Цели классного часа: воспитание гордости за отечественную науку и интереса к химическим дисциплинам.
За 3 недели до проведения мероприятия, из числа желающих была сформирована рабочая группа, состоящая из студентов I курса различных групп. Для данных студентов было проведено теоретическое занятие, на котором были поставлены цели и задачи, выбраны методы.
Цель исследования – изучить основные этапы жизни, научной и практической деятельности Д.И.Менделеева, Р.Ю.Удриса, А.П.Бородина, В.В.Марковникова, М.В.Ломоносова, их основные открытия.
Для осуществления указанной цели перед рабочей группой ставятся следующие задачи:
- Провести анализ литературы, относящейся к данному вопросу.
- Установить, в каких условиях происходило формирование личностей ученых.
- Познакомиться с деятельностью ученых, пользуясь трудами самих ученых и их современников, биографов, исследователей их творчества.
- Изучить научно – теоретическое и практическое значение трудов ученых.
- Составить вопросы к викторине, проверяющие полученные знания.
- Представить результаты своей работы в виде компьютерных презентаций.
Для наиболее продуктивного выполнения поставленных задач предполагается разделить рабочую группу на пять микрогрупп:
- микрогруппа должна провести исследования основных этапов жизни, научной и практической деятельности Д.И.Менделеева, его основных открытий, составить вопросы к викторине и выполнить презентацию по теме;
- микрогруппа должна провести исследования основных этапов жизни, научной и практической деятельности Р.Ю.Удриса, составить вопросы к викторине и выполнить презентацию по теме;
- микрогруппа должна провести исследования основных этапов жизни, научной и практической деятельности А.П. Бородина, составить вопросы к викторине и выполнить презентацию по теме;
- микрогруппа должна провести исследования основных этапов жизни, научной и практической деятельности В.В.Марковникова, его основных открытий, составить вопросы к викторине и выполнить презентацию по теме;
- микрогруппа должна провести исследования основных этапов жизни, научной и практической деятельности М.В.Ломоносова, его основных открытий, составить вопросы к викторине и выполнить презентацию по теме.
Проведение классного часа
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
Мы живем в такую замечательную эпоху, когда превратились в действительность фантастические мечты людей: летают искусственные спутники Земли, космические корабли устремляются к далеким планетам, синтезируются многие вещества, создаются лекарства, удобрения, стимуляторы роста, различные виды пластмасс и многое другое.[4] Многие из этих достижений стали возможны благодаря упорному труду ученых.
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
Наш классный час посвящен таким великим ученым и их открытиям, как Д.И.Менделеев, Р.Ю.Удрис, А.П.Бородин, В.В.Марковников и М.В.Ломоносов. Классный час будет проходить в форме виртуальной экскурсии по химическому городу. В химическом городе, так же как и в обычных городах, есть улицы и проспекты, на которых есть свои достопримечательности. Во время экскурсии мы будем задавать вопросы Вам, уважаемые слушатели. За правильный ответ, Вы сможете получить приз. По окончании экскурсии будет проведена небольшая викторина.
Улица Менделеева
(На фоне показа презентации «Дмитрий Иванович Менделеев»)
Ведущий:
Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля 1834 года в Тобольске. Это русский учёный-энциклопедист, талантливый химик, открывший периодический закон и разработавший периодическую систему химических элементов. За свою жизнь он опубликовал 431 работу по химии, физики, географии, технике, метрологии, астрономии, геологии, гидродинамики.
В августе 1887 года Д.И.Менделеев в одиночку совершил полёт на воздушном шаре около
города Клин для наблюдения солнечной короны во время солнечного затмения. Накануне полёта шёл сильный дождь, и намокший шар не поднимал двоих, поэтому пилоту-аэронавту Кованько пришлось остаться на земле. Д.И.Менделеев самостоятельно поднял воздушный шар, проделал путь около 100 км с максимальной высотой полёта примерно 4 км и удачно посадил его.[3]
Основные достижения Д.И.Менделеева
Ведущий:
Дмитрий Иванович Менделеев предсказал три новых элемента - галлий, скандий и германий; дал понятие о температуре кипения.
Но на этом Менделеев не остановился. Весной 1890 году морское и военное министерства поручили Дмитрию Ивановичу Менделееву разработать вопрос о бездымном порохе. Вместе с профессором И.М.Чельцовым он был командирован за границу с секретной миссией. Во Франции знаменитый химик Бертло хранил молчание; на заводе показали кое-что, в том числе и заряженные патроны, но ничего взять с собой не разрешили. Но Д.И.Менделеев раскрыл секрет состава французского пороха следующим остроумным способом: он взял за несколько лет отчеты о количестве химических веществ, провезенных по железнодорожной ветке на пороховой завод, и вычислил их соотношение. Так Менделеев получил бездымный порох – пироксилин.
Всякое дело, за какое бы ни брался Д.И.Менделеев, каким бы узкоспециальным оно ни было, он захватывал широко и стремился глубоко проникнуть в сущность поставленного вопроса. Всюду он умел быть оригинальным, или, как он сам говорил, «своеобычным».
От вопроса о рациональной добыче и утилизации нефти он возвышался до чисто научной проблемы о происхождении нефти- с одной стороны, до всестороннего анализа экономической жизни России с другой стороны.
Знаете ли Вы, что Д.И.Менделеев любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он делал в Гостином Дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услыхал за спиной вопрос одного из покупателей:
-Кто этот почтенный господин?
-Таких людей знать надо, - с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев.[3]
Именем Менделеева
Ведущий:
Дмитрий Иванович Менделеев является гордостью Российского государства. Его именем называют:
- Город Тобольск, переименованный в честь Менделеева.
- Минерал «менделеевит».
- Экспедиционное судно.
- Подводный хребет, вулкан, ледник, равнина.
- Химические заводы в Санкт-Петербурге, Кусково.
- Станция метро в Москве.
- 101 элемент в периодической системе Менделеева «менделевий».
Медали
Ведущий:
О заслугах ученого перед Отечеством говорят юбилейные медали. Они присуждались ученым за выдающиеся научные труды, открытия и изобретения, имеющие значение для науки. На улице Д.И.Менделеева организована такая выставка медалей имени Менделеева.
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
С улицы Менделеева наш путь будет пролегать по проспекту химического оборудования.
Проспект химического оборудования
(На фоне показа презентации «Выставочный центр химического оборудования»)
Ведущий:
Мы попадаем в выставочный центр. Здесь представлено химическое оборудование, изобретенное Дмитрием Ивановичем Менделеевым.
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
С проспекта химического оборудования мы выходим на улицу Удриса.
Улица Удриса
(На фоне показа презентации «Рудольф Юрьевич Удрис»)
Ведущий:
Удрис Рудольф Юрьевич - советский химик - технолог. Родился в Балтпамужисе 17 февраля 1899 года. С 1919— 1925 года был комиссаром Красной Армии. В 1930 году окончил Московское высшее техническое училище.
Трудно сложилась судьба ученого. В 1937 году он был репрессирован без оснований.
В 1941 году, в самом начале Великой Отечественной войны, он попал в группу профессора П. Г. Сергеева, с которым работал еще до войны. [10]
Упорным трудом, Рудольфу Юрьевичу удалось выделить гидроперекись кумола в чистом виде и изучить ее свойства. Исследования показали, что выделенное вещество может разлагаться на ацетон и фенол.
Так, в конце 1942 года, во время великой битвы на Волге, советскими химиками была открыта та самая реакция, что сейчас вошла во все учебники органической химии под именем - реакция Удриса.
В 1949 году Р. Ю.Удрис приехал в Дзержинск, где его открытие внедрялось в
производство. 30 мая 1949 года Рудольфа Юрьевича Удриса не стало. Он не смог увидеть реального воплощения своего открытия. Первый в мире цех по производству фенола и ацетона дал промышленную продукцию после смерти ученого.[10]
Открытие Удриса — выдающаяся страница в истории нашей химии. Человек, лишенный нормальных условий для научной работы, Удрис не только не разуверился в идеалах, за которые боролся, но и совершил научный подвиг. Подвиг такой, который требовал не мгновенного вдохновения, не минутного героизма, а длительного интеллектуального, морального и физического напряжения. Советская химия всегда будет гордиться открытием Удриса, большого ученого и настоящего человека.[10]
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
Гениальные люди в силу своей прозорливости и устремленности в будущее надолго остаются близкими и понятными потомкам.[8]
(Звучит музыка из симфонии №2 А.П.Бородина)
С улицы Удриса мы попадаем, как Вы уже догадались на проспект Бородина.
Проспект Бородина
(На фоне показа презентации «Александр Порфирьевич Бородин»)
Ведущий:
«…А, этот тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики – композитором»,- говорили о нем современники.
Бородин, Александр Порфирьевич, русский композитор и ученый - химик. Родился
31 октября 1833 года в Санкт- Петербурге. Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы для камерного ансамбля.
Однако Бородина привлекала не только музыка, но и химия, которая стала его профессией. Александр Бородин автор более 40 работ по химии. Именно Бородин открыл способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина-Хунсдикера, первым в мире в 1862 году получил фтористый бензоил, провел исследование ацетальдегида.
Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объему, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. В творчестве Бородина, представителя передовой интеллигенции 1860-х годов, отчетливо представлена тема величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в тоже время глубоким лиризмом.
С 1850 – 1856 года он является вольнослушателем Петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. В 1862 году был избран профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 году - ординарным профессором, в последствии заведующим той же кафедры.
Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыку: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения. Опера «Князь Игорь», несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями – Николаем Римским – Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890 году. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.
Александр Порфирьевич Бородин, проживший в Санкт – Петербурге, умер 15 февраля 1887 года в возрасте 54 лет.
«Первоклассный химик, которому многим обязана химия…», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе…» - так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.
Ведущий:
Проходя по проспекту, мы прослушали отрывок одного из произведений Александра Порфирьевича Бородина.
Вопрос: Назовите это произведение?
(Симфония №2)
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
С проспекта Бородина мы вышли на улицу Марковникова.
Улица Марковникова
(На фоне показа презентации «Владимир Васильевич Марковников»)
Ведущий:
Марковников Владимир Васильевич - русский химик, основатель научной школы.
Родился в деревне Княгинино Нижегородской области в 1837 году.
В 1860 году окончил Казанский университет. Остался лаборантом в университете, где постепенно занялся преподавательской работой. В 1865 году защитил магистерскую диссертацию, а в 1869 году защитил докторскую диссертацию по теме «Материалы по вопросу о взаимном влиянии атомов в химических соединениях» и стал профессором кафедры химии.
Открытия ученого
Ведущий:
В 1865 году Марковников доказал существование изомерии спиртов:
- Изомерия положения гидроксильной – группы
- Изомерия углеродного скелета
- Межклассовая изомерия с простыми эфирами
- Оптическая изомерия (пространственная)
Молекулы соединений с четырьмя различными заместителями у насыщенного атома углерода не имеют плоскости симметрии, то есть через них нельзя провести зеркальную плоскость, разделяющую молекулу на две равные части. Две такие молекулы при одинаковом составе, но с различным относительным расположением атомов несовместимы в пространстве и являются оптическими изомерами.
1869 год – Марковников сформулировал правила о направлении течения реакций присоединения, которые сейчас известны как правила Марковникова.
По правилу Марковникова при присоединении галогеноводорода к гомологу этилена – пропилену, атом водорода становится к наиболее гидрогенизированному атому углерода, а атом галогена – к наименее гидрогенизированному.
Марковников заложил основы нефтехимии как самостоятельной науки. При изучении состава Кавказской нефти Марковников открыл, что она содержит в больших количествах циклопарафины, назвав их «нафтенами».
Выставка филателистов
Ведущий:
Знаете ли Вы, что не только именами ученых называют города, улицы, учебные заведения, но их имена увековечены на марках. На улице Марковникова представлена небольшая выставка филателистов. На выставке Вы сможете увидеть марки, выпущенные к юбилейным датам ученых.
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
С улицы Марковникова мы вышли на проспект закона сохранения массы вещества.
Проспект закона сохранения массы вещества
Ведущий:
Назовите ученого, который сформулировал закон сохранения массы вещества?
(Ответ: М.В.Ломоносов)
Сформулируйте закон сохранения массы вещества?
(Ответ: Масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ образующихся в результате реакции)
Ведущий:
Теоретическую формулировку закона подтвердим на практике.
(Идет показ видеофильма «Закон сохранения массы вещества»)
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
С проспекта закона сохранения массы вещества мы вышли на улицу Ломоносова.
Улица Ломоносова
(На фоне показа презентации «Михаил Васильевич Ломоносов»)
Ведущий:
Михаил (Михай́ло) Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711года в деревне Денисовка (ныне Ломоносово) в 80 км от Архангельска в семье рыбака-помора.
Чтобы получить образование 19-летний Ломоносов покинул семью и против воли отца отправился пешком в Москву.
Там он поступил в единственное высшее учебное заведение того времени – Славяно-греко-латинскую академию. Чтобы поступить в академию, Ломоносову пришлось скрыть свое происхождение и выдавать себя за сына холмогорского дворянина. Желание учиться было так велико, что отсутствие какой-либо поддержки и средств к существованию не изменило намерений.[6]
Идет рассказ о достижениях М.В. Ломоносова. Приложение 7
Ломоносов много сделал для преобразования русского языка. Он первый оценил его богатство, мощь, выразительность и красоту. Именно Ломоносов составил «Российскую грамматику», выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас.
Ломоносов открыл новые поэтические жанры: послание эпиграммы, идиллии. Поэтическое творчество занимало большое место в духовном мире Ломоносова. Не зря Белинский назвал Ломоносова отцом русской поэзии.
"Стихотворство - моя утеха..." - писал он.
Ведущий:
И не случайно на этой улице расположилась литературная гостиная. Мы прослушаем
отрывки из произведений Михаила Васильевича Ломоносова.
Ведущий:
Читает прозу из сочинений М.В. Ломоносова[5]
Ведущий:
Читает стихотворение из сочинений М.В. Ломоносова[5]
Ведущий:
Читает стихотворение «Кузнечик дорогой…»[1]
Ведущий:
Личность Ломоносова, его научная и литературная деятельность сыграли первостепенную роль в развитии сознания русского общества и оставили глубокий след в истории русской культуры. Чем бы ни занимался Ломоносов – физикой или химией, поэзией или географией, - всегда движущей силой его творчества являлось патриотическое стремление работать на благо Родины.
4 апреля 1765 года в возрасте 54 лет М.В.Ломоносов скончался. Похоронен ученый в Петербурге на кладбище Александро-Невской лавры.
«На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление…» - так писал об этом великом русском ученом Белинский.
Площадь знатоков
(Заставка: план химического города)
Ведущий:
Мы, благодарные потомки, горды тем, что можем пользоваться плодами великих ученых, внесших неоценимый вклад в разные области науки и прославивших нашу великую Родину! (Презентация «Вопросы викторины»)
А сейчас, мы завершаем наше путешествие и приглашаем Вас, уважаемые слушатели на викторину.
Мы будем задавать вопросы. За каждый правильный ответ дается приз Приложение 2.
Список литературы:
- Андреев, Л.Г. Очей очарованье / Л.Г. Андреев, О.К.Мамонтова. - Хабаровск: Хабаровское изд., 1976
- Байкова, В.М., Именем Менделеева названы / В.М. Бойкова // Журн. химия в школе.-1999.-№2.-С.52-56
- Балезин, С.А. Выдающиеся русские ученые-химики / С.А. Балезин, С.Д. Бесков.-Издательство 2-е, перераб.-М.:Просвещение, 1972
- Зайцева, О.В. "Менделеевская гостиная" / О.В. Зайцева, Л.И. Кравченко// Журн. химия - Первое сентября.- 2009.-№2.-С.6-7
- Ломоносов, М.В. Сочинения / М.В. Ломоносов.- М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957
- Муратова К.В. М.В.Ломоносов / К.В. Муратова.- М.: Учпедгиз, 1961
- Равич,Н.А. Повесть о великом поморе / Н.А. Равич. - М.: Детгиз, 1961
- Скуднова, Л.Г. Имя Менделеева… / Л.Г. Скуднова // Журн. химия - Первое сентября .-2009.-№6.-С.33-40
- Трифонов, Д.Н. Первая химическая лаборатория России / Д.Н. Трифонов// Журн. химия в школе.- 1997. -№1.-С.70
- Шальнов, С.М. Дзержинск / С.М. Шальнов. - Дзержинск: Волго-Вятское изд., 2001