Открытый урок по теме "Путешествие в мир эмоций"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель тренинга: создание положительного эмоционального фона в группе, профилактика психосоматических заболеваний.

Задачи тренинга:

  1. Развивать внутригрупповые отношения, перенос эмоционального состояния детей в ситуацию.
  2. Учить анализировать и находить выход.
  3. Развивать творческое воображение детей.
  4. Формировать навыки рефлексии.

Методы: проективные методики, беседа, развивающие упражнения, игры, приемы АРТ, сказкотерапии, ребефинга.

Методики: упр. «Дождик», «Ассециативный ряд», «Юные психологи», «Мимика, пантомимика», «Скульптура», сказка «Два лисенка», «Подарки», «Несуществующее животное».

Актуальность.

При переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью, которые мешают справиться с эмоциями в стрессовой ситуации.

Ключевые слова: воображение, представление, эмоции, ассоциации.

Оборудование:

  • таблички со словами эмоций;
  • магниты, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски;
  • диск с релаксационной музыкой, карточки с фрагментами.
Этап Цель Действия учителя Действие учеников Время
Приветствие. Снятие напряжения. Учащимся предлагается поприветствовать гостей улыбками. Поворачиваются к гостям (общение с гостями). 2 мин.
Разминка.

Упражнение 1. «Дождик».

Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения. (В кругу.)

Ведущий идет по кругу и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику показывает его движение.

Повторяют движения, показанные ведущим. 2 мин.
Упражнение 2. «Ассоциативный ряд». Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения. (В кругу.)

«Мы сейчас будем говорить слово, а задача нашего соседа слева – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум».

  • Тоска...
  • Радость...
Называют слова – ассоциации. 2 мин.
Актуализация.

Упражнение 3. «Юные психологи».

Дать возможность выделить эмоции и прочувствовать их. (Две команды.)

Командам дается карточка с текстом. «Ребята, вам надо прочитать текст, выделить эмоции, которые испытывает герой».

Работают в командах, выписывают на листочке эмоции.

(Рефлексия.)

5 мин.

2 мин.

Упражнение 4. «Мимика, пантомимика». Снятие внутренних зажимов, комплексов. (Перед зеркалом.)

«Изобразите удивление, волнение, гнев, смех, радость, удовлетворение...»

Перед зеркалом изображают предложенные ведущим эмоции. 2 мин.
Упражнение 5. Ребефинг. Восстановление нормального дыхания. (Перед зеркалом.)

«Давайте покажем как дышит человек, испытывающий возбуждение... и человек, испытывающий покой» комфорт.

Выполняют дыхательные упражнения. 2 мин.
Упражнение 6. «Скульптура». >Учить ребят представлять, переносить эмоциональное состояние в ситуацию, развитие творчества. (Две команды.)

1. Изобразить – грусть.

2. Изобразить – гнев.

1. Изобразить – радость.

2. Изобразить – гордость.

Ребята в командах изображают эмоции, представленные ведущим. 5 мин.
Упражнение 7. Арт-терапия. Развитие воображения, умение фантазировать, диагностика эмоционального состояния. «Представьте и нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя». Рисуют.

Рефлексия (подарки, рекомендации).

7 мин.

2 мин.

Упражнение 8. Сказка-терапия. Умение анализировать, находить выход из сложившейся ситуации. Читается сказка о «Два лисенка».

Рефлексия.

Слушают.

Рефлексия.

7 мин.

2 мин.

Заключительная часть.

Упражнение 9. «Подарки».

  «Посмотрите, эта комета не просто украшение, это подарок. Давайте возьмем по одной звездочке и прочитаем, что мы с вами хотим подарить друг другу и нашим гостям». Снимают звездочки и читают пожелания, дарят гостям с улыбкой. 3 мин.
Обратная связь.       2 мин.

Ход занятия

I. Вводный этап.

Учащиеся стоят в полукруге. Ведущий здоровается с детьми и с гостями. Предлагает учащимся поприветствовать гостей улыбками.

Упражнения для разминки.

Ведущий: Начинаем занятие с вашего любимого упражнения «Дождик». Постараемся выполнить его правильно, в полной тишине.

Упражнение 1. «Дождик».

Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение.

Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам:

  • на 1-м круге – трет ладошкой о ладошку;
  • на 2-м круге – щелкает пальцами;
  • на 3-м круге – хлопает ладонями по коленям;
  • на 4-м круге – стучит ладонями по коленям и топает ногами;
  • на 5-м круге – хлопает ладонями по коленям;
  • на 6-м круге – щелкает пальцами;
  • на 7-м круге – трет ладошками;
  • на 8-м круге – просто опускает руки.

Так дождик заканчивается и затихает. «Что мы услышали? Так шумит красивый летний дождь».

Ведущий: А сейчас мы с вами выполним другое упражнение.

Упражнение 2. «Ассоциативный ряд».

Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое- то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово- ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово – ассоциацию, и.т.д.

В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.

  • тоска...
  • радость...

Рефлексия.

Ведущий: А сейчас вы ребята сядете за столы. Сядьте так, как вы хотите.

II. Основная часть.

Ведущий: Ребята, мы сейчас называли удивительные слова (радость, грусть, удивление, восхищение). Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? (Настроение, эмоции.)

Тема нашего занятия: «Путешествие в мир эмоций».

Эмоции – это то, что мы с вами чувствуем, переживаем. А какие эмоции бывают? Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.

Придумайте название своей команде. (Напишите, поставьте).

Упражнение 3. «Конкурс юных психологов».

Ведущий: Предлагаю вам побыть психологами. В течении 3-4 минут вам необходимо в команде прочитать отрывки из знаменитых произведений. Вы эти произведения хорошо знаете. Обсудить и выделить эмоции, которые испытывают герои в данных ситуациях. Записываете на листочке и один человек из команды озвучит ваши записи.

Команда 1.

1) «Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.

2) ...И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!»

(Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок».)

Команда 2.

3) Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг... Всю ночь он возился с ней (собачкой), укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.

4) Герасим долго глядел на неё; две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи. Он заслонил лицо своё рукой.

(И.С. Тургенев «Му-му».)

Обсуждение:

  • Кто написал произведение и как оно называется?
  • Что ощущал герой из отрывка?

Упражнение 4. «Мимика, пантомимика» (проводится у зеркала).

Ведущий: Давайте попробуем изобразить мимикой то, что испытывали герои из отрывков.

«Попробуйте показать следующие эмоции:

- гордость, грусть, удивление, гнев, безразличие, радость. Молодцы!»

Рефлексия:

  •  Понравилось вам это упражнение?
  • Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
  • Какие эмоции было приятнее изображать?

Упражнение 5. Дыхательные упражнения (перед зеркалом).

Ведущий: А знаете, что при разных эмоциях у человека изменяется дыхание?

«-» – тяжелое, с напряжением, учащенное; (возбуждение, радость).

«+» – легкое, свободное, спокойно; (удовлетворение, комфорт).

Привели дыхание в норму (вдыхаем глубоко носом, выдыхаем медленно, с силой через нос).

Упражнение 6. «Скульптура».

Ведущий: Представьте, что вы скульпторы. Вам необходимо за 2 минуты придумать и показать коллективную скульптуру, изображающую:

  • грусть, гнев;
  • радость, гордость.

Рефлексия:

  • Что вы испытывали, работая в команде?
  • Какие эмоции преобладали?

Упражнение 7. «Несуществующее животное» (сидя за столами).

Ведущий: А теперь немного пофантазируем. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами в необычной, «несуществующей» стране. Страна эта расположена на «несуществующей» планете. Там тихо, спокойно, тепло и уютно. И живут там «несуществующие» животные. Они интересные, необычные, ни на кого не похожие. Представили? .. А теперь откройте глаза… Нарисуйте «несуществующее» животное, которое вы видели. Дайте ему «несуществующее» имя.

(Учащиеся рисуют, вывешивают рисунки на стенд.)

Ведущий: Посмотрите на этих удивительных животных.

  • Что вы можете о них сказать?
  • Какие они вызывают у них чувства, эмоции?

Если есть животные вызывающие отрицательные эмоции, то их вывешиваем отдельно.

Ведущий: А может мы их просто уберем?

- А как вы думаете, может их обидели? Давайте сделаем так, чтобы им стало немного теплее...

Упражнение 8. Сказка «Два лисенка».

«Жили два брата лисенка – старший и младший. Друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Вот однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники «2». Обиделись на нее лисята, но по – разному. Старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший – весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор, как и вы, изучал в детстве психологию и поэтому быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром – своей учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»».

Рефлексия (рекомендации).

III. Заключение.

Упражнение 9. «Пожелания» (в кругу).

Ведущий: Для каждого из вас в этой аудитории есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Яркая комета не зря прилетела к нам на занятие. На хвосте она принесла нам свои пожелания. Возьмите каждый по одной звездочке и возвращайтесь в круг.

По очереди зачитаем пожелания, адресованные всем и нашим гостям.

IV. Обратная связь.