Отработка навыков произношения шипящих звуков на уроках по фонетике в 5-х классах

Разделы: Русский язык


Задумывались ли вы над тем, что такое язык? В ответ хочется привести в пример историю, произошедшую с баснописцем Древней Греции Эзопом. Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: "Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. При помощи языка строятся города, развивается культура народа. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка". Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.

В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел самое худшее. Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: "Ты велел мне сыскать самое худшее, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!" Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа. [1].

Так как же научить детей словам любви, взаимопонимания, дружбы, мира? Как донести понятие, что родной язык - основа духовной культуры, волшебное орудие, посредством которого осуществляется связь времен, связь поколений? Немалую роль в этом играют уроки русского языка. Не секрет, что в большинстве своем, дети не любят этот предмет, и школы, где бы учащиеся "болели" русским языком, встречаются не так часто. На это утверждение, хотелось бы привести известные слова Л.Н.Толстого: "Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики тебя полюбят и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то, сколько бы ты не заставлял учить ее, наука не произведет воспитательного влияния".

Урок - основная форма учебно-воспитательной работы. Урок русского языка имеет свою специфику в организации и проведении. Он ставит перед собой важнейшие цели:

-привить любовь к великому русскому языку;

- повысить общую языковую культуру;

- развить коммуникативные способности ребенка;

- научить "орфографической зоркости";

- развивать интерес к языку как учебному предмету;

Достичь этих целей сложно по разным причинам, в первую очередь потому, что произошли значительные изменения в системе русского языка на многих уровнях:

1.Фонетическом. Современное русское произношение характеризуется сближением русской устной и письменной речи, усилением буквального графического произношения, а также русификацией слов иноязычного произношения.

2. Орфоэпическом. Имеет место стремление к ритмическому равновесию слова (смещение ударения к центру слова).

3. Лексическом. Наименование вернувшихся в жизнь реалий; слова, получившие семантические приращения, что явилось следствием их общественной значимости, и др.

4.Синтаксическом. Предикативное усложненность предложения, явление контаминации в составе предложений.

Говоря о богатстве русского языка, не следует забывать и о красоте и благозвучии речи, которые связаны, например, с чередованием звонких и глухих согласных. Очень активны и гласные в нашей речи: хотя их всего шесть, они постоянно сопутствуют согласным, не запуская обычно их большого стечение. Как правило, раздел "Фонетика" начинаю с беседы о строении речевого аппарата, образовании звуков с использованием наглядных пособий (рисунки, макеты, таблицы). Из рассказа ученики узнают, что речевого аппарата как специального органа у человека нет от природы, есть органы для приема пищи (рот), обоняния (нос), дыхания, легкие, дыхательное горло, ребята знают, что эти органы есть также и у животных, но животные не обладают даром речи. Человек же, начавший трудиться в коллективе, постепенно приспособив эти органы для речи, чтобы иметь возможность общаться друг с другом. Таким образом, язык связан с обществом с самого его возникновения.

При объяснении термина "Фонетика" учителю необходимо подчеркнуть: фонетика - наука о звуках и сочетаниях звуков в связной речи. Много разных звуков сопровождает нас в жизни, но в фонетике изучаются звуки речи, употребляемые в языке, а не звуки, издаваемые животными или какими-нибудь предметами. Преподавание фонетики, как и любого, раздела языка, рекомендуется начинать с выяснения вопроса о важности и необходимости ее изучения для практической деятельности учащихся. Здесь уместно прочитать классу отрывок из книги Станиславского К.С. "Работа актера над собой": "Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА, согласная С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость. Гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие, Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцами вместо носа:"[2]. Пробелы в знаниях и навыках по фонетике объясняются и такими причинами:

  • Недооценкой изучения фонетики в школе;
  • Прием сопоставления звуков и букв применяется не на должном уровне; отсюда воспитание слуха учащихся нуждается в совершенствовании;
  • Количество упражнений, посвященной фонетической системе, выполняется в недостаточном объеме;
  • Мало используется занимательных, игровых моментов.
  • Для повышения интереса к фонетике нужно реализовать следующие задачи:
  • Полнее показать богатство фонетических средств русского языка
  • Особое внимание уделять смыслоразличительной роли звуков в речи
  • Путем разнообразных упражнений выработать прочные навыки правильного произношения звуков и их сочетаний в словах.
  • Развивать устную речь учащихся.

Очень важно, чтобы дети на уроках фонетики в работе над материалом твердо уяснили себе: неясное, нечеткое произношение звуков речи может привести к нарушению смысла слова или искажению целого высказывания. Четкая артикуляция, т.е. энергичные движения органов речи в соответствии с произносимыми звуками, является непременным условием хорошей (внятной) дикции. При изучении фонетики я использую такие приемы обучения:

Прием установочного чтения и слушания текста:

Учитель должен дать образец чтения. Здесь предлагается такая последовательность действий:

1.Ученики знакомятся с особенностью произношения конкретного звука (вначале изолированно, потом в разных положениях в слове и потоке речи).

2. Знакомство с работой активных и пассивных органов речи при образовании изучаемого звука.

3.Образцовое чтение учителем текста (стихи, проза:), в котором представлен интересующий звук.

4. Подготовка учениками (на уроке или дома) данного текста к чтению с соблюдением правильного произношения звука.

5. Чтение его в классе под контролем учителя и учащихся.

Прием предварительного разучивания текста.

Его суть состоит в том, что учитель заранее, не на уроке, с одним или двумя учениками, имеющими речевые недочеты в произношении определенного звука, анализирует текст, с часто встречающимся этим звуком, помогает правильно его произвести. Затем на уроке русского языка учитель, анализируя текст со всем классом, главный упор делает на предварительно подготовленных им учеников.

Прием чтения слов с рисунка.

Учитель показывает рисунок с изображением предмета, в названии которого содержится звук, требующий отработки. Сначала это слово произносится индивидуально, а затем - хором. Если возникает необходимость, слово записывается на доске, а отдельный звук передается в транскрипции (ж) ук и т.д. Для тренировки в произношении некоторых звуков можно использовать книжки-мальшки, содержащие небольшой текст и иллюстрации к нему.

Анализ выразительных средств языка.

Этот прием дает возможность на материале произведений художественной литературы показать благозвучие русской речи, ее музыкальность, плавность. Учащиеся хорошо запоминают короткие стихотворения, любят загадки, скороговорки, пословицы, считалки. Для проведения этой работы можно использовать прием подчеркнутой артикуляции:

1)Учитель голосом выделяет изучаемый звук, его сочетания с другими звуками в лове ученики сначала по одному, затем хором повторяют, например: (ш), ша, ше, шу, шо, ши, шар, шум.

2)Учитель произносит (читает загадки), а ученики правильно произносят отгадки, в которых заключен материал для работы над произношением определенного звука. Например: без т(р)уда не вынешь (р)ыбку из п(р)уда.

Выработке отчетливого произношения способствуют упражнения на скороговорках. Скороговорки - хороший дикционный тренировочный материал. Зачастую это несложный, наивный по содержанию текст, насыщенный трудными звукосочетаниями. Работа с ними требует соблюдения ряда правил:

  • Скороговорку сначала надо внимательно прочитать про себя, разобраться в ее содержании.
  • Затем произнести беззвучно с четкой артикуляцией.
  • Потом произнести медленно шепотом.
  • Затем тихо и медленно.
  • Громко и быстро.

Во избежание механического заучивания скороговорок произношение их необходимо подчинять определенным задачам. При этом следует ответить на вопросы: Кто я? Кому говорю? С какой целью?

Работа над скороговоркой трудна, но необходима. Начинать работу над ней можно со стихов, посвященных звукам русской и родной речи. А ведь это - один из путей привития интереса к фонетике. Например: стихотворение Моисея Баинова:

Речь русская
В своем величье,
Как Волга,
Мне открылась вдруг.
В ней все - и гром,
И щебет птичий,
И тихий плеск речных излук.
Черемуховые соцветья
Согласных,
Гласных серебро:
И жизнь, и слава
И бессмертье,
И боль,
И счастье:
И добро.

Несколько упражнений над шипящими звуками. Звуки (ш),(ж),(ч) называют шипящими по производимому ими акустическому впечатлению. На месте буквы Щ в русском языке в соответствии с нормой произносится двойной мягкий звук ШЬ ШЬ. Вместо этого звука дети произносят звуки (С),(ч): (с)ука, (с)ашлык, (ч)етка,. С целью выработки правильного произношения шипящих звуков учащиеся под руководством учителя должны выполнить целую систему тренировочных упражнений. Время от времени возвращаясь к ним вновь и вновь.

Упражнение 1

Послушайте стихотворения. Следите за произношением звуков (ш), (ч), (с), (ц). Выделите слова, содержащие этот звук, произнесите их. Выучите то, которое вам больше понравилось.

1.

Солнце глянуло сквозь
Щелку,
Свесив огненную (щ)(ч)
Челку.
В ванну я залез,
И кафель
Весь покрылся
Градом капель (ф),(п)
- Эй, баран, подай
Овса!-
Просит белая
Овца (с),(ц)
Я.Козловский

2.

Скажите потише:
"Шесть мышат,"-
И сразу мыши
Зашуршат.
А.Барто

3.

Мышонку шепчет мышь:
- Ты что не спишь,
Шуршишь?
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
А.Страйло

Упражнение 2

Прочитайте скороговорки (пословицы) сначала медленно и про себя, затем постепенно убыстряйте темп. Следите за произношением твердого звука (ш).

  • Не суйся в воду, не узнавши броду.
  • Дальше положишь, поближе возьмешь.
  • Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Упражнение 3

Составьте небольшой рассказ на тему "Утро в лесу", употребите некоторые из приведенных слов: щавель, щебет, щегленок, щедро, щелкать, щенок, щипнуть, щука.

Звук (Ч). В русском языке звук (Ч) всегда мягкий. (Ч) мягкий произносится на месте сочетаний ТЧ и ДЧ: летчик, вертолетчик, ветчина, подчеркнуть.

Упражнение 1. Составьте устный рассказ на тему "В лесу", по возможности используя в нем некоторые из приведенных ниже слов: черемуха черника, чирикать, черпать, чабрец, чаровать, человек, чистый.

Упражнение 2. Прочитайте предложения. Подчеркнутые сочетания произнесите как (Ч*).

  • Летчик делал отчаянные виражи.
  • Докладчик на вопросы давал доходчивые ответы.
  • Учительница попросила подчеркнуть первую букву в словах.

Упражнение 3. Прочитайте загадки. Отгадайте их. Следите за правильным произношением шипящих звуков и (Ц). В каких словах содержится мягкий звук (Ч)?

Рыльца пятачком - хвостики крючком. (Поросята).

Стоит под кусточком,
Невелик росточком,
А на нем шапка
велика, как охапка. (Гриб).

Что это у Галочки:
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке? (Удочка).

Звук (Ц). В русском языке звук (Ц) всегда твердый. При его произнесении, как и при произнесении звуков (С) и (З), создается слуховое впечатлением - своеобразный свист. При образовании указанных звуков воздух проходит сквозь щели между зубов. Следует помнить, что сочетание ТС произносится как (Ц): советский - совет(ц)кий, купаться - купа(ц)а и под.

Упражнение 1. Составьте небольшой рассказ на тему "На болоте", употребляя по возможности данные слова: цапля, цветы, ценный, царство, целебный, цепкий, цепочка.

Упражнение 2. Прочитайте стихи. Следите за правильным произношением твердого звука (Ц).

Цапля, стоя на крыльце,
Объясняет букву Ц:
- Подойди, цыпленок Цып.
Повторяй-ка: цып-цып-цып.
Если выучишь урок,
Подарю тебе цветок.
Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал
И цифр знал немало.
Г.Сапгир
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал:
Где пишут ЦЫ, где ЦИ.

Жила-была умница,
Умница-разумница.
Про умницу-разумницу
Знала вся улица -
Петух да курица.

Лаконичность материала (короткие стихи, загадки, пословицы, поговорки), его музыкальность, насыщенность, частая повторяемость определенного звука - все это дает возможность использовать различные приемы на разных этапах урока, как с целью закрепления, так и с целью контроля за усвоением.

Звучащая речь является основной формой существование языка. Даже когда мы, читая. Не произносим текста вслух, каждое слово воспринимается в его звуковой оболочке. Особенно ярко мы представляем звучание поэтической речи. Поэтому форма звукового выражения мысли имеет значения не только для устной речи, но и письменной. Чем более совершенна фоника того или иного произведения, тем более естественным и внутренне необходимым кажется звуковое выражения мысли. Чтобы эта мысль была оформлена правильно и точно, необходимо серьезно относится и изучению фонетики в школе.

Литература

  1. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. -М : "Просвещение", 1988, - с.35.
  2. Станиславский К.С. Работа актера над собой. - Собр.соч. Цитата взята из работы А.Ф.Василенко. Фонетика? Это интересно. Абакан: 1987. С ссылкой на ч.II. м.1955 т.3.
  3. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М: "Айрис - пресс", 1997.
  4. Постникова И.И.. Подгаецкая И.М. Фонетика - это интересно - М.: "Просвещение"1992.
  5. Энциклопедический словарь юного филолога.- Сост.М.В.Панов. - М: Педагогика, 1984.