы:
- Развитие образовательной среды, способствующей повышению качества воспитания и обучения, психологического и физиологического комфорта учащихся;
- Выстраивание системы профессионально-трудового обучения;
- Развитие педагогической компетентности учителей;
- Поддержание и улучшение материально-технического состояния школы.
10. Проблематика текущего периода.
-
В школе создаются условия для самоутверждения и самореализации, успешности ученика (и педагога) в разных видах деятельности: развивается спортивное направление, творческое, трудовое, краеведческое, однако данные стороны деятельности хотя и объединены общей целью – направлены на достижение модели выпускника и его социализацию, не всегда согласуются между собой. Таким образом, необходимо согласование между собой компонентов дополнительного образования в соответствии с целями и задачами программы.
-
Педагоги школы представляют собой команду единомышленников, имеют высокую квалификацию, многие из них являются авторами-разработчиками программ факультативных курсов и кружков, однако для повышения уровня образования учащихся сохраняется потребность работников в постоянном овладении современными социально-педагогическими технологиями (в том числе методом проектов, исследовательскими методами), в более активном включении дифференцированных и личностно-ориентированных методик в коррекционно-развивающее обучение.
-
Отслеживание результатов коррекционной деятельности, уровня воспитанности, усвоения учебной программы происходит регулярно, однако мониторинг носит недостаточно системный характер. Следовательно, необходимо организовать мониторинговую службу образовательного учреждения и разработать систематизировать школьный мониторинг.
-
Школа готовит своих учеников по двум трудовым специальностям: швея и столяр – этого недостаточно для конкурентоспособности учащихся на рынке труда, поэтому существует потребность в расширении трудовых специальностей.
-
Специалисты образовательного учреждения активно работают над совершенствованием волевой сферы учащихся, развитием коммуникативной компетентности, развитием навыков самостоятельности. Для достижения более высокой результативности в этой части работы и повышения уровня социализации учеников необходимо создать органы ученического соуправления.
-
Материально-технические условия работы школы недостаточны (нет помещения для зала ЛФК, краеведческого музея, недостаточна площадь кабинета психолога, отсутствуют компьютеры, следовательно, педагоги лишены возможности использовать ИКТ в коррекционно-развивающем обучении). Таким образом, на один из первых планов выдвигается проблема материально-технического дооснащения школы.
11. Направления деятельности школы с 2007 по 2011 годы
- Совершенствование качества образования.
- Совершенствование системы диагностико-мониторинговой деятельности школы.
- Совершенствование воспитательной системы, направленной на развитие у школьников компетенций, необходимых для успешной социализации в обществе, самостоятельности, духовности и культуры.
- Создание психологического и физиологического комфорта пребывания ребенка в школе.
- Развитие системы трудового обучения в целях получения начальных профессиональных навыков и профессионального самоопределения учащихся.
- Развитие системы научно-методического и нормативно-правового обеспечения образования.
- Совершенствование профессиональной компетентности учителя.
- Развитие материально-технического и информационного обеспечения.
- Расширение сферы партнёрских отношений.
12. Модель учителя школы
13. Механизмы реализации программы развития МС(К)ОУС(К)ОШ №3 на период с 2007 по 2011 годы
Направления деятельности | Механизмы реализации программы | Условия, обеспечивающие результативную деятельность |
Совершенствование качества образования. |
Систематизация коррекционной работы (ревизия коррекционных курсов (2007 г.), создание модели коррекционной работы в школе (2007 г.), разработка и апробация новых курсов коррекционных занятий (2008-2011 г.г.), освоение педагогами и применение современных коррекционных технологий (2007-2011 г.г.). | Достаточный уровень профессиональной компетентности учителей; Обеспечение психологической и комфортности участников образовательного процесса; |
Совершенствование системы диагностико-мониторинговой деятельности школы. |
Пересмотр старых и введение новых диагностических и мониторинговых методик качества обучения и воспитания (2007-2008 г.г.), а также изучение личных характеристик, возможностей, мотивов деятельности учащихся (2007-2011 г.г.). Разработка пакета диагностических методик для мониторинга за психическим и физическим здоровьем учащихся (2007 г). Ежегодный мониторинг показателей здоровья, своевременная профилактическая и коррекционная деятельность (раз в четверть, в начале и конце учебного года). |
Диагностическая и мониторинговая деятельность; Управленческая деятельность, направленная на достижение результата; Подбор соответствующих диагностик изучения состояния здоровья учащихся; Организация адми-нистративного контроля. |
Совершенствование воспитательной системы. | Корректировка целей, задач и направлений воспитательной работы (2007 г.); Разработка программы воспитания (2008 г.); Вовлечение родителей в деятельность школы, информационно-просветительская работа с ними: - создание базы данных о семьях учащихся: с этой целью разработать диагностическую карту и пакет анкет для родителей (2007 г.); - организация родительского клуба, разработка программы (плана) его деятельности. Организация ученического соуправления (2007-2011 г.г.). |
Владение лицами, ответственными за воспитательную работу, воспитательными технологиями; Достаточное количество учащихся, способных включиться в деятельность по самоуправлению; Достаточный уровень мотивации родителей |
Создание психологического и физиологического комфорта пребывания ребенка в школе. |
Разработка и внедрение подпрограммы «Здоровье» (2007-2008 г.г.). Внедрение здоровьесберегающих технологий во все предметы школьного курса (2007-2011 г.г.). Разработка факультативных курсов ОБЖ и ПДД (2007-2008 г.г.). Совершенствование системы физического воспитания:создание подпрограммы развития физкультуры и спорта в школе (2007-2008 г.г.). Разработка и проведение обучающих семинаров с родителями по проблемам здоровья их детей, вопросам адаптации и созданию психологического и физиологического комфорта в семье (2007-2011 г.г.). |
Достаточный уровень компетентности специалистов, разрабатывающих подпрограммы; Владение кадров здоровьесберегающими технологиями; Поддержка администрацией, психолого-педагогической и социальной службами мероприятий, способствующих формированию здорового образа жизни. |
Развитие системы трудового обучения в целях профессионального самоопределения. | Корректировка школьной программы трудового обучения (2008-2011 г.г.). Апробация новых видов трудового обучения (2008-2011 г.г.). Разработка авторских программ по новым видам трудового обучения («Макраме», «Вязание», «Бисероплетение», «Декоративное растениеводство», «Малярно-штукатурное дело») (2008 г.). Изменения в учебном плане, связанные с внедрением новой программы трудового обучения (2008 г.). |
Достаточная материально-техническая и программная обеспеченность; Достаточная мотивация педагогов на развитие системы трудового обучения; Обеспечение кадрами новых видов трудового обучения |
Совершенствование профессиональной компетентности учителя. | Создать школьный банк методических разработок (2007-2011 г.г.). Организация семинарской и консультационной деятельности по темам: «Дифференцированный подход в обучении», «Личностно-ориентированный подход в работе с учащимися», «Составление учебных программ», «Исследовательская и проектная деятельность в работе учителя», «ИКТ в образовании», «Современные коррекционные технологии», «Современные воспитательные технологии» (2007-2011 г.г.). Создание творческих групп для совместного проектирования уроков, внеклассных мероприятий, написания программ с применением полученных знаний (в течение всего периода). |
Организационная деятельность администрации; Наличие времени у педагогов для посещения ими семинарских занятий; Осуществление контроля со стороны завучей за применением педагогами знаний в их практике. |
Расширить сферу партнёрских отношений. | Выявление социальных партнеров, их культурно-образовательных и материально-технических ресурсов (2007-2008 г.г.). Привлечение к работе информационно-методических средств и партнеров (2007-2011 г.г.). Разработка и заключение договоров и программ сотрудничества с учреждениями и организациями, изъявившими желание сотрудничать со школой (2008-2009 г.г.). Развитие сотрудничества со школой №1 (8 вида) г.Костромы (2007-2011 г.г.): - создание межшкольных методических объединений учителей-предметников, - проведение семинаров по обмену опытом, |
Информационная и организационная деятельность администрации школы; Владение нормативно-правовой базой для заключения договоров. |
14. Показатели эффективности Программы развития
Показатели повышения эффективности деятельности школы: стабильный процент обученности школьников, уровень адаптации и воспитанности учащихся, уровень сформированности ценностных установок учеников положительная динамика здоровья учащихся, степень участия школьников в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах среди представителей учебных учреждений того же типа, реальный уровень профессиональных притязаний учащихся (способности и профессиональные намерения учеников согласуются между собой, степень их развития позволяет предположить успешность будущей деятельности), число поступивших в учебные заведения начального профессионального образования и трудоустроившихся выпускников, уровень кадрового обеспечения школы (укомплектованность кадрами, стабильность коллектива, повышение профессиональной компетентности педагогов), уровень разработанности и обоснованности перспективного учебного плана, органично сочетающего общеобразовательную и предпрофессиональную подготовку, уровень разработанности научно-методического обеспечения (программы, методические рекомендации, дидактические материалы), достаточный уровень разработанности диагностической системы образовательного процесса, достаточный уровень развития общественного управления школой, степень развития отношений с социальными партнерами, совершенствование материально-технической базы школы.
15. Возможные барьеры и риски:
- Недостаточность управленческих решений.
- Слабая мотивация коллектива на нововведения (сопротивление части коллектива нововведениям).
- Отсутствие новых специалистов, а также недостаточная компетентность имеющихся работников для преподавания новых предметных курсов.
- Недостаточный уровень психологической и физиологической комфортности участников образовательного процесса.
- Недостаточность временного ресурса.
- Недостаточность информационного ресурса.
- Недостаточно корректное использование диагностических и мониторинговых методик.
- Низкая заинтересованность или слабая активность социальных партнеров при осуществлении сотрудничества.
- Недостаточное использование потенциала социальных партнеров.
- Трудности в осуществлении личностных контактов.
- Недостаточность материально-технических и финансовых возможностей школы.