Цель тренинга: создание положительного эмоционального фона в группе, профилактика психосоматических заболеваний.
Задачи тренинга:
- Развивать внутригрупповые отношения, перенос эмоционального состояния детей в ситуацию.
- Учить анализировать и находить выход.
- Развивать творческое воображение детей.
- Формировать навыки рефлексии.
Методы: проективные методики, беседа, развивающие упражнения, игры, приемы АРТ, сказкотерапии, ребефинга.
Методики: упр. «Дождик», «Ассециативный ряд», «Юные психологи», «Мимика, пантомимика», «Скульптура», сказка «Два лисенка», «Подарки», «Несуществующее животное».
Актуальность.
При переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью, которые мешают справиться с эмоциями в стрессовой ситуации.
Ключевые слова: воображение, представление, эмоции, ассоциации.
Оборудование:
- таблички со словами эмоций;
- магниты, бумага, цветные карандаши, фломастеры, краски;
- диск с релаксационной музыкой, карточки с фрагментами.
Этап | Цель | Действия учителя | Действие учеников | Время |
Приветствие. | Снятие напряжения. | Учащимся предлагается поприветствовать гостей улыбками. | Поворачиваются к гостям (общение с гостями). | 2 мин. |
Разминка.
Упражнение 1. «Дождик». |
Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения. | (В кругу.)
Ведущий идет по кругу и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику показывает его движение. |
Повторяют движения, показанные ведущим. | 2 мин. |
Упражнение 2. «Ассоциативный ряд». | Создание настроя на совместную работу, снижение мышечного напряжения. | (В кругу.)
«Мы сейчас будем говорить слово, а задача нашего соседа слева – быстро сказать первое слово-ассоциацию, которое пришло ему на ум».
|
Называют слова – ассоциации. | 2 мин. |
Актуализация.
Упражнение 3. «Юные психологи». |
Дать возможность выделить эмоции и прочувствовать их. | (Две команды.)
Командам дается карточка с текстом. «Ребята, вам надо прочитать текст, выделить эмоции, которые испытывает герой». |
Работают в командах, выписывают на листочке
эмоции.
(Рефлексия.) |
5 мин.
2 мин. |
Упражнение 4. «Мимика, пантомимика». | Снятие внутренних зажимов, комплексов. | (Перед зеркалом.)
«Изобразите удивление, волнение, гнев, смех, радость, удовлетворение...» |
Перед зеркалом изображают предложенные ведущим эмоции. | 2 мин. |
Упражнение 5. Ребефинг. | Восстановление нормального дыхания. | (Перед зеркалом.)
«Давайте покажем как дышит человек, испытывающий возбуждение... и человек, испытывающий покой» комфорт. |
Выполняют дыхательные упражнения. | 2 мин. |
Упражнение 6. «Скульптура». | >Учить ребят представлять, переносить эмоциональное состояние в ситуацию, развитие творчества. | (Две команды.)
1. Изобразить – грусть. 2. Изобразить – гнев. 1. Изобразить – радость. 2. Изобразить – гордость. |
Ребята в командах изображают эмоции, представленные ведущим. | 5 мин. |
Упражнение 7. Арт-терапия. | Развитие воображения, умение фантазировать, диагностика эмоционального состояния. | «Представьте и нарисуйте несуществующее животное, дайте ему имя». | Рисуют.
Рефлексия (подарки, рекомендации). |
7 мин.
2 мин. |
Упражнение 8. Сказка-терапия. | Умение анализировать, находить выход из сложившейся ситуации. | Читается сказка о «Два лисенка».
Рефлексия. |
Слушают.
Рефлексия. |
7 мин.
2 мин. |
Заключительная часть.
Упражнение 9. «Подарки». |
«Посмотрите, эта комета не просто украшение, это подарок. Давайте возьмем по одной звездочке и прочитаем, что мы с вами хотим подарить друг другу и нашим гостям». | Снимают звездочки и читают пожелания, дарят гостям с улыбкой. | 3 мин. | |
Обратная связь. | 2 мин. |
Ход занятия
I. Вводный этап.
Учащиеся стоят в полукруге. Ведущий здоровается с детьми и с гостями. Предлагает учащимся поприветствовать гостей улыбками.
Упражнения для разминки.
Ведущий: Начинаем занятие с вашего любимого упражнения «Дождик». Постараемся выполнить его правильно, в полной тишине.
Упражнение 1. «Дождик».
Все участники стоят в кругу. Ведущий идет внутри круга и, когда он заглядывает в глаза каждому участнику, тот начинает повторять его движения до тех пор, пока ведущий снова не подойдет к нему, заглянет в глаза и поменяет движение.
Ведущий идет по кругу и, заглядывая по очереди в глаза участникам:
- на 1-м круге – трет ладошкой о ладошку;
- на 2-м круге – щелкает пальцами;
- на 3-м круге – хлопает ладонями по коленям;
- на 4-м круге – стучит ладонями по коленям и топает ногами;
- на 5-м круге – хлопает ладонями по коленям;
- на 6-м круге – щелкает пальцами;
- на 7-м круге – трет ладошками;
- на 8-м круге – просто опускает руки.
Так дождик заканчивается и затихает. «Что мы услышали? Так шумит красивый летний дождь».
Ведущий: А сейчас мы с вами выполним другое упражнение.
Упражнение 2. «Ассоциативный ряд».
Объясняем участникам, что мы сейчас скажем какое- то слово, а задача нашего левого соседа - быстро сказать первое слово- ассоциацию, которое пришло ему на ум. Его левый сосед дает свою ассоциацию на его слово – ассоциацию, и.т.д.
В итоге громко произносится последнее слово. Это могут быть совершенно разные слова.
- тоска...
- радость...
Рефлексия.
Ведущий: А сейчас вы ребята сядете за столы. Сядьте так, как вы хотите.
II. Основная часть.
Ведущий: Ребята, мы сейчас называли удивительные слова (радость, грусть, удивление, восхищение). Как вы думаете, что это за слова? Что они выражают? (Настроение, эмоции.)
Тема нашего занятия: «Путешествие в мир эмоций».
Эмоции – это то, что мы с вами чувствуем, переживаем. А какие эмоции бывают? Они могут быть «положительные» и «отрицательные». Все они нужны и полезны, так как помогают человеку регулировать свое поведение.
Придумайте название своей команде. (Напишите, поставьте).
Упражнение 3. «Конкурс юных психологов».
Ведущий: Предлагаю вам побыть психологами. В течении 3-4 минут вам необходимо в команде прочитать отрывки из знаменитых произведений. Вы эти произведения хорошо знаете. Обсудить и выделить эмоции, которые испытывают герои в данных ситуациях. Записываете на листочке и один человек из команды озвучит ваши записи.
Команда 1.
1) «Они испугались меня, такой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.
2) ...И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком!»
(Х.К. Андерсен «Гадкий утёнок».)
Команда 2.
3) Герасим глядел, глядел да как засмеётся вдруг... Всю ночь он возился с ней (собачкой), укладывал её, обтирал и заснул наконец сам возле неё каким-то радостным и тихим сном.
4) Герасим долго глядел на неё; две тяжёлые слезы выкатились вдруг из его глаз: одна упала на крутой лобик собачки, другая – в щи. Он заслонил лицо своё рукой.
(И.С. Тургенев «Му-му».)
Обсуждение:
- Кто написал произведение и как оно называется?
- Что ощущал герой из отрывка?
Упражнение 4. «Мимика, пантомимика» (проводится у зеркала).
Ведущий: Давайте попробуем изобразить мимикой то, что испытывали герои из отрывков.
«Попробуйте показать следующие эмоции:
- гордость, грусть, удивление, гнев, безразличие, радость. Молодцы!»
Рефлексия:
- Понравилось вам это упражнение?
- Что вы чувствовали при выполнении этого упражнения?
- Какие эмоции было приятнее изображать?
Упражнение 5. Дыхательные упражнения (перед зеркалом).
Ведущий: А знаете, что при разных эмоциях у человека изменяется дыхание?
«-» – тяжелое, с напряжением, учащенное; (возбуждение, радость).
«+» – легкое, свободное, спокойно; (удовлетворение, комфорт).
Привели дыхание в норму (вдыхаем глубоко носом, выдыхаем медленно, с силой через нос).
Упражнение 6. «Скульптура».
Ведущий: Представьте, что вы скульпторы. Вам необходимо за 2 минуты придумать и показать коллективную скульптуру, изображающую:
- грусть, гнев;
- радость, гордость.
Рефлексия:
- Что вы испытывали, работая в команде?
- Какие эмоции преобладали?
Упражнение 7. «Несуществующее животное» (сидя за столами).
Ведущий: А теперь немного пофантазируем. Сядьте поудобнее, закройте глаза. Представьте себе, что мы с вами в необычной, «несуществующей» стране. Страна эта расположена на «несуществующей» планете. Там тихо, спокойно, тепло и уютно. И живут там «несуществующие» животные. Они интересные, необычные, ни на кого не похожие. Представили? .. А теперь откройте глаза… Нарисуйте «несуществующее» животное, которое вы видели. Дайте ему «несуществующее» имя.
(Учащиеся рисуют, вывешивают рисунки на стенд.)
Ведущий: Посмотрите на этих удивительных животных.
- Что вы можете о них сказать?
- Какие они вызывают у них чувства, эмоции?
Если есть животные вызывающие отрицательные эмоции, то их вывешиваем отдельно.
Ведущий: А может мы их просто уберем?
- А как вы думаете, может их обидели? Давайте сделаем так, чтобы им стало немного теплее...
Упражнение 8. Сказка «Два лисенка».
«Жили два брата лисенка – старший и младший. Друзья так их и называли: старший лисенок и младший лисенок. Вот однажды пришел к лисятам несчастливый день. Утром по дороге в школу они помогли старушке нести из магазина сумки и опоздали на урок, а учительница поставила им в дневники «2». Обиделись на нее лисята, но по – разному. Старший лисенок старался не показывать виду, что обиделся, а младший – весь день ходил надутым. Вечером мама пришла с работы усталой и, не разобравшись, надавала им шлепков. Еще больше обиделись лисята. Но старший, как и прежде, делал вид, что ему все нипочем, а младший еще больше дулся. А к вечеру у лисят от обиды поднялась температура. Забеспокоились родители, вызвали доктора. А доктор, как и вы, изучал в детстве психологию и поэтому быстро разобрался, что дело в обиде, и дал лисятам такой совет: если обиделся, не надо долго терпеть обиду или дуться. Лучше рассказать о ней обидчику, и обида растает тогда сама собой, как мороженое тает в жаркий день. Тогда рассказали лисята о своей обиде маме, а утром – своей учительнице. Извинились перед лисятами взрослые. А лисята с тех пор твердо запомнили правило: «Ты обиду не держи, поскорее расскажи»».
Рефлексия (рекомендации).
III. Заключение.
Упражнение 9. «Пожелания» (в кругу).
Ведущий: Для каждого из вас в этой аудитории есть небольшой подарок, чтобы его получить, нужно быть очень внимательными. Яркая комета не зря прилетела к нам на занятие. На хвосте она принесла нам свои пожелания. Возьмите каждый по одной звездочке и возвращайтесь в круг.
По очереди зачитаем пожелания, адресованные всем и нашим гостям.