Цель: выработать структуру ученического самоуправления в школе.
Задачи:
- Определить, что такое «школьное самоуправление»;
- Рассмотреть различные модели школьно ученического самоуправления;
- Выработать основные функции органа ученического самоуправления.
Подготовительный этап:
Подготавливается электронная презентация (см. Приложение 1), в которой рассматриваются различные модели ученического самоуправления, его основные принципы.
Для проведения мероприятия подготавливаются рабочие места для групп: стол (3 шт.), 7-8 стульев для каждой группы (в зависимости от количества участников), по 1 листу ватмана, бумага, маркеры.
Каждый класс с 9 по 11 подготавливает небольшую электронную презентацию (2-3 минуты), в которой предлагает свою модель организации самоуправления в школе.
В «круглом столе» участвуют учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры школы. В каждую группу входят представители всех этих четырех сторон образовательного процесса по 2 человека. Группы формируются при входе.
Ведущий: Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.
Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.
Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.
Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.
Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.
Презентации самоуправления в старших классах.
Ведущий: Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.
Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.
Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.
Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.
- Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.
- Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.
- Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.
- Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.
- Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.
- Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории.
(А.С. Прутченков.)
Ведущий: Сейчас я вам предлагаю рассмотреть основные модели организации ученического самоуправления.
Презентация «Модели самоуправления в школе».
Ведущий: Сейчас в группах вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Вы можете использовать как целиком готовую модель, представленную сейчас, так и синтезировать свою. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.
Разработка и защита своих моделей.
Ведущий: Предлагаю выбрать лучшую модель из представленных сейчас.
Выбор наилучшей модели или возможен «сборный вариант».
Ведущий: Хорошо. С выработкой модели ученического самоуправления мы разобрались. Давайте теперь определим функции основного органа самоуправления учащихся. На эту работу вам отводится 5 минут.
Определение функций основного органа самоуправления.
Ведущий: Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы:
- Ученическую
- Педагогическую
- Родительскую
- Система соуправления педагогов, учащихся, родителей, соц. партнеров.
Предлагаю вам на практике проверить, нужно ли нам работать всем вместе для достижения положительного результата, или же лучше работать в одиночку.
Упражнение «Покрывало». Для начала его выполняют по отдельности – ученики, педагоги, родители. Далее выполняется вместе.
Ведущий: Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”.
В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.
Давайте попробуем все вместе определить функции органа ученического совета в составе Совета школы. Для этого будем использовать технологию «Мозговой штурм».
Определение функций органа ученического самоуправления в составе Совета школы.
Ведущий: Благодарю всех за хорошую работу. Давайте подведем итоги. Итак, мы сегодня определили модель ученического самоуправления и функции его основного органа. Так же мы увидели, что работа, построенная на соуправлении, более продуктивна и определили роль ученического самоуправления в общей системе управления школы. Это первый этап большой работы над организацией ученического самоуправления в нашей школе. В следующий раз мы с вами уже поговорим о нормативно-правовой базе, которую нам с вами предстоит разработать. Спасибо всем!