Цели:
- Показать красоту русского языка через средства выразительности.
- Закрепить знания учащихся игровыми формами.
- Развивать познавательные интересы.
Оборудование: плакаты, красочные буквы алфавита, выставка книг, словари.
Ход занятия
Ведущий (глашатай):
Указ.
Всем отрокам вторых классов изучать русский язык с усердием, послушанием. А посему приказываю исправно посещать школу, внимательно слушать учителя, выполнять задания аккуратно. Дома не лениться, а все задания повторять, писать чисто.
1 чтец:
Родной язык, он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама».
Родной язык он дорог мне, он мой.
2 чтец
Но как родной люблю язык я русский.
Он нужен мне как небо.
3 чтец:
О, этот великий русский язык.
Сколько в нем прекрасных русских слов.
Изучать русский язык можно до бесконечности
4 чтец:
Учите русский годы кряду
С душой, с усердьем и с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом.
5 чтец: Тысячи лет назад люди не умели писать. Известия друг другу передавали с помощью рисунков и знаков.
6 чтец: На коре, на куске дерева вырезали фигурки и с их помощью сообщали новости. Позже появились буквы.
7 чтец: Как учились в первых русских школах (слайды).
8 ведущий: 33 родных сестрицы (инсценировка алфавита).
Ведущий: Оказывается, изучать грамоту начинают с азбуки. А достаточно знать только алфавит, чтобы быть грамотным?
Чтец: Всегда на страже языка его помощники – правила.
Ведущий: А какие правила вы знаете?
Дети:
- о большой букве;
- о безударных гласных;
- о парных согласных;
- о большой букве в названиях.
Ведущий: И много других правил.
(На сцену выходит девочка. Исполняет песню «Чему учат в школе».)
Чтец: Недаром говорят, что русский язык отличается и напевностью, и музыкальностью, и поэтичностью. На русском языке много песен, стихов и прибауток.
А ведь сложены они с давних времен. Народные песни, стихи, прибаутки, сказки передавались из уст в уста, и стали называться устное народное творчество.
Инсценированные потешки про Фому, про Заиньку.
(Ансамбль исполняет песню «Жил я у пана».)
Ведущий: На русском языке можно точно и кратко выразить мысль.
Назовите одним словом:
- храбрый человек – ...
- сильный человек – ...
- грубый человек – ...
- веселый человек – ...
- машина, которая везде ходит – ...
Ведущий: Своеобразный язык в русском танце.
(Дети исполняют русский народный танец.)
1 чтец: Наш язык похож на зеркало. В нем отражается все, что мы видим, слышим, делаем, говорим.
2 чтец: Язык, как бинокль, может приблизить, увеличить и уменьшить.
3 чтец: Он защищает правду, но его могут заставить скрывать обман.
4 чтец: Он может быть веселым и грустным, добрым и злым.
5 чтец: Изменяется наша жизнь, изменяется и наш язык. Наиболее заметные изменения происходят в словарном составе языка.
(Выходят учащиеся, держа словари: толковый словарь, орфографический словарь, другие.)
Чтецы (все вместе): «Эта речь полна величья».
1 чтец:
Если ты отстанешь в школе,
То, дитя, поверь,
Никогда уже не сможешь
Ты вернуть потерь.
Слушай потому поэта,
Будь прилежен впредь,
Чтоб могучей русской речью
Хорошо владеть.
2 чтец:
Эта речь полна величья,
Гордой простоты,
В ней прекрасных слов богатство,
Сила красоты.
3 чтец:
Эту речь, броню литую,
Пулей не пробьешь!
Полюбив ее по братски,
Все приобретешь.
Скажем, к странам зарубежным
Держишь морем путь,
Перед спутниками хочешь
Знанием блеснуть,-
В разговорах или спорах
С другом иль врагом
Ты воспользуешься смело
Русским языком.
4 чтец:
Потому ты, школьник резвый,
Будь прилежен впредь!
Ты обязан русской речью
Хорошо владеть!
Ведущий (читает на экране): Если мы будем хорошо знать язык, то сможем:
- Писать без ошибок.
- Понимать прочитанное.
- Правильно говорить.
- Интересно рассказывать.
(Все исполняют песню «На полянке под сосной...».)