Круглый стол "Самоуправление в школе"

Разделы: Работа с родителями


Цель: выработать структуру ученического самоуправления в школе.

Задачи:

  • Определить, что такое «школьное самоуправление»;
  • Рассмотреть различные модели школьно ученического самоуправления;
  • Выработать основные функции органа ученического самоуправления.

Подготовительный этап:

Подготавливается электронная презентация (см. Приложение 1), в которой рассматриваются различные модели ученического самоуправления, его основные принципы.

Для проведения мероприятия подготавливаются рабочие места для групп: стол (3 шт.), 7-8 стульев для каждой группы (в зависимости от количества участников), по 1 листу ватмана, бумага, маркеры.

Каждый класс с 9 по 11 подготавливает небольшую электронную презентацию (2-3 минуты), в которой предлагает свою модель организации самоуправления в школе.

В «круглом столе» участвуют учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры школы. В каждую группу входят представители всех этих четырех сторон образовательного процесса по 2 человека. Группы формируются при входе.

Ведущий: Когда мы говорим слова «школьное самоуправление», мы подразумеваем особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии обществественности в управлении школой. Однако, школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.

Организация школьного дела имеет много граней, сторон, сущностных и исторических моментов. Без освещения целого каждая часть этого целого будет видна лишь ограниченно.

Основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Самоорганизация, самоуправление, соуправление в школе. Что это? Заглянем в словарь Даля: «САМ – местоимение для придания особой важности личной деятельности человека. ОРГАНИЗАЦИЯ – от латинского слова «орган» – орудие, снаряд, средство – обозначает устроить, привести в порядок, образовать, основать стройно. СО – как приставка обозначает совокупность. УПРАВЛЯТЬ – давать ход, направление, распоряжаться, одолевать препоны, трудности, своеволия, приводить в порядок. САМОУПРАВЛЕНИЕ – управа самим собою, знание и строгое исполнение долга своего. Истоки самоуправления в образовании восходят к XII веку, к опыту первых университетов, которые не хотели подчиняться королям, императорам и римским папам. Самоуправление в школе гораздо моложе. Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.

Презентации самоуправления в старших классах.

Ведущий: Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.

Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.

  1. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.
  2. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.
  3. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.
  4. Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.
  5. Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.
  6. Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории. 
    (А.С. Прутченков.)

Ведущий: Сейчас я вам предлагаю рассмотреть основные модели организации ученического самоуправления.

Презентация «Модели самоуправления в школе».

Ведущий: Сейчас в группах вам предстоит выработать свою модель ученического самоуправления. Вы можете использовать как целиком готовую модель, представленную сейчас, так и синтезировать свою. Один из членов группы будет защищать вашу работу. На подготовку вам дается 10 минут.

Разработка и защита своих моделей.

Ведущий: Предлагаю выбрать лучшую модель из представленных сейчас.

Выбор наилучшей модели или возможен «сборный вариант».

Ведущий: Хорошо. С выработкой модели ученического самоуправления мы разобрались. Давайте теперь определим функции основного органа самоуправления учащихся. На эту работу вам отводится 5 минут.

Определение функций основного органа самоуправления.

Ведущий: Базовая модель школьного самоуправления включает в себя четыре подсистемы:

  • Ученическую
  • Педагогическую
  • Родительскую
  • Система соуправления педагогов, учащихся, родителей, соц. партнеров.

Предлагаю вам на практике проверить, нужно ли нам работать всем вместе для достижения положительного результата, или же лучше работать в одиночку.

Упражнение «Покрывало». Для начала его выполняют по отдельности – ученики, педагоги, родители. Далее выполняется вместе.

Ведущий: Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”.

В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества.

Давайте попробуем все вместе определить функции органа ученического совета в составе Совета школы. Для этого будем использовать технологию «Мозговой штурм».

Определение функций органа ученического самоуправления в составе Совета школы.

Ведущий: Благодарю всех за хорошую работу. Давайте подведем итоги. Итак, мы сегодня определили модель ученического самоуправления и функции его основного органа. Так же мы увидели, что работа, построенная на соуправлении, более продуктивна и определили роль ученического самоуправления в общей системе управления школы. Это первый этап большой работы над организацией ученического самоуправления в нашей школе. В следующий раз мы с вами уже поговорим о нормативно-правовой базе, которую нам с вами предстоит разработать. Спасибо всем!