Урок обучения грамоте в 1-м классе по УМК "Гармония", "Согласные звуки, звонкие и глухие"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  • Закреплять у детей понятие “глухие” и “звонкие” согласные звуки; умения различать эти звуки на слух, выделять их в словах и обозначать условными знаками.
  • Развивать устную речь учащихся и обогащать их словарный запас.
  • Прививать внимание и уважение к родному языку, уважение к себе как его носителя.

Оборудование.

  • учебник “Букварь”, авт. М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова и др.;
  • сигнальные карточки (схематическое изображение звуков);
  • предметные картинки;
  • набор букв на магнитах; набор цифр;
  • таблица “Звуки речи”.

Ход урока

Подготовительный этап.

1. Проверка готовности учащихся к уроку

Дежурный, проверяя готовность ребят:

“Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?”

Обращается к учителю: “Каждый хочет получать

Только лишь оценку “5”.

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Мы продолжаем нашу экскурсию по “Звукограду”. Сегодня ещё раз встретимся с “жителями” этого Града.

3. Введение в тему:

* Учитель .Давайте вспомним, кто живет в домиках Града? Какие бывают звуки?

Дети. В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.

* Учитель. С какими согласными мы встретились в “ Звукограде”?

Дети. В “Звукограде” мы встретились с твёрдыми и мягкими, глухими и звонкими согласными.

4. Постановка учебной задачи.

Учитель. Подобрать слова с парными согласными (работа с сигнальными карточками)

Дети на слух выделяют первый звук каждого слова, определяют его глухость-звонкость и показывают соответствующее обозначение: [ - ] [ - ]

Ваня, слон, дочка, трава, год, кот.

Основная часть урока.

1. а) Игра “Глухой – звонкий”

Учитель показывает предметную картинку слова на один согласный, дети подбирают слово (в виде картинки) с парным согласным и выставляют на доске.

Учитель. виноград, слон, голубь, петух.

Дети. филин, золушка, Карлсон, бегемот.

б) Хоровое повторение за учителем всех парных согласных звуков:

В – Ф, Г – К, Д – Т, З – С, Ж – Ш, Б – П.

2.Упражнение “Найди пару” - работа с учебником (с.46, нижний рисунок)

* К каждому глухому мягкому согласному (первому звуку) подобрать звонкий мягкий согласный:

Кипарис

фиалка

тетерев

георгин ветка дельфин

* Разделить слова на слоги: (работа с цифрами)

кипарис, ветка, фиалка
ки-па-рис вет-ка фи-ал-ка

* Определить ударный – безударный слог.

Физкультурная минутка.

Учитель. Путешествуя по “Звукограду” мы уже немного устали. Сейчас я предлагаю отдохнуть. Давайте пройдемся вот по этому лугу и встретимся с уточками и другими его обитателями.

“Вышли уточки на луг”
Вышли уточки на луг
Кря – кря – кря.

(Шагаем.)

Пролетел веселый жук
Ж - ж - ж.

(Машем руками – крыльями.)

Гуси шеи выгибают,
Га - га - га !

(Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют.

(Повороты туловища влево – вправо.)

Ветер ветки раскачал.

(Качаем поднятыми вверх руками.)

Шарик тоже зарычал
Р - р - р !

(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)

Зашептал в воде камыш,
Ш - ш - ш !

(Подняли вверх руки, потянулись.)

И опять настала тишь
Ш - ш - ш.

3. ?! “Разгадай…” - работа с учебником (с.47, вверху)

Учитель. Разгадайте правило, по которому расположены растения в два ряда.

1 ряд – первый звук слов твердый звонкий;

[л] [м] [н] [р]

2 ряд – первый звук слов мягкий звонкий.

[л ] [м ] [н ] [р ]

Учитель. Что общего у этих звуков?

Дети. Все эти согласные звонкие.

4. Коллективная работа со словом ёлочка [йолочка] - (работа у доски)

* По очереди, выходя к доске, дети обозначают выделенный звук

= О – О = -- О

Учитель. Какой особенный звук встретился в этом слове? Почему?

Дети. В этом слове особенный согласный звук [й] - он всегда мягкий звонкий.

* Составить со словом ёлочка предложение и изобразить графически.

|_________ _________ _________ . ! ?

* Указать “опасные” места.

Начало предложения - пробелы - знаки препинания в конце предложения.

5. “Хотите - запомните!”

По предметным картинкам дети называют первые звуки слов:

хомяк, цыплёнок, цапля

Звуки [х], [ц] - всегда твердые

часы, чайник, черепаха, щука

Звуки [ч ], [щ ] - всегда мягкие

Подведение итога урока.

1. Коллективная работа по обобщению знаний о звуках – по таблице “Звуки речи”.

2.Учитель. Дорогие ребята, вот и закончилась наша экскурсия по “Звукограду”.

- Что интересного и нового вы узнали во время путешествия?

Выслушиваются ответы детей.

- Что понравилось или не понравилось при выполнении предложенных заданий?

Дети отвечают.

  • Мне очень понравились ваша работа и поведение во время экскурсии.
  • Я благодарю вас за активное участие в экскурсии по “Звукограду”.