Тип урока: урок закрепления знаний, умений, навыков.
Цель: Коррекция недостатков письма и чтения, обусловленных недоразвитием фонематического восприятия (проявляющегося в ошибках обозначения мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака).
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Уточнить представления детей о мягком знаке.
2. Закреплять умение обозначать мягкость согласных на письме с помощью мягкого знака в середине и конце слов.
Коррекционно-развивающие:
1. Коррекция речевых нарушений
1.1. Развитие фонематического восприятия через различение твёрдых и мягких фонем.
1.2. Развитие навыков звукобуквенного и слогового анализа.
1.3. Развитие навыков словообразования и словоизменения.
1.4. Уточнение и активизация имеющегося у детей словарного запаса по теме "Месяцы года"
1.5. Закрепление понятий "звук - буква", "словосочетание - предложение".
1.6. Формирование учебного высказывания.
1.7. Развитие языкового чутья, наблюдений за языковыми явлениями.
1.8. Совершенствование навыка чтения.
1.9. Актуализация знаний по русскому языку.
1.10. Развитие связной речи.
2. Развитие познавательных процессов
2.1. Развитие слухового и зрительного восприятия.
2.2. Развитие внимания (произвольного, непроизвольного)
2.3. Развитие памяти (словесной)
2.4. Развитие мышления через развитие навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения.
2.5. Развитие временных представлений.
2.6. Развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля.
3. Воспитательные:
3.1. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку.
3.2. Воспитывать умения слушать, не перебивая, учителя - логопеда и товарищей.
Оборудование:
Картины по временам года, индивидуальные карточки с названиями месяцев, карточки с зашифрованными словосочетаниями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
- Сядет тот, кто правильно назовёт месяц
- Первый месяц года (январь)
- Месяц перед маем (апрель)
- Месяц после мая (июнь)
- Самый короткий месяц (февраль)
- Год кончает, зиму начинает (декабрь)
- Середина лета (июль)
2. Этап постановки цели. Актуализация знаний. Теоретическое обоснование данного умения.
- Что общего в звучании названий этих месяцев? (В конце названий месяцев слышится мягкий согласный звук)
- Какую букву будете писать в конце каждого названия месяца? (Букву Ь)
- Почему? (Так как она обозначает мягкость согласного звука)
Запись темы занятия в тетрадях
- Чем сегодня будем заниматься на занятии? (Обозначать мягкость согласных при помощи буквы Ь)
- Откройте тетради, запишите число и тему занятия.
3. Этап закрепления знаний, умений и навыков. Тренировочные упражнения.
Работа со словами
Детям раздаются индивидуальные карточки
- Ребята, посмотрите на карточки. Прочитайте. Что это? (Названия месяцев). Вспомните, какие месяцы не назывались в начале занятия? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Все ли месяцы здесь написаны? Почему? (Нет марта, мая, августа, так как их написание не заканчиваются на Ь)
- Запишите названия месяцев по порядку в столбик. С какого месяца начнёте? (С января, так как это начало года). Обратите внимание на правильное написание названий месяцев.
- Январь
- Февраль
- Апрель
- Июнь
- Июль
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
- Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук. Напишите над словами количество букв и звуков.
- Одинаковое ли количество звуков и букв в словах? (Нет, да)
- Назовите месяцы, в которых количество звуков и букв разное. (Февраль, апрель, сентябрь, октябрь). Почему? (Мягкий знак не обозначает звука)
Назовите месяцы, в которых количество звуков и букв одинаковое? (Январь, июнь, июль, ноябрь). Почему? (гласные второго ряда в начале слова и после гласной обозначают два звука).
Образование прилагательных от данных существительных
- Давайте запишем, как будет называться день в январе? (Январский). А в феврале? (февральский) и т.д. Дети по - аналогии образуют прилагательные.
- Январь - январский
- Февраль - февральский
- Апрель - апрельский
- Июнь - июньский
- Июль - июльский
- Сентябрь - сентябрьский
- Октябрь - октябрьский
- Ноябрь - ноябрьский
- Декабрь - декабрьский
- Запишите эти слова во второй столбик.
- Что вы заметили? (Эти слова родственные. У них общий корень. К каждому слову добавилась частичка - ский и мягкий знак стал писаться в середине слова)
- Почему в слове "январский" вы не написали букву Ь? (Потому что в этом слове звук "Р" слышится твёрдо)
- Выделите корень слов.
- Подчеркните в словах второго столбика букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук.
- Разделите слова на слоги: фев - раль - ский, ап - рель - ский, и - юнь - ский,
и - юль - ский, сен - тябрь - ский, ок - тябрь - ский, но - ябрь - ский
- Что заметили? (Во всех словах три слога, буква Ь везде во втором слоге, буква Ь остаётся всегда с предыдущей буквой)
Закрепление правила: При делении на слоги и переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ней буквы.
4. Физкультминутка.
Работа со словосочетанием
На доске записаны сочетания цифры и слова: 2 метель, 4 капель, 6 полдень, 7 ливень, 9 день, 10 дождь, 11 слякоть, 12 оттепель.
- Вам нужно расшифровать словосочетания. Цифра указывает порядковый номер месяца в году.
(Февраль - метель). Это словосочетание? (Нет, слова не связаны по смыслу). Измените первое слово так, чтобы получилось словосочетание.
- Февральская метель
- Апрельская капель
- Июньский полдень
- Июльский ливень
- Сентябрьский день
- Октябрьский дождь
- Ноябрьская слякоть
- Декабрьская оттепель
Выборочная запись словосочетаний
- Запишите только зимние словосочетания, только осенние словосочетания, только весенние и летние словосочетания.
- Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук.
Работа с предложением.
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна). Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май).
В названии какого месяца пишется Ь? (Апрель). А как март и май называли в народе? (Протальник и цветень). А почему мы вспомнили эти названия? (В написании есть Ь)
На доске выставлены слова "протальник, апрель, цветень"
- Давайте запишем пословицу про весну, заменяя сегодняшние названия месяцев без мягкого знака народными. Что должны вспомнить при написании предложения? (Пишется с заглавной буквы, в конце ставится точка)
Запись поговорки на слух с заменой слов.
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
(Протальник с водой, апрель с травой, цветень с цветами)
- Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук. Назовите слова, где Ь в середине, слова, где Ь в конце.
Работа с деформированным текстом.
Сосулки, как носы у цапел.
И тают, словно карамел.
Я слышу звон апрелских капел -
Поёт весенняя капелл.
- Ребята, прочитайте стихотворение. В каких словах пропущен Ь? (Сосульки, цапель, карамель, апрельских, капель, капель)
- Спишите стихотворение, вставляя Ь.
- Подчеркните букву Ь, обозначьте мягкий согласный звук. Назовите слова, где Ь в середине, слова, где Ь в конце.
5. Итог занятия.
- Что делали на занятии? (Обозначали на письме мягкий согласный звук буквой Ь)
- Какие знания и умения закрепили? (Обозначали мягкость согласного звука буквой Ь в середине и конце слов, вспомнили правило деления на слоги слов с Ь, образовывали родственные слова от названий месяцев, вспомнили народные названия месяцев, исправляли ошибки в стихотворении)
- Достигли ли мы цели? (Да)
- Какие задания понравились? (Ответы детей)
- Оцените свою работу на занятии. На какой ступеньке вы сегодня были?
- Оценка деятельности детей учителем - логопедом.