Материалы внеклассного конкурса по информатике "Оператор ПК" для 10–11-х классов (базовый уровень)

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Конкурс проводится среди обучающихся 10-11 классов школ города, изучающих информатику на базовом уровне. Участникам конкурса предлагается выполнить три задания: электронный тест по информатике, практические задания в текстовом редакторе Word и электронных таблицах Excel.

Цель: определение уровня сформированности знаний обучающихся по предмету и владение ими различными способами обработки информации в электронных таблицах, текстовых редакторах.

Задачи:

  • совершенствование навыков работы в области информационных технологий;
  • поиск талантливых школьников, успешно применяющих средства информационных технологий.

Участники конкурса:

Обучающиеся 10 и 11 классов, изучающих предмет "Информатика и ИКТ" на базовом уровне.

Не более трех человек от одного образовательного учреждения.

Форма проведения:

Продолжительность мероприятия 2 астрономических часа.

Конкурс одноуровневый, учащиеся 10 и 11 классов выполняют одни и те же задания.

Требования к участникам конкурса:

Участники конкурса должны уметь:

  • использовать сведения по теории информации и способах преобразования информации для решения задач на определение информационного объема, знать единицы измерения информации, основные понятия файловой системы, приемы работы в ОС Windows, знать язык запросов для поиска в Интернет.
  • применять основные логические операции и строить логические выражения; законы алгебры логики для преобразования логических выражений (упрощения логических выражений), решать простейшие логические задачи.
  • работать в среде текстового редактора Word: форматировать текст и работать с рисунками, таблицами, уметь создавать автоматическое оглавление, колонтитулы, разделы документа, применять нумерацию страниц.
  • работать в среде электронных таблиц: форматировать таблицы, строить диаграммы для иллюстрации работы, правильно использовать относительные и абсолютные ссылки в формулах, применять стандартные функции (как статистические, так и математические), работать с несколькими документами ЭТ.

Задание 1. Работа в Word.

Создайте папку Материалы участника ХХХ (ввести свой регистрационный номер!) в папке Мои документы. Создайте в текстовом процессоре Microsoft Word документ и сохраните его (до начала работы) под именем Сборник рецептов ХХХ.

Исходные материалы для работы находятся в папке Оператор_ПК:

Файл с рецептами - Приложение1;

Картинки к рецептам - (взяты с Интернета).

Задание: Создать "Сборник кулинарных рецептов", содержащий рецепты 2-3-х выбранных вами блюд и сравнительную таблицу меры и веса некоторых продуктов. При оформлении документа используйте следующие параметры форматирования:

1. Параметры страницы: А5, все поля по 1,5 см, ориентация - книжная.

Титульная страница сборника рецептов: должна иметь:

  • фигурную рамку, название "Сборник рецептов" - фигурный текст
  • логотип: можно использовать рисунок поваренка (Рисунок6), любые рисунки из коллекции ClipArt, автофигуры и фигурный текст для слогана, направленного по контуру. Все объекты должны быть сгруппированы
  • коллаж из нескольких наиболее интересных рецептов
  • внизу листа по центру: ваш регистрационный номер, название конкурса, район, год.

Странички с рецептами (2-3): на отдельной странице - один рецепт:

Название рецепта - обычный цветной текст, размер 14-16 пт;

Фотография блюда - вставьте из папки Картинки соответствующую рецепту, добавьте к рисунку обрамление подходящего цвета, если нужно, измените размер рисунка;

Текст рецепта выберите из тестового файла Приложение1.doc. Расположите текст рецепта в две колонки, список необходимых продуктов оформите маркированным списком (курсивное начертание). Текст рецепта - 10 пт, начертание - обычное.
Внимание! Текст взят из Интернета, поэтому при форматировании советуем включить отображение "Непечатаемых символов".

Для единого оформления рецептов используйте копирование формата: для названия блюда, для списка продуктов, для текста рецепта.

Добавьте на свободное место в одну из колонок странички рецепта свой логотип с полезным советом (совет придумайте сами или возьмите из рецептов). Текст - 8 пт, курсив.

Можно добавить на страницу фон.

Страничка может выглядеть, например, как на рисунке ниже, а, возможно и как-то иначе.

4. На отдельной странице создайте таблицу сравнения меры и веса. Данные для таблицы возьмите из файла Таблица.doc. Используйте преобразование текста в таблицу. Шапка таблицы приведена ниже.

Продукты В граммах
Стакан (250см3) Столовая ложка Чайная ложка 1 шт.
Мука и крупа        
Мука пшеничная 160 25 10  

5. Пронумеруйте страницы. Добавьте в нижний колонтитул название данного файла.

6. Создайте автоматическое оглавление и разместите его на второй странице (следующей за титульным листом).

Вариант готовой работы в Word можно посмотреть в файле Приложение2.

Задание 2. Работа в Excel.

Задача: Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащихся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 12 человек: 4 из 8-го класса, 3 - из 9-го, 3 - из 10-го и 2 - из 11-го. Первое задание оценивалось максимум в 10 баллов. Второе - в 8, а третье - в 12. Набравшие больше 27 баллов получают диплом 1-й степени, больше 25 - 2-й степени, больше 23 - третьей степени. (Формулировка задачи взята из книги И. К. Сафронова "Задачник-практикум по информатике", Санкт-Петербург: "БХВ-Петербург", 2002 г.)

Практическое задание:

1. Создайте таблицу участников и их результатов. Определите дипломы участников.

2. Постройте две диаграммы: одну - по сумме набранных очков для всех участников олимпиады, вторую - для получивших диплом 1-ой степени. На диаграмме должны быть следующие параметры: название диаграммы, фамилии участников, значения суммарных баллов.

Пример таблицы:

Фамилия,
Имя
участника
Класс Задача 1 Задача 2 Задача 3 Сумма баллов Диплом
10 8 12
  Иванов Петя 8 6 8 9 26 2 степени
  Сидоров Иван 8 1 2 9 13  
  Егоров Миша 8 9 8 11 31 1 степени
  Петров Игорь 8 8 6 12 29 1 степени
  Михайлов Яков 9 10 5 12 30 1 степени
  Орлов Егор 9 9 3 1 14  
  Костин Саша 9 6 7 6 21  
  Пашин Дима 10 8 7 6 21  
  Панкратов Рома 11 10 6 9 25 3 степени

Примечания:

Фамилии участников и баллы за каждую задачу можете придумать свои.

Значения в столбцах "Сумма баллов" и "Диплом" являются результатом вычислений по формулам. Для определения степени диплома используйте условную функцию и условие задачи.

Тест (Приложение3 - exe-файл, скомпилированный в тестовой оболочке KTC Net2)

1. Какое количество информации получит второй игрок в игре "Угадай число" при оптимальной стратегии, если первый игрок загадал число от 1 до 128?

  • 5 бит
  • 7 бит (правильный ответ)
  • 9 бит
  • 3 бита

2. Укажите информационный объем (в байтах) растрового изображения размером 10х10 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 256 цветов.

  • 100 бит
  • 100 байт (правильный ответ)
  • 800 бит
  • 800 байт

3. Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: "Я - опытный оператор ПК!" (Кавычки не считать)

  • 256 бит
  • 24 байта
  • 480 бит
  • 384 бита (правильный ответ)

4. Доступ к файлу http.txt, находящемуся на сервере www.net осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла.

А :// Д .txt   АБВГДЕЖ

ВАЖГЕБД (правильный ответ)

БАВЖГЕД

ЖАВГЕБГ

Б http Е /
В ftp Ж www
Г .net    

5. В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?

  • Е:\Физика\Задачник\Задача5
  • Е:\Физика\Задача5
  • Е:\Класс9\Задачник\Задача5
  • Е:\Класс9\Физика\Задача5 (правильный ответ)

6. Выберите имя файла, удовлетворяющее шаблону ????1.ехе.

  • pole.exe
  • filel.doc
  • file1.exe (правильный ответ)
  • proba1.exe

7. Продолжите фразу: "Объект, созданный в приложении, называется..."

  • Задачей
  • Приложением
  • Документом (правильный ответ)
  • Папкой

8. При работе с электронной таблицей в ячейке A1 записана формула = D1-$D$2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку A1 скопируют в ячейку B1?

  • = E1-$E$2
  • = E1-$D$2 (правильный ответ)
  • = E2-$D$2
  • = D1-$E$2

9. Файл "Записка.txt" был изменен в программе "Блокнот". Затем окно пытались закрыть. К чему приведет нажатие на кнопку "Отмена"?

  • Окно программы "Блокнот" будет закрыто. Изменения в файле не сохранятся
  • Окно программы "Блокнот" будет закрыто с сохранением всех изменений
  • Окно программы "Блокнот" не будет закрыто. Отменятся все изменения, произведенные в файле с момента его открытия.
  • Окно программы "Блокнот" не будет закрыто, закроется только окно, изображенное на рисунке (правильный ответ)

10.Что такое "Буфер обмена"?

  • Специальная папка для синхронизации данных настольного компьютера с переносным компьютером
  • Специальная сетевая папка для обмена информацией между компьютерами Рабочей группы
  • Область оперативной памяти для временного хранения информации (правильный ответ)
  • Стандартная программа Windows для обмена сообщениями электронной почты

11. Какими способами можно поместить выделенный файл в "Буфер обмена"? (Укажите все правильные ответы)

  • Выбрать команду "Копировать" контекстного меню объекта (правильный ответ)
  • Нажать комбинацию клавиш CTRL+C (правильный ответ)
  • Нажать комбинацию клавиш CTRL+V
  • Выбрать меню "Правка - Копировать" (правильный ответ)
  • Нажать клавишу F5

12. Как называется данная область окна?

 

  • Панель инструментов
  • Строка заголовка
  • Строка состояния
  • Строка меню (правильный ответ)
  • Командная строка

13. Вы перетащили значок файла левой кнопкой мыши из одной папки в другую в пределах диска C:. Какое действие произвелось?

  • Копирование файла
  • Перемещение файла (правильный ответ)
  • Переименование файла
  • Создание ярлыка
  • Никакого

14. Как выделить в списке подряд идущие файлы? (Указать все правильные ответы)

  • Щелкнуть по первому файлу, затем, удерживая Shift, щелкнуть по последнему файлу (правильный ответ)
  • Щелкнуть по первому файлу, затем, удерживая Ctrl, щелкнуть по последнему файлу
  • Щелкнуть по первому файлу, удерживая Shift, нажимать стрелку вниз на клавиатуре (правильный ответ)
  • Щелкнуть правой кнопкой мыши по первому файлу, выбрать команду "Выделить", затем щелкнуть левой кнопкой по последнему файлу

15. Заключить выделяемые файлы в прямоугольник левой кнопкой мыши (правильный ответ)

  • Выберите правильные утверждения. (Указать все правильные ответы)
  • Команда "Файл - Сохранить" всегда сохраняет файл в папку "Мои документы"
  • Команда "Файл - Сохранить" при повторном сохранении не запрашивает имя файла (правильный ответ)
  • Команда "Файл - Сохранить как" всегда позволяет ввести другое имя файла (правильный ответ)
  • Команда "Файл - Сохранить как" не позволяет изменить имя файла
  • Команда "Файл - Сохранить как" не позволяет изменить папку при сохранении файла

16. Каким образом можно закрыть окно с сохранением всех изменений (Выберите все правильные ответы)?

  • Нажать кнопку "Закрыть" (1)
  • Нажать кнопку "OK" (2) (правильный ответ)
  • Нажать кнопку "Применить" (3)
  • Нажать кнопку "Применить" (3), затем "Закрыть" (1) (правильный ответ)

17. Каким файлом обычно является файл с расширением .exe?

  • Текстовым
  • Графическим
  • Архивным
  • Исполняемым

18. Минимальным объектом, используемым в двумерном растровом графическом редакторе, является

  • Палитра цветов
  • Пиксель (правильный ответ)
  • Тексел
  • Объект (отрезок, круг, и др.)

19. Какое сочетание клавиш в Microsoft Word позволяет начать печатать текст с новой страницы?

  • Ctrl+Enter (правильный ответ)
  • Ctrl+Shift
  • Enter
  • Page Down

20. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях ("включено" или "выключено"). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 100 различных сигналов?

  • 6
  • 7 (правильный ответ)
  • 100
  • 50

Критерии оценки задания 1. Работа в Word

Максимальный балл 45
Параметры страницы: Размер - А5, Поля - 1,5 см, Ориентация - книжная 1
Титульная страница: Рамка-1, коллаж - 2, надпись -1, подпись_номер - 1 5
Логотип: группировка -1, текст по контуру-2, автофигура с заливкой - 2, доп- редактирование рисунков - 1 6
Страницы с рецептами 20
Название (цвет, размер не< 14 пт)-1, Использование стиля -заголовок -2 3
Фото (соответствие рецепту, обтекание текстом-1, обрамление-1, размер) 3
Текст (2 колонки, маркированный список продуктов, размер - 10пт, начертание: курсив) по 2 б +1 разрыв-новая колонка 7
Полезные советы: текст - 8 пт в автофигуре с заливкой (2), обтекание, группировка с логотипом (2) 4
Оформление страницы - общее впечатление, композиция, оригинальность 3
Нумерация страниц 1
Оглавление: Автоматическое - 3, собственное - 1, доп. Оформление - 1 4
Колонтитул (нижний, имя файла, нет на 1-й странице) 3
Таблица - шапка: объединение ячеек, направление текста, шрифт (3), ширина столбцов -1, заполненность -1 5

Критерии оценки задания 2. Работа в Excel

Максимальный балл 35
Форматирование таблицы: (шрифтовое оформление шапки таблицы, выравнивание по высоте, объединение ячеек) 3
Функция суммирования с учетом класса участника 3
Функция ЕСЛИ для диплома 15
Диаграмма 1 - все участники (есть название диаграммы, подписи данных, подписи по оси Х - фамилии) 4
Диаграмма 2 - дипломанты 1-й степени (есть название диаграммы, подписи данных, подписи по оси Х - фамилии) 10

Оценивание работы:

  • Тест 20 баллов (по 1 баллу за каждый вопрос)
  • Word 45 баллов (максимум)
  • Excel 35 баллов (максимум)
  • Всего - 100 баллов (максимум за всю работу).