Урок по теме "Матрешка"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Знакомство с матрешкой, ее видами.

Задачи:

  • развивать познавательную и коммуникативную культуру обучающихся через знакомство с русской матрешкой;
  • постепенно формировать представления о видах матрешки;
  • учить различным способам работы с цветной пленкой в технике “аппликация”;
  • закреплять полученные знания в тестовом задании, в практической деятельности;
  • воспитывать интерес к народному творчеству.

Материал и оборудование для урока:

  • шары елочные двух цветов по 6 штук;
  • сигнальные карты с изображением снежка и снежинки;
  • матрешки: Полхов –Майданская, Сергиев -Посадская, авторские;
  • аудиозапись “Русские напевы”;
  • проектор, мультимедийный экран, презентация;
  • пазлы “Авторская матрешка” в конверте (для каждой группы);
  • карточки для индивидуальной работы с вариантами ответов;
  • задание “Выложи узор” (для каждой группы);
  • набор элементов пейзажа из цветной самоклеющейся пленки (для каждой группы), алгоритм работы;
  • цветные бумажные шаблоны матрешек.
  • матрешки из ДВП, высотой 1 метр.

Материал и оборудование для физминутки:

  • Фольга, зажимы.

Ход урока

Звучит русская народная музыка, преподаватель встречает детей (в руках корзинка с елочными шарами):

Ходит песня у ворот,
С нами водит хоровод.
Подарила для игры
Разноцветные шары.
Раз, два, три! Шар выбери!
А теперь ищи столы,
Где такие же шары!

(дети берут шар, и садятся за стол, где шар такого же цвета. Шары складывают в корзинки на столах, с елочной композицией)

Преподаватель:

- Здравствуйте! Я очень рада вас видеть, и поэтому я вам улыбаюсь. Хочу подарить свою улыбку Айгуль, Айгуль подари свою улыбку Жене, Женя улыбнись Ирине….(перечисляю всех детей). Вы обратили внимание, что у нас на уроке сегодня присутствуют гости? Давайте повернемся и подарим улыбки им, а они в ответ улыбнутся нам. Замечательно! Но мы сегодня с вами будем не только улыбаться, но и играть, выполнять задания в группах. Разделиться на группы нам помогли разноцветные шары. Посмотрите на них? Все ли они одинаковые? Что же там написано? Вот у нас и появились названия у групп! “Снежки” и “Снежинки”. А для каждой группы есть сигнальные карты. Они нужны для того, чтобы, когда вы будете готовы дать правильный ответ, поднять их.

Посмотрите, у меня в руках большой шар…
Шар волшебный, дай ответ,
Ты раскрой нам свой секрет,
Разломлю я пополам:
Интересно, что же там?
А вы хотите узнать, что же спряталось там?

Дети: Да!

Преподаватель:

Узнаем, если загадку отгадаем.
Семья кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
Нас сегодня в гости ждет –
И к себе нас всех зовет!
Что же это за семья такая?

Дети: Матрешки!

Преподаватель:

Презентация.

Правильно, матрешки! Группа “Снежинки” получает за правильный и быстрый ответ вот такую замечательную матрешку! (Приложение 1. Презентация PowerPoint) Итак, тема нашего урока – Матрешка (Слайд 1).

Что же такое Матрешка? Когда она появилась и откуда? Почему она так называется? Может из вас кто-нибудь знает ответ? Если вы готовы ответить, надо будет поднять сигнальную карту.

(дети отвечают, идет беседа)

Преподаватель:

Молодцы, правильно (Слайд 2). Первая матрешка появилась в 19 веке. Из Японии в Москву, в мастерскую Мамонтова привезли фигурку добродушного лысого старика Фукуруму. Он раскрывался, и в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Разъемная игрушка понравилась и взрослым, и детям. Лучший загорский мастер Василий Звездочкин вырезал первую куклу, а Сергей Малютин расписал ее. Матрешка состояла из восьми фигурок, и изображала девочку в сарафане, с черным петухом в руках (Слайд 3). Назвали куклу любимым в народе именем Матрена, ласкательно – Матрешка.

Самые знаменитые и традиционные матрешки - это Сергиев – Посадская матрешка и Полхов – Майданская. Они и будут героями нашего следующего задания (Слайд 4).

Задание 1 “Найди отличия” (дети называют, за ответ получают матрешку)

Преподаватель:

Молодцы, Справились с заданием (подвожу итоги задания).

Вот крестьяночка с Посада,
С длинной русою косой,
Раскраснелась она малость,
И платочком подвязалась.
Здесь раскрою вам секрет:
Не платок, а полушалок,
Сарафан с рубашечкой -
Как один большой букет.

Здесь просты, но так сочны гуашевые краски,
Зеленый, желтый, красный!

Так ярка красавица,
Вам, надеюсь, нравится?
Фиолетовые, малиновые,
Краски анилиновые.
Красота-то не рязанская,
А Полхов – Майданская!

Две подружки, две матрешки,
Разные точеные,
Людям подаренные.
Платья у них ладные,
Они всегда нарядные!
А у платьев есть подол,
На подоле том узор,
Узор будем собирать!

И задание следующее выполнять! (стихи Т.Ф. Мотузко)

Преподаватель:

Наши матрешки хоть и разные, но на всех есть узор в центре и узор из повторяющихся элементов на кромке платка, фартука или на подоле сарафана. Этот узор делает матрешку более яркой, красивой.

Задание 2 - “Выложи узор”. После того, как я включу музыку, каждая группа откроет конверт, который лежит у вас на столе. В нем есть элементы, из которых нужно составить узор на зеленой полосе. Элементы должны повторяться. Когда вы составите, на ваш взгляд интересный и красивый узор, его надо будет наклеить на полосу. Это делается очень легко. Элементы вырезаны из цветной самоклеящейся пленки (показ работы).

Пока звучит музыка – вы работаете. Музыка – стала тише звучать, вы заканчиваете работу. Музыка остановилась. И вы остановились. Итак, начали!

(дети работают)

Музыка остановилась

Преподаватель:

Давайте посмотрим, что же за узоры получились у нас? Посмотрите, из одинаковых элементов такие разные узоры получились (показываю свой узор, узоры каждой группы, оцениваю детей)

Преподаватель:

А вы знаете, что кроме традиционных матрешек бывают еще и нетрадиционные, необычные? Какие? Мы сейчас с вами и узнаем. Будем с вами мы играть и картинки собирать! Задание 3 - “Собери пазлы”. И снова я включаю музыку, а вы собираете пазлы. Чья группа первая соберет, должна поднять сигнальную карту. Начали!

(звучит музыка, дети собирают)

Преподаватель:

Вот матрешки, которые вы собрали. Чем они отличаются от традиционных? Что в них необычного? Правильно. Такие матрешки называются – авторские. Почему?

Дети отвечают.

Преподаватель:

Автор придумывает и расписывает их сам. Они бывают самые разные. Могут быть с живописными пейзажами (Слайд 5), с элементами архитектуры, под роспись, с сюжетами народных сказок (Слайд 6), и даже политические (Слайд 7). Таких матрешек любят покупать иностранные гости в качестве сувениров о нашей Родине, России. Все-таки матрешка-это символ России. Есть очень много мастеров, которые расписывают свои матрешки. И даже у нас в Югорске есть такие умельцы. Посмотрите! (Показываю выставку).

Мы узнали с вами, что матрешки есть традиционные, авторские и все они произошли от первой. И сейчас задание не для группы, а для каждого. Игра называется “Угадай-ка” (Слайд 8). Я буду показывать слайд с матрешкой и вариантами ответа. А вы заполняете карточку (приложение 2) Готовы? Начали (Слайд 9, 10,11,12)

Игра.

Преподаватель:

Результаты вашей работы вы узнаете позже.

А сейчас я предлагаю вам отдохнуть. Скажите, какой скоро праздник? Новый год. И у нас с вами есть зеленая красавица. Только вот не нарядная она еще и праздника не чувствуется. Я думаю, что мы с вами исправим это положение и нарядим ее.

Все ребята дружно встали,
плечи к верху все подняли,
быстро вниз их опустили
и все к елке подошли

(учу делать игрушки из фольги способом “сминание”)

Посмотрите, как фольгу превратить я в шар могу.

(дети делают игрушки, вешают их на елку)

Присели, глазками поискали зажимы, нашли, и повесили свою игрушку на елку!

А теперь все дружно сели,
И друг друга не задели!

Ловкие ребятки, сделали для рук и глаз зарядку!

Отдохнули? Ну и последнее задание. Вы сегодня будете группой авторов и составите образ зимней матрешки, с элементами пейзажа. Что такое пейзаж? Из каких элементов состоит? (Дети отвечают)

Каждой группе я дам одинаковый набор элементов. Ваша задача - придумать сюжет зимнего пейзажа и наклеить его на матрешку. Чтобы вам легче было работать перед вами алгоритм работы (Слайд 13). И снова не забываем, пока музыка звучит, мы работаем, тише - заканчиваем, остановилась- закончили работу.

(практическая работа)

Пока дети работают, проверяю индивидуальные задания.

Преподаватель:

Прежде чем мы посмотрим, что же у вас получилось, я скажу вам результаты предыдущего задания. Меня очень порадовало, то, как вы справились с ним и все правильно ответили на вопросы. И за это каждая группа получает по пять матрешек.

(дети демонстрируют своих матрешек, рассказывают о них)

Преподаватель:

Теперь давайте подведем итоги.
Матрешки появились на белый свет,
Нарядам похваляются, им сносу нет.
И сюжет есть, и узор, отвести не в силах взор!
Что за чудо, что за прелесть этот русский сувенир,
Облетевший всю планету,
Покоривший целый мир!
И проста, и так понятна
Форма есть, как хороша!
Остается лишь загадкой наша русская душа!

За такую красоту вы получаете снова по три матрешки, и давайте посмотрим сколько у вас всего матрешек? Мне нужны по 2 помощника от каждой команды. Остальные ребятки повесьте на ленту матрешек. И что же получилось? На что похоже ? На гирлянду! (Украшаем елку).

Что вы узнали сегодня на уроке? Что понравилось больше всего?

А это еще не все. Вы хотите побывать в образе матрешки? Пожалуйста! (фотографируемся)

Список литературы.

[1] Гулыга Л. Пестрый хоровод.- М.: Малыш, 1990.

[2] Князева О., Маханева М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – Спб.: Акцидент, 1997.

[3] Соломенникова О. Радость творчества. М.: Мозаика – синтез, 2005.

[4] Скоролупова О. Знакомство детей с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: ООО “Издательство Скрипторий 2003”, 2005.