Цели урока:
- Научиться проектировать реальные узлы компьютера и моделировать их работу с помощью встроенных логических функций электронной таблицы Excel.
- Формирование у школьников представления о способах решения задач, используя аппарат математической логики.
- Формирование логической культуры школьника.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Мотивация.
- Проверка домашнего задания.
- Объяснение нового материала.
- Работа на компьютере.
Ход урока
I.
На предыдущих уроках мы с вами познакомились с основными элементами математической логики и узнали, что именно математическая логика лежит в основе работы схем и узлов компьютера.
Мы рассмотрели основные этапы синтеза логических схем и попытались спроектировать схему сравнения двух сигналов.
II.
Давайте вспомним эти основные этапы.
- На основании анализа функций, которые должны выполняться данным устройством, формируются логические условия его функционирования в виде соответствующей таблицы истинности.
- По построенной таблице истинности записывается выражение логической ДНФ или КНФ. (Приложение 1)
- Производится упрощение логической функции.
- По упрощенной логической формуле строится функциональная схема устройства.
К доске вызывается ученик для объяснения домашней задачи. Одновременно идет фронтальный опрос:
- Какие существуют основные логические операции? (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция).
- Что является результатом выполнения этих логических операций? (два значения – ИСТИНА и ЛОЖЬ)
- Что такое основные логические элементы или вентили? (инвертор, конъюнктор, дизъюнктор, т.е. элементы, с помощью которых реализуются основные логические операции и может быть реализована любая сложная логическая функция).
Проверка задания:
Дана логическая схема на 2 входа и на 1 выход. Была поставлена задача - сравнить сигналы, которые поступают на вход схемы – обозначим их переменными a и b.
На основании анализа действий, которые должны выполняться данным устройством, мы определили условия функционирования этой схемы. Необходимо выработать признак равенства или неравенства. В случае равенства – на выходе схемы должен появиться сигнал 1, в случае неравенства – 0. Все это мы оформили в виде таблицы истинности. Все этапы синтеза и саму схему мы выполнили в среде EXCEL. (Приложение 2)
a | b | f | |
0 | 0 | 1 | ⌐a&⌐b |
0 | 1 | 0 | |
1 | 0 | 0 | |
1 | 1 | 1 | a&b |
fднф= ⌐a&⌐bva&b
Теперь попробуем оживить схему. Для этого через схему нужно провести сигнал, т.е. сделать эту схему действующей. На входах схемы определим ячейки для ввода данных. В эти ячейки будем вводить значения переменных a и b, определенные таблицей истинности, а на выходе схемы определим ячейку для результата. Обозначим её f. В эту ячейку мы должны ввести формулу, вычисляющую значение функции.
Так как функция f – это логическое выражение, то для записи формулы используем стандартные логические функции, встроенные в EXCEL.
С некоторыми встроенными функциями мы с вами познакомились на прошлых уроках.
Опрос:
- Каковы правила записи встроенных функций?
- Что является аргументами этих функций? (числа, текст, логические значения, константы, формулы, ссылки на ячейки)
- Какие функции называются вложенными? (функция, которая является аргументом другой функции, называется вложенной)
В EXCEL имеются следующие логические функции: НЕ, И, ИЛИ, ЕСЛИ, ИСТИНА, ЛОЖЬ.
Рассмотрим некоторые из них. Функции И, ИЛИ, НЕ реализуют соответствующие логические операции. Записываются эти функции так:
НЕ(арг), И(арг1;арг2;…), ИЛИ(арг1;арг2;…)
Аргументами этих функций могут быть логические величины или адреса ячеек, содержащих логические величины.
Приведем примеры:
- И(1;0)=ЛОЖЬ
- в ячейке A2 хранится 1 и в ячейке A3 хранится 1. И(A2;A3)= ИСТИНА
- НЕ(1)=ЛОЖЬ
- ИЛИ (0;0)=ЛОЖЬ
- ИЛИ(A2;A3)=ИСТИНА
В качестве аргументов эти функции одинаково трактуют значения 1 и ИСТИНА, 0 и ЛОЖЬ, а в качестве значений выдают только значения ЛОЖЬ или ИСТИНА. Поэтому для перехода от значений ЛОЖЬ и ИСТИНА к привычным 0 и 1 используется функция ЕСЛИ.
Её формат:
ЕСЛИ (логич.выраж; арг1; арг2).
Значение этой функции принимает значение арг1, если логическое выражение – ИСТИНА и значение арг2, если значение выражения – ЛОЖЬ.
В нашем случае:
ЕСЛИ(логич.выраж.; 1; 0)
IV.
Вы знаете, что в любом алгебраическом и логическом выражении порядок действий регулируется скобками, и действия начинают выполняться с самой внутренней скобки. Давайте запишем наше логическое выражение и расставим скобки согласно приоритету логических операций. Каков их приоритет? (в первую очередь выполняется операция ¬a, ¬b, затем &, затем v).
F=(((¬a)&(¬b))v(a&b))
Теперь попробуем записать формулу, вычисляющую значение нашей функции f, используя функции И, ИЛИ, НЕ, согласно приоритету:
Функции НЕ(a), НЕ(b) – аргументы функции И
Функция И(НЕ(a); НЕ(b)) и И(a; b) – аргументы функции ИЛИ.
Записывать будем согласно приоритету
ИЛИ(И(НЕ(a); НЕ(b)); И(a; b))=ИСТИНА
Теперь, чтобы перевести значение записанного логического выражения от ИСТИНА и ЛОЖЬ к привычным 0 и 1 используем функцию ЕСЛИ:
ЕСЛИ(ИЛИ(И(НЕ(a); НЕ(b)); И(a; b))=ИСТИНА; 1; 0)
Введем полученную формулу в ячейку, которую мы определили для результата, используя строку формул или диалоговое окно Мастера функций.
Задание на практическую работу:
- Выбрать ячейки для ввода данных и результата и определить их адрес (a, b, f).
- Ввести формулу в ячейку результата.
- Проверить работу схемы. Для этого введите наборы данных, определенные таблицей истинности, в ячейки для данных и проверьте, что получится в ячейке на выходе схемы.
Список литературы:
- Моделирование и формализация в курсе информатики //О.К. Мясникова, ИНФО, 2003, № 12, 2004, № 1.
- Моделирование работы узлов компьютера с помощью Excel //О.Л. Гусева, ИНФО, 2001, № 3, 4.