Цель урока: познакомить учащихся с видами словарей.
Задачи:
- обобщить и закрепить знания учащихся по теме “Лексика” (лексическое
- значение слова, синонимы, исконно русские слова, иноязычные слова);
- совершенствовать навыки работы со словарями;
- воспитывать интерес к слову, книге.
Оборудование:
- выставка словарей;
- фразеологизмы (приложение 2);
- изображение видов спорта: биатлон, слалом (приложение 3);
- портрет В.И.Даля (приложение 1);
- жетоны-словари
Ход урока
Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные.
Анатоль Франс.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. Мы отправимся в увлекательное путешествие в страну “Лексика” на остров “Словарный”. Сложный путь у нас, но очень увлекательный и интересный.
3. Игра “Дежурная буква
Задание: в течение двух минут запишите слова на букву А.
Подведение итогов: победителю вручается символический словарь-жетон.
4. Работа с эпиграфом урока (записан на доске)
Учитель: Сколько слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Существует много словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор. Французский писатель Анатоль Франс писал: “Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке”.
В1. Как вы понимаете эти слова?
В2. Какие словари русского языка вам известны?
В3. К каким словарям мы обращаемся чаще всего?
В4. В каких случаях словари приходят вам на помощь?
5. Осмысление содержания.
Знакомство со словарями (сообщения учащихся)
- Я – словарь толковый.
Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль (Приложение 1)
Историческая справка
Владимир Иванович Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи крестьян, ремесленников, солдат. Даль знал, как говорят во всей Руси великой, какие где живут слова и как их произносят. Живую русскую речь Даль слышал, как слышит музыку большой музыкант, различая всякую мелодию в многоголосье оркестра, улавливая тончайшие оттенки исполнения. Однажды Даль гулял с приятелями по саду, где плотники строили беседку. Один из рабочих нес доску, поскользнулся.
- Что ты? – бросился к нему Даль.
- Ничего,- отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.
- Новгородский,- вслед ему определил Даль.
- Откуда вы узнали? – привязались приятели.
- По говору.
- Но ведь это невозможно,- недоверчиво усмехнулся кто-то. -Он сказал всего 2 слова: “Ничего скользко”.
- Вы ошибаетесь,- холодно проговорил Даль.- Он сказал:“Ничего склезко”.И крикнул плотнику: “Откуда ты, братец?”
- Новгородские мы,- послышалось в ответ.
Жила в Дале Россия с городами и селами, с горами и долинами, с реками и озерами. И еще жила в нем, укореняясь год от года Россия великого языка, которой Даль постиг в совершенстве, которому служил всю жизнь.
В.И.Даль – это создатель замечательной книги “Толковый словарь живого великорусского языка”
- Вы скажете: зачем объяснять значения многих слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например, слово стол. Как объяснить его значение?
- Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда вы без труда выполните мое задание.
Игра “Корректор”
Задание. Исправьте ошибки в “Толковом словаре” Пети Ошибкина
- Западня – квартира с окнами на запад.
- Зарядка – человек, который заряжается.
- Молотобоец – молодой боец.
- Гривенник – юноша с модной гривой.
Игра “Эрудит”
Задание. Угадайте слово по лексическому значению.
1. Восприимчивый к различным впечатлениям, чувствительный (чуткий).
2. Отзывчивость, душевное отношение к людям. (доброта).
3. Готовность всегда помочь другому. (отзывчивость).
Подведение итогов. Вручение жетонов – словарей.
- Я - словарь синонимов.
Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь же ребят часто беден, особенно режет слух повторение слова “сказал”. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе “Русский лес”. Например, говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, спросить повторить, подтвердить и т.д.
Теперь прошу выполнить мое задание.
Игра “Помогите охотнику”
Задание: замените повторяющиеся слова заяц и зайчишка текстовыми синонимами (слова для справок: трусишка, серый, косой ,зверек ,длинноухий, бедняжка)
Пошел я вчера на охоту.
Поднимаюсь на пригорок, Вдруг вижу: откуда ни возьмись – заяц! Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. И смотрит так, будто вот-вот скажет: ”Выручай, охотник!” Что за чудо?
Глянул, а с горы несутся разъяренные собаки… Так вот от кого спасался заяц! “Ах ты, зайчишка!”- думаю. Взял я зайца и спрятал за пазуху. “Сиди, зайчишка, не бойся!”
Собаки, ничего не поняв, промчались мимо и скрылись.
Я постоял – постоял. Посмотрел вокруг: тихо. И выпустил зайца на свободу. Он отбежал метра два – три, оглянулся, словно хотел сказать: ”Спасибо! И задал стрекача.
Подведение итогов. Вручение жетонов – словарей.
- Я – фразеологический словарь.
Это особый тип толкового словаря, в котором предлагается более 4000 фразеологических выражений русского языка, приведены различные формы их употреблений и происхождение. Я интересен для тех, кто хочет более глубоко изучить русский язык, узнать, какими выразительными средствами он обладает. Основная масса фразеологических оборотов обладает оценочным значением, т е. выражает положительную или (чаще) отрицательную характеристику лица или предмета. Удачно употребленный фразеологический оборот оживляет речь, делает ее более эмоциональной. Выразительные возможности фразеологизмов наиболее полно и ярко раскрываются в произведениях художественной литературе. Для того чтобы правильно употреблять фразеологизмы в речи, нужно знать их значение. А сейчас прошу выполнить мое задание
Игра “Художник понял все буквально”. (Приложение 2)
Художник нарисовал иллюстрации к фразеологизмам, поняв эти выражения в
прямом смысле. Назовите фразеологизмы и объясните их значения.
- Я словарь – иностранных слов. Я имею 20 000 слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.
Игра “Переводчик”
Задание: подберите синонимы к иноязычным словам: сувенир(подарок), обелиск (памятник), пейзаж (вид), дефекты (ошибки).
6. Рефлексия
Работа “словарей” с классом ( в роли “словаря” выступают учащиеся)
Учитель: ребята “словари” вам расскажут о начале своего рабочего дня а ваша задача – определить какой перед вами “словарь”. Угадавшему правильно вручается словарь-жетон.
“Фразеологический словарь”
“Встал ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался к речке. От холодной воды у меня побежали мурашки, но я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки”.
Подведение итогов, вручение словаря-жетона.
“Словарь иностранных слов”
“Мама предложила мне на завтрак биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашку кофе с сахаром”
Подведение итогов, вручение словаря-жетона.
“Толковый словарь”. (Приложение 3)
“В 6 часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают незнакомые слова: слалом, биатлон. А что они обозначают? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию
Слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами.
Биатлон – зимнее спортивное двоеборье – лыжная гонка с остановками для стрельбы.
Подведение итогов, вручение словаря-жетона.
“Словарь синонимов”.
“Да, ничего не скажешь, замысловатые слова…Ну все, пора за работу: “думать, работать головой, шевелить мозгами”
Подведение итогов, вручение словаря-жетона.
Учитель: Итак, ребята, вы правильно назвали все словари, и теперь сможете подарить свои рисунки-эмблемы каждому словарю (рисунки – домашнее задание учащихся).
Подведение итогов, награждение победителей.
- Что нового сегодня вы узнали на уроке ?
- А можно ли выделить из всех словарей какой-нибудь один, самый главный? А почему? “Определяйте точно каждое слово и вы избавитесь от половины заблуждений”,- говорил Декарт.
Успехов вам!
Домашнее задание: составьте один из несуществующих словарей (15-20 слов) на одну из предложенных тем:
- словарь добрых слов;
- словарь моих любимых слов;
- словарь вежливых слов