В 8-м классе начинается закладка фундамент химических знаний. Дети с удовольствием начинают изучать новый для них предмет. Но материал постепенно усложняется, ученики не успевают переработать и усвоить информацию, и у многих начинает пропадать интерес к предмету. Поэтому я стараюсь разнообразить уроки, используя различные методы, формы, приемы.
Почему при изучении темы «Реакции обмена» я применила форму урок-эксперимент? Ни для кого не секрет, что химический эксперимент занимает важное место в обучении химии. Особенность его, как средства познания, состоит в том, что в процессе наблюдений и при самостоятельном выполнении опытов учащиеся не только быстрее усваивают знания о свойствах вещества и химических процессах, но и учатся подтверждать знания химическими опытами, также приобретают умение работать самостоятельно (используя инструкции к проведению опытов). А на первых этапах изучения предмета это особенно важно.
На данном уроке я также использовала презентацию, как при актуализации и закреплении уже полученных знаний, так и при изучении новой темы. Цель использования слайдов презентации – не преподать новый материал, а усилить его восприятие, облегчить усвоение и запоминание, стимулируя сразу несколько видов памяти.
При повторении ранее изученных типов реакций использовала аналогию, в основе которой лежит прием сравнения, (иногда это единственный способ сделать учебный материал доступным для определенных категорий учащихся).
Девиз урока: «Теория – это полководец, а эксперимент – солдаты» Леонардо да Винчи.
Цели урока:
Обучающие:
- дать понятие о реакциях обмена;
- сформировать условия протекания реакций обмена до конца;
- сформировать понятие о реакциях нейтрализации, как частном случае реакций обмена;
Развивающие:
- продолжить формировать умения записывать уравнения реакций и предвидеть продукты реакций обмена;
- развивать навыки проведения химического эксперимента;
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности при проведении химического эксперимента;
Мотивационные:
- развивать стойкий интерес учащихся к химии, через многообразие химических реакций, их применение и использование в жизни.
Тип урока: комбинированный.
Методы:
- Словесные – рассказ учителя.
- Наглядные – демонстрационный опыт, использование мультимедийного проектора
- Практические – лабораторные опыты.
Форма урока: Урок-эксперимент.
Оборудование, реактивы и приборы:
- Демонстрационный стол: NaOH, HCl, фенолфталеин, пробирка, пазлы собранные, матрешки
- Ученические столы: CuSO4, NaOH; HCl; Na2CO3, инструкция к лабораторным опытам, тест для закрепления, сигнальные карточки разного цвета.
Ход урока
I. Организационный момент
(подготовка класса к уроку, сообщение темы урока и целей урока).
II. Актуализация знаний учащихся
1. 2 учащихся работают у доски по карточкам.
Карточка 1. Закончить уравнения реакций, указать тип реакции.
- H2 + Cl2 → …
- Zn + HCl → … + …
- CaCO3 → CaO + …
Карточка 2. Закончить уравнения реакций, указать тип реакции.
- H2 + O2 → …
- Mg + HCl → … + …
- H2SO3 → H2O + …
2. А мы с вами вспомним некоторые определения понятий. Закончите выражение подняв карточку цвета, соответствующего понятию.
Вещества | Цвет |
Простое вещество Сложное вещество Кислота Щелочь |
Желтый Красный Зеленый Синий |
а) Вещество, образованное атомами разных химических элементов называют… (Слайд 1)
б) Сложное вещество, состоящее из атомов водорода и кислотного остатка… (Слайд 2)
в) Растворимое в воде основание… (Слайд 3)
г) HCl, H2SO4, HNO3 – это… (Слайд 4)
д) NaOH, КОН – это… (Слайд 5)
е) Лакмус изменяет свой цвет на красный в присутствии… (Слайд 6)
ж) Фенолфталеин становится малиновым в присутствии… (Слайд 7)
з) В реакции соединения образуется… (Слайд 8)
и) В реакцию разложения вступает… (Слайд 9)
к) Реакция замещения протекает между… (Слайд 10)
Переход к изучению новой темы.
Мы изучили с вами, ребята, три типа химических реакций. Давайте их вспомним.
1. /Учитель показывает собранные пазлы/.
Вопрос: Что я делала с пазлами когда собирала картинку? /Соединяла/.
Реакция? → Соединения.
Какая реакция называется реакцией соединения?
2. /Учитель разбирает матрешку, по очереди доставая меньшую/.
Вопрос: Сколько было матрёшек? (1)
Скольско стало? (2-3)
Это пример какой реакции? (Разложения).
Какую реакцию называют реакцией разложения?
3. Одна карточка образована синим и красным цветом, вторая желтая. Один из цветов первой карточки меняем на желтый.
Вопрос: Что мы сделали? (Заместили один цвет другим).
Вывод: Реакция замещения.
4. /Учитель подходит к ученику и просит у него ручку, а ему отдает карандаш/.
Вопрос: Что мы сделали? (Обменялись).
III. Изучение нового материала.
Тема урока сегодня: «Реакции обмена». (Слайд 11) /Записывают в тетрадях/.
Вопрос: Какая реакция называется реакцией обмена?
Реакции обмена – это реакции между двумя сложными веществами, при протекании которых их молекулы обмениваются своими составными частями.
1. NaOH + HCl → NaCl + HOH (Слайд 12)
Демонстрационный опыт. (В ходе опыта обязательно обращать внимание на среду раствора)
Реакция между основанием и кислотой, называется реакцией нейтрализации.
Это частный случай большого типа реакций обмена.
2. А теперь мы должны выяснить, в каких случаях реакции обмена практически возможны, или доходят до конца.
На столах учащихся инструкции к проведению лабораторных опытов по теме «Реакции обмена»
Инструкция «Реакции обмена» Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей. Опыт 1. В пробирку налейте 1-2 капли раствора сульфата меди CuSO4 и прилейте раствор гидроксида натрия NaOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. Опыт 2. В пробирку с осадком гидроксида меди (II) Cu(OH)2 прилейте соляную кислоту HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. Опыт 3. В пробирку налейте раствор карбоната натрия Na2CO3 и осторожно прилейте раствор соляной кислоты HCl. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. |
Лабораторный опыт №1 /учащиеся делают на местах/.
В пробирку налить раствор CuSO4 и прилить раствор NaOH. Что наблюдаем?
Выпал осадок.
Запишем уравнение реакции на доске.
2NaOH + CuSO4 → Cu(OH)2↓ + Na2SO4. (Слайд 13)
Мы видели выпадение осадка. Какое же вещество выпало в осадок? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо узнать какое вещество растворяется, а какое нет. Обратимся к таблице растворимости. Вещество Cu(OH)2 нерастворимо, следовательно именно оно выпало в осадок. Осадок обозначается стрелкой вниз ↓.
Вывод: Выпадение осадка одно из условий того, что реакция идёт до конца.
Лабораторный опыт №2 /учащиеся делают на местах/.
Взять пробирку с осадком Cu(OH)2 и прилить к нему HCl.
Что наблюдаете? Осадок растворился.
Чтобы определить продукты реакции запишем уравнение реакции.
Cu(OH)2 + 2 HCl → CuCl2 + 2H2O
Образовалась вода. (Слайд 14)
Вывод: Если в результате реакции образуется вода, то такие реакции
протекают до конца.
Лабораторный опыт №3 /учащиеся делают на местах/.
В пробирку налить раствор Na2CO3 и осторожно прилить раствор HCl.
Что наблюдаете? Образование газа.
Запишем уравнение реакции
Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + H2CO3
В таком виде записанное уравнение реакции не показывает образование газа. Угольная кислота в свободном виде не существует, т.к. является нестойкой и легко разлагается на воду и соответствующий оксид. (степень окисления углерода в кислоте и оксиде одинаковая + 4).
Na2CO3 + 2HCl → 2NaCl + CО2↑ + H2O
Оксид обозначается стрелкой вверх ↑. (Слайд 15)
Вывод: Если в результате реакции образуется газ, следовательно реакция идет до конца (т.е. практически возможна).
IV. Закрепление.
1) Среди предложенных реакций выбрать реакции обмена, и определить протекают ли они до конца. (Слайд 16)
CuO + H2 = Cu + H2O | NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3 |
3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + +3CO2 | CaO + H2O → Ca(OH)2 |
2H2O = 2H2 + O2 | 3Ca(OH)2 + 2H3PO4 → Ca3(PO4)2 + +6H2O |
CaO + 2HCl → CaCl2 + H2O | FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3 + 3NaCl |
2) Самостоятельная работа. (Текст на столах учащихся)
Выбрать правильные утверждения.
- Реакция обмена это реакция между простыми и сложными веществами.
- Реакция обмена протекает между сложными веществами. Которые обмениваются своими составными частями.
- Реакция обмена идет до конца, когда образуется вода.
- Реакция обмена идет до конца, кода образуется газ, осадок или вода.
- Реакция обмена идет до конца, когда образуется газ.
- Реакция между кислотой и основанием называется реакцией нейтрализации.
- Любaя реакция обмена является реакцией нейтрализации.
- HCl + NaOH → NaCl + H2O это реакция обмена и нейтрализации.
- CuO + H2SO4 → CuSO2 + H2O это реакция обмена.
- Al2O3 + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2O это реакция нейтрализации.
V. Подведение итогов.
Вернемся к теме сегодняшнего урока.
- Какую цель мы поставили в начале урока?
- Удалось ли нам её достичь?
- К какому выводу мы пришли?
Домашнее задание:
- § 27 (реакции обмена).
- упр.2, 3 (выбрать реакции обмена и определить идут ли они до конца).
Объявление оценок.