Урок по основам безопасности жизнедеятельности в 6-м классе по теме "Основы медицинских знаний и правила оказания медицинской помощи в природных условиях"

Разделы: ОБЖ


Тема: Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях.

Назначение: 6-й класс.

Тип урока: урок систематизации и обобщение знаний, умений и навыков.

Форма проведения урока: интеллектуально-тренинговый турнир.

Цели и задачи:

образовательные:

– систематизировать, обобщить и проконтролировать изучены теоретический материал и поученные практические навыки оказания первой медицинской помощи;
– повышать компетентность учащихся, учить осмысленно воспринимать и конкретно представлять игровые ситуации и самостоятельными силами решать их;

развивающие:

– способствовать развитию устойчивых и прочных навыков распознавать опасности и предупреждать их, необходимости осознавать себя первыми «докторами» в экстремальной ситуации;
– стимулировать повышение уровня требовательности к себе через соперничество, ответственность за знания и результаты командного первенства;

воспитательные:

– влиять на воспитание милосердия и помощи как закономерному поведению;
– формировать потребность нести людям добро, чуткость, внимание.

Оборудование:

1. «Карта успеха». Оценочный лист для экспертов.        (Прил. 1)
2. Эмблемы игроков «Службы Спасения» и «Службы Помощи» (Прил. 2)
3. Солнышки на память. (Прил. 3)
4. Комплектующие «Аптечки походной».
5. Комплект средств для оказания помощи при носовом кровотечении и при переломе предплечья.
6. Алгоритмы «Помощь при кровотечениях» и «Помощь при отморожении».
7. Заготовки с опорными словами к частушкам безопасности.

Последовательность элементов урока:

1. Эмблема и название команд.
2. Частушки безопасности.
3. Визитная карточка команд «Службы Спасения» и «Службы Помощи».
4. Конкурс «Аптечка походная».
5. Конкурсный тур «Алгоритм».
6. Практический тренинг «Перелом предплечья».
7. Дидактическая игра «Семь бед – один ответ».

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Вступительное слово учителя. Сегодня у нас, ребята, итоговый зачетный урок по теме «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях». И пройдет он у нас в форме интеллектуально-практического турнира «Планета Добродетели, Милосердия, Медпомощи и Гуманизма».
Цель этого турнира на деле показать ваши знания, умения и навыки, доказать себе и всем присутствующим, что с травмой вы справитесь. Мы приготовили к нашему уроку:

– острый ум – зачем? (вопрос к детям)
– доброе сердце – зачем? (вопрос к детям)
– умелые руки – зачем? (вопрос к детям)
(Учащиеся высказывают свои мнения.)

Подытожив ответы можно сказать следующее: оказать помощь себе и другому – это обязательное условие настоящего человека с добрым сердцем. Сегодня помогли вы, а завтра может быть вам потребуется чья-то помощь. Будьте мужественны, участливы к чужой боли и всегда помните о четких, последовательных действиях при оказании помощи и наши заповеди:
Не паникуй! Не навреди! Осложнения предотврати! Страдания облегчи! Непременно спаси! (Учащиеся прикрепляют таблички с заповедями на доске.)

III.Турнир «Планета Добродетели, Милосердия, Медпомощи и Гуманизма»

А теперь мы отправляемся в путешествие на планету Добродетели, Милосердия, Медпомощи и Гуманизма. Здесь рады всем кто легко справится с испытаниями в умении и сноровке оказания первой медицинской помощи и у кого окажется самый высокий уровень человеколюбия и доброты.
Состязаться предстоит двум самым важным армиям мировой цивилизации – Службе Спасения и Службе Помощи. (Команды представляют себя. Эмблему. Название.)
Но прежде чем отправится в полет необходимо повести разминку (интеллектуальную). Ни для кого не секрет, как помогает в пути песня. Вот и сейчас вам предлагается сочинить «Частушки безопасности» по ключевым словам:

................. мороз       Если ........ утопился
.................. нос          на колено положи
................возьми       и при этом со всей силы
................ ототри       на ........ его нажми.

(Какая из команд сочинит частушки лучше и быстрее на выданных заготовках. Составленные частушки необходимо спеть.)

(Звучит фантастическая музыка, шумовые эффекты старта ракеты.)

Дикторский голос наставляет:

Я – Земля! Посылаю на испытания Службы Помощи и Спасения.
На далекой планете все лучшее проявите,
Свой опыт и знания покажите,
Добрых традиций земли русской не посрамите!

(Шум. Эффект приземления.)

Итак, вы прибыли и должны показать жестами жителям планеты свое расположение к ним. Предлагаю всем встать попарно друг против друга и повторять за мной жесты. Точка, точка (показываем на глаза), запятая (на нос) – вышла рожица кривая. Палка (указываем на одну руку), палка(на другую), огуречик (показываем на туловище) – здравствуй, добрый человечек (все пары обнимаются, что вызывает удивление, смех, расположение).

1. Конкурс «Визитная карточка».

Выступление команды «Служба Спасения».

Скажем всем мы – «Здравствуй!» –
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй!» –
Значит – будь здоров!
Есть у нас задача –
Вас оберегать,
Чтоб не слышать плача, людям жизнь спасать.
Служба Спасения там всегда,
Где экстремальная ситуация и беда.

Выступление команды «Службы Помощи»

Сердечный привет от землян примите,
Воспользуйтесь милостью, не откажите,
Наша обязанность такова
Подлечить раненого и больного.
Не Айболиты мы, конечно,
Но помощь окажем умело и спешно.

Учитель представляет участникам турнира членов экспертной группы.

Экспертная группа: школьный медработник, учитель биологии, организатор по воспитательной работе, которые в течение турнира фиксируют результаты командных состязаний. (Прил. табл. 1)

Учитель. Как дома, так и в любом путешествии нужны необходимые препараты, лекарства. Не сомневаюсь, что с конкурсом «Аптечка» вы благополучно справитесь и научите гуманожителей составлению аптечки и пользованию ею.

2. Конкурс «Аптечка».

Задание: Укомплектуйте аптечку первой помощи, собираясь в поход. Учащиеся из предлагаемых средств отбирают необходимые.

Учитель. Кровотечения после травм – особо опасный вид травмирования. Тяжело страдает потерпевший при отморожении и охлаждении организма. Но я надеюсь, что вы с такими сложными состояниями управитесь.

3. Тур «Алгоритм».

Каждому члену команды выдается файл с запрограммированной постоянной информацией и вопросами, помогающими дать ответ в пропусках. Конверт с алгоритмом своей команде выбирает капитан команды.

Алгоритм «Помощь пострадавшим при отморожении»

1. Согревать (что, где?)
1) Растереть тело до покраснения (чем?)
2) Растирать (как?)
3) Дать выпить (что?)
4) Для уменьшения боли дать (что?)
5) Доставить пострадавшего (куда?)

Алгоритм «Помощь при кровотечениях»

1. Определить (что?)
2. Поднять (что?)
3. Прижать (что?)
3. Наложить (что?)
4. Не забыть (о чем?)
5. Доставить (куда?)

Учитель. Кровотечение из носа бывает длительным или обильным, поэтому всегда опасным. Остановить себе носовое кровотечение, посильная для вас задача?

4. Тренинг – ситуативная сюжетно-ролевая задача «Окажи себе помощь при носовом кровотечении».

Сюжет: я – пострадавший, я – лекарь.

Задание: выбрать среди имеющихся на столе необходимые средства самопомощи, правильно и последовательно выполнять действия по оказанию помощи себе, комментируя их. Задание выполняется одинаковое одним представителем от команды. Для них заготовлены одинаковые комплекты средств: стул, тарелка, вода, полотенце, лед, 3% раствор перекиси водорода, вазелин, вазелиновое масло. (Если по мнению экспертной группы результат одинаков, то предлагается дополнительный вопрос.)

Учитель. Предлагаю вам новое испытание. Надеюсь, что способы решения некоторых вопросов пригодятся вам в самых непредвиденных обстоятельствах. Рискните определить свои способности на брейн-ринге. За правильный ответ команда получает очко.

5. Брейн-ринг.

1. Повреждение тканей из-за высокой температуры. (Ожог.)
2. Любое повреждение кожи. (Рана.)
3. Сколько существует степеней ожога? (4.)
4. Чем обрабатывают или дезинфицируют рану? (Йод, зеленка, марганцовка, перекись водорода.)
5. При кровотечении каких участков тела применяют жгут? (Конечностей.)
6. Самый опасный вид наружного кровотечения? (Артериальное.)
7. Какую повязку накладывают на рану? (Стерильную.)
8. Повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи и костей. (Ушиб.).
9. Смещение костей в суставах. (Вывих.)
10. Осложнение от слишком затянутого жгута. (Омертвение тканей.)
11. Наименее опасное наружное кровотечение. (Капиллярное.)
12. Скопление жидкости или свернувшейся крови в тканях сообразованием полости в месте травмы. (Гематома.)
13. Выхождение крови из кровеносного сосуда. (Кровотечение.)
14. Когда наиболее велика опасность заражения клещевым энцефалитом? (Май, июнь.)
15. Какое понижение внутренней температуры приводит к гибели пострадавшего? (–24°)

А теперь быстрее на помощь.

6. Практикум-тренинг «Оказание помощи при переломе предплечья».

Средства: пластиковая бутылка 1,5 л, ножницы, мягкая ткань, бинт, косынка.

Задание: Оказать помощь при переломе костей предплечья (закрытом) подручными средствами в природных условиях.

7. Гейм.

Оказывается на далекой от нас планете есть тоже телеигра «Семь бед – один ответ» с мумией, которую никто так и не спас от недугов. Возможно, вам это удастся?

Условия игры: Я называю определяющее слово, команда дает слова, характеризующие данное понятие. Внимание, опорное слово ОЖОГ.

Варианты ответа команд: 4-й степени, резкая краснота, боль, пузыри, наложить стерильную повязку, обугливание и т.д.
Опорное слово УТОПЛЕНИЕ.

IV. Итог урока.

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта, человеколюбие. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают как солнце, возвращают раненому жизнь, дают шанс к исцелению от травм.
(Можно привести примеры благородных поступков детей при спасении и получивших за это награды.) Я очень рада, что вы все готовы спасать людей.

Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно.
В любую минуту, всегда.
И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, поддержка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

Детям дарятся солнышки в память об уроке, как символ душевного тепла.
Эксперты оглашают результаты и комментируют оценки.

Приложение

1. «Карта Успеха». Оценочные листы для экспертов.


п/п

Задания командам

Служба Спасения

Служба Помощи

1

Название, эмблема

 

 

2

Частушки безопасности

 

 

3

Визитная карточка

 

 

4

Аптечка походная

 

 

5

Алгоритмы
«Кровотечения»
«Отморожения»

 

 

6

Практический тренинг
«Перелом плеча»

 

 

7

«Семь бед – один ответ»

 

 

2. Эмблемы игроков «Службы спасения» и «Службы Помощи». (img1)
3. Солнышки на память. (img2)