Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания по данной теме.
- Уметь применять теоретические знания при решении задач.
- Обеспечить эмоциональное сопричастие учащихся к собственной деятельности и деятельности одноклассников.
- Обеспечить рефлексию и самоконтроль учащихся в процессе деятельности в течение всего урока.
Ход урока
Учитель: Данный урок является заключительным, третьим, в данной теме. Это урок закрепления и обобщения знаний. В ходе данного урока будем опираться на прямую и обратную теоремы «о признаке параллельности прямых»
Класс средних математических способностей, поэтому выбраны и запланированы следующие формы работы на уроке.
Формы работы:
- Определение основной цели самими учащимися.
- Проверка домашнего задания (работа в парах).
- Решение устных задач. Разминка (оценка работы товарища).
- Диктант (проверка по готовым ответам, оценка впереди или сзади сидящего одноклассника).
- Решение задач. Найди ошибки.
- Решение задач повышенной сложности на составление уравнений.
В течение всего урока у каждого учащегося «Рабочая карта урока».
Домашняя работа | Разминка | Диктант | Решение задач (5-6) | Итог | Понравился ли урок? | ||||
Самооценка | Оценка соседа | Самооценка | Оценка соседа | Самооценка | Оценка соседа | Самооценка | Оценка соседа | ||
На каждом этапе урока учащийся сам отслеживает свои результаты и оценивает их. На уроке использована (парная) работа в парах сменного состава, что позволяет учащимся быть включенными в процесс мыслительной деятельности.
III этап урока «Разминка» (решение устных задач).
Задачи с помощью проектора проецируются на экран.
1. 2.3.
4. 5. 6.
7. 8. 9.
10. 11.
12. 13.
При устном решении задач особое внимание уделяется конкретизации каждого определения, названию каждого угла при пересечении двух прямых третьей, формулировке теорем о признаке параллельности прямых (прямой и обратной), следствиям из этих теорем.
IV. Диктант.
1. Начертите две прямые и секущую.
а) Отметьте какую-нибудь пару внутренних накрест лежащих углов.
б) Сколько пар внутренних односторонних углов при этом получилось?
2.
Посмотрите на экран (рисунок на экране). Будут ли прямые АВ и СД параллельны, если равны углы 1 и 6.
3.
Посмотрите на экран.
а) Если углы 2 и 6 равны, будут ли прямые а и b параллельны?
б) Если прямые а и b параллельны, будет ли сумма углов 1 и 3 равна 180˚?
V. Найдите ошибку.
1.
2.
3.
4.
VI. Решение задач.
1. Слабым учащимся даются карточки:
- Один из внутренних односторонних углов при пересечении двух параллельных прямых третьей равен 70˚; Чему равен другой угол?
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей равен 120˚. Найдите остальные.
- Один из внутренних накрестлежащих углов, при пересечении двух параллельных прямых третьей, равен 50˚. Чему равен другой внутренний накрестлежащий угол?
2. Все остальные учащиеся решают задачи на составление уравнений:
- Внутренние односторонние углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых третьей, относятся как 2 : 3. Чему равны эти углы?
- Один из внутренних углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей прямой, больше другого на 32˚. Чему равны эти углы?
- Один из внутренних односторонних углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых третьей, в 4 раза больше другого. Чему равны эти углы?
VII. Подведение итогов.
Учащиеся сдают «рабочую карту урока». Получают 1 – 3 оценки.
VIII. Домашнее задание.
Составить условие задачи. Оформить его красиво на листе А4, которая решается с помощью уравнения. Решить её. (Домашнее задание творческое.)