Цели.
- Закреплять у детей понятие “глухие” и “звонкие” согласные звуки; умения различать эти звуки на слух, выделять их в словах и обозначать условными знаками.
- Развивать устную речь учащихся и обогащать их словарный запас.
- Прививать внимание и уважение к родному языку, уважение к себе как его носителя.
Оборудование.
- учебник “Букварь”, авт. М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова и др.;
- сигнальные карточки (схематическое изображение звуков);
- предметные картинки;
- набор букв на магнитах; набор цифр;
- таблица “Звуки речи”.
Ход урока
Подготовительный этап.
1. Проверка готовности учащихся к уроку
Дежурный, проверяя готовность ребят:
“Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?”
Обращается к учителю: “Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Сообщение темы урока.
Учитель. Мы продолжаем нашу экскурсию по “Звукограду”. Сегодня ещё раз встретимся с “жителями” этого Града.
3. Введение в тему:
* Учитель .Давайте вспомним, кто живет в домиках Града? Какие бывают звуки?
Дети. В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.
* Учитель. С какими согласными мы встретились в “ Звукограде”?
Дети. В “Звукограде” мы встретились с твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими согласными.
4. Постановка учебной задачи.
Учитель. Подобрать слова с парными согласными (работа с сигнальными карточками)
Дети на слух выделяют первый звук каждого слова, определяют его глухость-звонкость и показывают соответствующее обозначение: [ - ] [ - ]
Ваня, слон, дочка, трава, год, кот.
Основная часть урока.
1. а) Игра “Глухой – звонкий”
Учитель показывает предметную картинку слова на один согласный, дети подбирают слово (в виде картинки) с парным согласным и выставляют на доске.
Учитель. виноград, слон, голубь, петух.
Дети. филин, золушка, Карлсон, бегемот.
б) Хоровое повторение за учителем всех парных согласных звуков:
В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш, Б – П.
2.Упражнение “Найди пару” - работа с учебником (с.46, нижний рисунок)
* К каждому глухому мягкому согласному (первому звуку) подобрать звонкий мягкий согласный:
Кипарис
фиалка
тетерев
георгин ветка дельфин
* Разделить слова на слоги: (работа с цифрами)
кипарис, ветка, фиалка ки-па-рис вет-ка фи-ал-ка
* Определить ударный – безударный слог.
Физкультурная минутка.
Учитель. Путешествуя по “Звукограду” мы уже немного устали. Сейчас я предлагаю отдохнуть. Давайте пройдемся вот по этому лугу и встретимся с уточками и другими его обитателями.
“Вышли уточки на луг”
Вышли уточки на луг
Кря – кря – кря.
(Шагаем.)
Пролетел веселый жук
Ж - ж - ж.
(Машем руками – крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га - га - га !
(Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют.
(Повороты туловища влево – вправо.)
Ветер ветки раскачал.
(Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал
Р - р - р !
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш - ш - ш !
(Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь
Ш - ш - ш.
3. ?! “Разгадай…” - работа с учебником (с.47, вверху)
Учитель. Разгадайте правило, по которому расположены растения в два ряда.
1 ряд – первый звук слов твердый звонкий;
[л] [м] [н] [р]
2 ряд – первый звук слов мягкий звонкий.
[л ] [м ] [н ] [р ]
Учитель. Что общего у этих звуков?
Дети. Все эти согласные звонкие.
4. Коллективная работа со словом ёлочка [йолочка] - (работа у доски)
* По очереди, выходя к доске, дети обозначают выделенный звук
= О – О = -- О
Учитель. Какой особенный звук встретился в этом слове? Почему?
Дети. В этом слове особенный согласный звук [й] - он всегда мягкий звонкий.
* Составить со словом ёлочка предложение и изобразить графически.
|_________ _________ _________ . ! ?
* Указать “опасные” места.
Начало предложения - пробелы - знаки препинания в конце предложения.
5. “Хотите - запомните!”
По предметным картинкам дети называют первые звуки слов:
хомяк, цыплёнок, цапля
Звуки [х], [ц] - всегда твердые
часы, чайник, черепаха, щука
Звуки [ч ], [щ ] - всегда мягкие
Подведение итога урока.
1. Коллективная работа по обобщению знаний о звуках – по таблице “Звуки речи”.
2.Учитель. Дорогие ребята, вот и закончилась наша экскурсия по “Звукограду”.
- Что интересного и нового вы узнали во время путешествия?
Выслушиваются ответы детей.
- Что понравилось или не понравилось при выполнении предложенных заданий?
Дети отвечают.
- Мне очень понравились ваша работа и поведение во время экскурсии.
- Я благодарю вас за активное участие в экскурсии по “Звукограду”.