Класс: 10.
Тема: Задачи на построение сечений.
Тип урока: введение и закрепление нового материала (с применением ИКТ).
Цель: знакомство с алгоритмом построения сечений в тетраэдре и параллелепипеде.
Задачи урока:
- Образовательные: выработать навыки решения задач на построение сечений тетраэдра и параллелепипеда.
- Развивающие: развить внимание, пространственное воображение, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
- Воспитательные: формировать этические нормы поведения, развивать работоспособность.
Используемые технологии: развивающие технологии, информационно-коммуникативные технологии.
Оборудование: компьютер учителя, ноутбуки (для работы парами), проектор, интерактивная доска, учебник "Геометрия 10-11".
Замечание: к этому уроку учителем был сделан ролик в программе 3ds max и записан на компьютере учителя и в ноутбуках учеников.
Структура урока.
- Организационный момент (2 мин.).
- Повторение пройденного материала (3 мин.).
- Создание проблемной ситуации (5 мин.).
- Объяснение нового материала при помощи пошаговой методики (7 мин.).
- Работа по группам (12 мин.).
- Закрепление нового материала (10 мин.)
- Домашнее задание. 1 мин.
- Подведение итогов урока. 2 мин.
Ход урока
- Организационный момент.
- Повторение пройденного материала (вопросы и задания предлагаются в виде презентации).
Проверка готовности к уроку. Включение в деятельность.
- Какое минимальное число точек определяет: а) прямую; б) плоскость? (а-2, б-3).
- Сколько плоскостей проходит через три точки? Ответ обоснуйте. (Бесконечно много, если точки принадлежат одной прямой. Одна, если точки не принадлежат одной прямой).
- В плоскости даны три точки А, В и С, не принадлежащие одной прямой. Что можно сказать о расположении сторон треугольника ABC относительно плоскости ?
- Как расположены плоскости на рисунке?
- Сколько плоскостей можно провести через одну прямую? (Бесконечно много).
- Верно ли, что любые две точки всегда принадлежат одной прямой? Можно ли то же самое сказать о трех точках? (Да. Нет). Почему вы так думаете?
III. Создание проблемной ситуации.
IV. Изучение нового материала.
Используя текст учебника, ввести понятие секущей плоскости тетраэдра (параллелепипеда). Просматривается видеофильм задача 1 (видеофильм создан в программе 3ds max учителем). В нужный момент нажимается пауза. Таким образом, задача разбивается на шаги.
Задача 1
На ребрах AB, BD и CD тетраэдра ABCD отмечены точки M, N и P (рис. 1). Построить сечение тетраэдра плоскостью MNP.
Рис. 1, 2, 3
Решение
1 шаг:
Точка М является общей точкой плоскостей MNP и АВС, так как принадлежит каждой из плоскостей.
2 шаг:
Плоскости MNP и АВС пересекаются по прямой (третья аксиома стереометрии).
3 шаг:
Продолжим отрезки NР и ВС до их пересечения в точке Е (рис. 2), которая и будет второй общей точкой плоскостей MNP и АВС.
4 шаг:
Построим прямую МЕ, по которой и будут пересекаться плоскости MNP и АВС.
5 шаг:
Прямая МЕ пересекает ребро АС в не которой точке Q (рис.4).
6 шаг:
Четырехугольник MNPQ - искомое сечение (рис. 5).
Рис. 4, 5
V. Работа по группам.
Ученики разбиваются на группы, каждой из которых предлагается проанализировать решение конкретной задачи в учебнике, разбить ее на пошаговые действия, выделить их в видеоролике как отдельные этапы в построении сечений.
Обсуждается решение задач.
VI. Закрепление нового материала.
Задание№1.
Учитель: "Найдите ошибку. Ответ обоснуйте". (фронтальный опрос)
Задание№2. Постройте изображение тетраэдра. Отметьте произвольно точки M, N и K на ребрах многогранника. Постройте сечение многогранника плоскостью (MNK).
Задание выполняется учениками индивидуально, затем рассматриваются несколько работ учеников.
Задание№3. Постройте изображение: 1 ряд - треугольной призмы, 2 ряд - четырехугольной пирамиды, 3 ряд - четырехугольной призмы. Отметьте произвольно точки M, N и K на ребрах многогранника. Постройте сечение многогранника плоскостью (MNK).
Задания выполняются сначала индивидуально, затем рассматриваем работы учеников с последующим комментарием.
VII. Домашнее задание (объяснение ведется по слайду презентации; ученикам раздается раздаточный материал).
3. Задание для инициативных групп: подготовить презентацию с использованием анимации к 1 и 2 задачам.
VIII. Подведение итогов.
Что нового мы узнали сегодня?
Что означает алгоритм построения?
Что дает нам использование пошаговой методики?