Конкурс проводится среди обучающихся 10-11 классов школ города, изучающих информатику на базовом уровне. Участникам конкурса предлагается выполнить три задания: электронный тест по информатике, практические задания в текстовом редакторе Word и электронных таблицах Excel.
Цель: определение уровня сформированности знаний обучающихся по предмету и владение ими различными способами обработки информации в электронных таблицах, текстовых редакторах.
Задачи:
- совершенствование навыков работы в области информационных технологий;
- поиск талантливых школьников, успешно применяющих средства информационных технологий.
Участники конкурса:
Обучающиеся 10 и 11 классов, изучающих предмет "Информатика и ИКТ" на базовом уровне.
Не более трех человек от одного образовательного учреждения.
Форма проведения:
Продолжительность мероприятия 2 астрономических часа.
Конкурс одноуровневый, учащиеся 10 и 11 классов выполняют одни и те же задания.
Требования к участникам конкурса:
Участники конкурса должны уметь:
- использовать сведения по теории информации и способах преобразования информации для решения задач на определение информационного объема, знать единицы измерения информации, основные понятия файловой системы, приемы работы в ОС Windows, знать язык запросов для поиска в Интернет.
- применять основные логические операции и строить логические выражения; законы алгебры логики для преобразования логических выражений (упрощения логических выражений), решать простейшие логические задачи.
- работать в среде текстового редактора Word: форматировать текст и работать с рисунками, таблицами, уметь создавать автоматическое оглавление, колонтитулы, разделы документа, применять нумерацию страниц.
- работать в среде электронных таблиц: форматировать таблицы, строить диаграммы для иллюстрации работы, правильно использовать относительные и абсолютные ссылки в формулах, применять стандартные функции (как статистические, так и математические), работать с несколькими документами ЭТ.
Задание 1. Работа в Word.
Создайте папку Материалы участника ХХХ (ввести свой регистрационный номер!) в папке Мои документы. Создайте в текстовом процессоре Microsoft Word документ и сохраните его (до начала работы) под именем Сборник рецептов ХХХ.
Исходные материалы для работы находятся в папке Оператор_ПК:
Файл с рецептами - Приложение1;
Картинки к рецептам - (взяты с Интернета).
Задание: Создать "Сборник кулинарных рецептов", содержащий рецепты 2-3-х выбранных вами блюд и сравнительную таблицу меры и веса некоторых продуктов. При оформлении документа используйте следующие параметры форматирования:
1. Параметры страницы: А5, все поля по 1,5 см, ориентация - книжная.
Титульная страница сборника рецептов: должна иметь:
- фигурную рамку, название "Сборник рецептов" - фигурный текст
- логотип: можно использовать рисунок поваренка (Рисунок6), любые рисунки из коллекции ClipArt, автофигуры и фигурный текст для слогана, направленного по контуру. Все объекты должны быть сгруппированы
- коллаж из нескольких наиболее интересных рецептов
- внизу листа по центру: ваш регистрационный номер, название конкурса, район, год.
Странички с рецептами (2-3): на отдельной странице - один рецепт:
Название рецепта - обычный цветной текст, размер 14-16 пт;
Фотография блюда - вставьте из папки Картинки соответствующую рецепту, добавьте к рисунку обрамление подходящего цвета, если нужно, измените размер рисунка;
Текст рецепта выберите из тестового файла Приложение1.doc.
Расположите текст рецепта в две колонки, список
необходимых продуктов оформите маркированным
списком (курсивное начертание). Текст рецепта - 10
пт, начертание - обычное.
Внимание! Текст взят из Интернета, поэтому
при форматировании советуем включить
отображение "Непечатаемых символов".
Для единого оформления рецептов используйте копирование формата: для названия блюда, для списка продуктов, для текста рецепта.
Добавьте на свободное место в одну из колонок странички рецепта свой логотип с полезным советом (совет придумайте сами или возьмите из рецептов). Текст - 8 пт, курсив.
Можно добавить на страницу фон.
Страничка может выглядеть, например, как на рисунке ниже, а, возможно и как-то иначе.
4. На отдельной странице создайте таблицу сравнения меры и веса. Данные для таблицы возьмите из файла Таблица.doc. Используйте преобразование текста в таблицу. Шапка таблицы приведена ниже.
Продукты | В граммах | |||
Стакан (250см3) | Столовая ложка | Чайная ложка | 1 шт. | |
Мука и крупа | ||||
Мука пшеничная | 160 | 25 | 10 |
5. Пронумеруйте страницы. Добавьте в нижний колонтитул название данного файла.
6. Создайте автоматическое оглавление и разместите его на второй странице (следующей за титульным листом).
Вариант готовой работы в Word можно посмотреть в файле Приложение2.
Задание 2. Работа в Excel.
Задача: Олимпиада по программированию оценивается по сумме очков, полученных за каждую из трех задач, плюс 0,1 от набранной суммы для учащихся классов младше 10-го. В олимпиаде принимало участие 12 человек: 4 из 8-го класса, 3 - из 9-го, 3 - из 10-го и 2 - из 11-го. Первое задание оценивалось максимум в 10 баллов. Второе - в 8, а третье - в 12. Набравшие больше 27 баллов получают диплом 1-й степени, больше 25 - 2-й степени, больше 23 - третьей степени. (Формулировка задачи взята из книги И. К. Сафронова "Задачник-практикум по информатике", Санкт-Петербург: "БХВ-Петербург", 2002 г.)
Практическое задание:
1. Создайте таблицу участников и их результатов. Определите дипломы участников.
2. Постройте две диаграммы: одну - по сумме набранных очков для всех участников олимпиады, вторую - для получивших диплом 1-ой степени. На диаграмме должны быть следующие параметры: название диаграммы, фамилии участников, значения суммарных баллов.
Пример таблицы:
№ | Фамилия, Имя участника |
Класс | Задача 1 | Задача 2 | Задача 3 | Сумма баллов | Диплом |
10 | 8 | 12 | |||||
Иванов Петя | 8 | 6 | 8 | 9 | 26 | 2 степени | |
Сидоров Иван | 8 | 1 | 2 | 9 | 13 | ||
Егоров Миша | 8 | 9 | 8 | 11 | 31 | 1 степени | |
Петров Игорь | 8 | 8 | 6 | 12 | 29 | 1 степени | |
Михайлов Яков | 9 | 10 | 5 | 12 | 30 | 1 степени | |
Орлов Егор | 9 | 9 | 3 | 1 | 14 | ||
Костин Саша | 9 | 6 | 7 | 6 | 21 | ||
Пашин Дима | 10 | 8 | 7 | 6 | 21 | ||
Панкратов Рома | 11 | 10 | 6 | 9 | 25 | 3 степени |
Примечания:
Фамилии участников и баллы за каждую задачу можете придумать свои.
Значения в столбцах "Сумма баллов" и "Диплом" являются результатом вычислений по формулам. Для определения степени диплома используйте условную функцию и условие задачи.
Тест (Приложение3 - exe-файл, скомпилированный в тестовой оболочке KTC Net2)
1. Какое количество информации получит второй игрок в игре "Угадай число" при оптимальной стратегии, если первый игрок загадал число от 1 до 128?
- 5 бит
- 7 бит (правильный ответ)
- 9 бит
- 3 бита
2. Укажите информационный объем (в байтах) растрового изображения размером 10х10 пикселей, если известно, что в изображении используется палитра из 256 цветов.
- 100 бит
- 100 байт (правильный ответ)
- 800 бит
- 800 байт
3. Считая, что каждый символ кодируется двумя байтами, оцените информационный объем следующего предложения в кодировке Unicode: "Я - опытный оператор ПК!" (Кавычки не считать)
- 256 бит
- 24 байта
- 480 бит
- 384 бита (правильный ответ)
4. Доступ к файлу http.txt, находящемуся на сервере www.net осуществляется по протоколу ftp. В таблице фрагменты адреса файла закодированы буквами от А до Ж. Запишите последовательность этих цифр, кодирующую адрес указанного файла.
А | :// | Д | .txt | АБВГДЕЖ ВАЖГЕБД (правильный ответ) БАВЖГЕД ЖАВГЕБГ |
|
Б | http | Е | / | ||
В | ftp | Ж | www | ||
Г | .net |
5. В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5. Каково было полное имя этого файла до перемещения?
- Е:\Физика\Задачник\Задача5
- Е:\Физика\Задача5
- Е:\Класс9\Задачник\Задача5
- Е:\Класс9\Физика\Задача5 (правильный ответ)
6. Выберите имя файла, удовлетворяющее шаблону ????1.ехе.
- pole.exe
- filel.doc
- file1.exe (правильный ответ)
- proba1.exe
7. Продолжите фразу: "Объект, созданный в приложении, называется..."
- Задачей
- Приложением
- Документом (правильный ответ)
- Папкой
8. При работе с электронной таблицей в ячейке A1 записана формула = D1-$D$2. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку A1 скопируют в ячейку B1?
- = E1-$E$2
- = E1-$D$2 (правильный ответ)
- = E2-$D$2
- = D1-$E$2
9. Файл "Записка.txt" был изменен в программе "Блокнот". Затем окно пытались закрыть. К чему приведет нажатие на кнопку "Отмена"?
|
10.Что такое "Буфер обмена"?
- Специальная папка для синхронизации данных настольного компьютера с переносным компьютером
- Специальная сетевая папка для обмена информацией между компьютерами Рабочей группы
- Область оперативной памяти для временного хранения информации (правильный ответ)
- Стандартная программа Windows для обмена сообщениями электронной почты
11. Какими способами можно поместить выделенный файл в "Буфер обмена"? (Укажите все правильные ответы)
- Выбрать команду "Копировать" контекстного меню объекта (правильный ответ)
- Нажать комбинацию клавиш CTRL+C (правильный ответ)
- Нажать комбинацию клавиш CTRL+V
- Выбрать меню "Правка - Копировать" (правильный ответ)
- Нажать клавишу F5
12. Как называется данная область окна?
|
13. Вы перетащили значок файла левой кнопкой мыши из одной папки в другую в пределах диска C:. Какое действие произвелось?
- Копирование файла
- Перемещение файла (правильный ответ)
- Переименование файла
- Создание ярлыка
- Никакого
14. Как выделить в списке подряд идущие файлы? (Указать все правильные ответы)
- Щелкнуть по первому файлу, затем, удерживая Shift, щелкнуть по последнему файлу (правильный ответ)
- Щелкнуть по первому файлу, затем, удерживая Ctrl, щелкнуть по последнему файлу
- Щелкнуть по первому файлу, удерживая Shift, нажимать стрелку вниз на клавиатуре (правильный ответ)
- Щелкнуть правой кнопкой мыши по первому файлу, выбрать команду "Выделить", затем щелкнуть левой кнопкой по последнему файлу
15. Заключить выделяемые файлы в прямоугольник левой кнопкой мыши (правильный ответ)
- Выберите правильные утверждения. (Указать все правильные ответы)
- Команда "Файл - Сохранить" всегда сохраняет файл в папку "Мои документы"
- Команда "Файл - Сохранить" при повторном сохранении не запрашивает имя файла (правильный ответ)
- Команда "Файл - Сохранить как" всегда позволяет ввести другое имя файла (правильный ответ)
- Команда "Файл - Сохранить как" не позволяет изменить имя файла
- Команда "Файл - Сохранить как" не позволяет изменить папку при сохранении файла
16. Каким образом можно закрыть окно с сохранением всех изменений (Выберите все правильные ответы)?
- Нажать кнопку "Закрыть" (1)
- Нажать кнопку "OK" (2) (правильный ответ)
- Нажать кнопку "Применить" (3)
- Нажать кнопку "Применить" (3), затем "Закрыть" (1) (правильный ответ)
17. Каким файлом обычно является файл с расширением .exe?
- Текстовым
- Графическим
- Архивным
- Исполняемым
18. Минимальным объектом, используемым в двумерном растровом графическом редакторе, является
- Палитра цветов
- Пиксель (правильный ответ)
- Тексел
- Объект (отрезок, круг, и др.)
19. Какое сочетание клавиш в Microsoft Word позволяет начать печатать текст с новой страницы?
- Ctrl+Enter (правильный ответ)
- Ctrl+Shift
- Enter
- Page Down
20. Световое табло состоит из лампочек, каждая из которых может находиться в двух состояниях ("включено" или "выключено"). Какое наименьшее количество лампочек должно находиться на табло, чтобы с его помощью можно было передать 100 различных сигналов?
- 6
- 7 (правильный ответ)
- 100
- 50
Критерии оценки задания 1. Работа в Word
Максимальный балл | 45 |
Параметры страницы: Размер - А5, Поля - 1,5 см, Ориентация - книжная | 1 |
Титульная страница: Рамка-1, коллаж - 2, надпись -1, подпись_номер - 1 | 5 |
Логотип: группировка -1, текст по контуру-2, автофигура с заливкой - 2, доп- редактирование рисунков - 1 | 6 |
Страницы с рецептами | 20 |
Название (цвет, размер не< 14 пт)-1, Использование стиля -заголовок -2 | 3 |
Фото (соответствие рецепту, обтекание текстом-1, обрамление-1, размер) | 3 |
Текст (2 колонки, маркированный список продуктов, размер - 10пт, начертание: курсив) по 2 б +1 разрыв-новая колонка | 7 |
Полезные советы: текст - 8 пт в автофигуре с заливкой (2), обтекание, группировка с логотипом (2) | 4 |
Оформление страницы - общее впечатление, композиция, оригинальность | 3 |
Нумерация страниц | 1 |
Оглавление: Автоматическое - 3, собственное - 1, доп. Оформление - 1 | 4 |
Колонтитул (нижний, имя файла, нет на 1-й странице) | 3 |
Таблица - шапка: объединение ячеек, направление текста, шрифт (3), ширина столбцов -1, заполненность -1 | 5 |
Критерии оценки задания 2. Работа в Excel
Максимальный балл | 35 |
Форматирование таблицы: (шрифтовое оформление шапки таблицы, выравнивание по высоте, объединение ячеек) | 3 |
Функция суммирования с учетом класса участника | 3 |
Функция ЕСЛИ для диплома | 15 |
Диаграмма 1 - все участники (есть название диаграммы, подписи данных, подписи по оси Х - фамилии) | 4 |
Диаграмма 2 - дипломанты 1-й степени (есть название диаграммы, подписи данных, подписи по оси Х - фамилии) | 10 |
Оценивание работы:
- Тест 20 баллов (по 1 баллу за каждый вопрос)
- Word 45 баллов (максимум)
- Excel 35 баллов (максимум)
- Всего - 100 баллов (максимум за всю работу).