Информационные технологии на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по пройденному материалу.
  • применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, максимально используя творческие способности учащихся, развивать историческое мышление, устную речь, логическое мышление.
  • воспитывать патриотические чувства; находчивость, умение работать в команде; чувство уважения к сопернику.

Методическая цель: Совершенствование интерактивных методов урока в форме игры.

Тип урока: Повторно-обобщающий.

Метод: Игра «Выбери тему».

Оборудование: карта ВОВ; мультимединая презентация; таблички с названием команд; звезды-награды; выставка рефератов, рисунков.

Организационный момент:

  1. Разбить класс на 3 команды.
  2. Оформление классной комнаты к игре.
  3. Подготовка задания.
  4. Выработка правил игры.

Ход урока

  1. Представление команд.

  2. Подготовка к осознанному восприятию.

    Эпиграф.
    Помните!
    Покуда сердца стучат – помните!
    Какой ценой завоевано счастье,
    Пожалуйста, помните!
    Р. Рождественский.

  3. Распределение обязанностей по игре: звукорежиссер, хранитель времени, жюри.

  4. Ознакомление с правилами игры.

  5. Основные соревнования.

  6. Рефлексия.

  7. Подведение итогов урока-игры.

Правила игры.

Игра состоит из нескольких тематических разделов, в каждом разделе шесть заданий. Команды по очереди самостоятельно будут выбирать задания. За каждый правильный ответ команда будет получать - звезду.

Если команда не знает ответа или неправильно отвечает, ответить может другая команда. На обсуждение вопроса дается одна минута. Та команда, которая не использует эту минуту, может сберечь её для обдумывания другого вопроса.

Большее количество набранных звезд принесет команде победу. И отличные оценки.

Игровое поле.

Выбери тему:

Установите соответствие (соотнесите даты с событиями) Военные операции
Музыка, живопись, литература, архитектура. Карты сражений
Курская битва Люди

Раздел 1. Установите соответствие.

Задание 1.

  1. 23 августа 1939 г.
  2. 5 июля 1943 г.
  3. 2 сентября 1945 г.
  4. 6 июня 1944 г.
  5. 7 августа 1943 г. 
  1. Капитуляция Японии, окончание 2-й мировой войны.
  2. Открытие Второго фронта в Европе.
  3. Подписание договора о ненападении.
  4. Начало Курской битвы.
  5. Освобождение п. Борисовка. 

Ответы: 1 – 3; 2 – 4; 3 – 1; 4 – 2; 5 – 5.

Задание 2.

  1. 1 сентября 1939 г.
  2. 22 июня 1941 г.
  3. 9 мая 1945 г.
  4. 19.11.1942 г. – 2.02.1943 г.
  5. 23 августа 1943 г.
  1. 2 период Сталинградской битвы.
  2. Освобождение г. Харькова
  3. Начало ВОВ.
  4. Начало II Мир. войны.
  5. День Победы.

Ответы: 1 – 4; 2 – 3; 3 – 5; 4 – 1; 5 – 2.

Задание 3.

  1. 30 июня 1941 г.
  2. 30.09 – 2.10.1941 г.
  3. 10 июля 1941г.
  4. 7 июля – 26 сентября 1941 г.
  5. 24 июня 1945 г.
  1. Начало Смоленского сражения.
  2. Образование ГКО.
  3. Начало битвы за Москву.
  4. Киевская стратегическая оборонительная операция.
  5. Парад Победы.

Ответ: 1 – 2; 2 – 3; 3 – 1; 4 – 4; 5 – 5.

Задание 4.

  1. 5 августа 1943 г.
  2. 16 апреля 1945 г.
  3. 8 мая 1945 г.
  4. 30.09 – 5.12.1941 г.
  5. 27 января 1944 г.
  1. Начало битвы за Берлин.
  2. Освобождение городов Орёл и Белгород.
  3. Московская оборонительная операция.
  4. Подписан акт о капитуляции Германии.
  5. Снятие блокады Ленинграда.

Ответ: 1 – 2; 2 – 1; 3 – 4; 4 – 3; 5 – 5.

Задание 5.

  1. 18 декабря 1940 г.
  2. 17.07 – 18.11.1942 г.
  3. 24 июня 1941 г.
  4. 23.06 – 29.08 1944 г.
  5. 6 ноября 1943 г.
  1. Утверждён план «Барбаросса».
  2. Образован Совет по эвакуации.
  3. I период Сталинградской битвы.
  4. Операция «Багратион» Белорусская наступательная операция.
  5. Освобождение Киева.

Ответ: 1 – 1; 2 – 3; 3 – 2; 4 – 4; 5 – 5.

Задание 6.

  1. 23 июня 1941 г.
  2. 6 декабря 1941 г.
  3. 5 – 23 июля1943 г.
  4. 12 июля 1943 г.
  5. 28.11 – 1.12 1943 г.
  1. Контрнаступление в битве за Москву.
  2. Курская оборонительная операция.
  3. Тегеранская конференция.
  4. Прохоровское танковое сражение.
  5. Создана Ставка Главного Командования ВС.

Ответ: 1 – 5; 2 – 1; 3 – 2; 4 – 4; 5 – 3.

Раздел 2. Военные операции

Задание. Каким событиям соответствуют кодовые названия операций?

1. Операция «Тайфун» 2. Операция «Цитадель»
3. Операция «Барбаросса» 4. Операция «Уран»
5. Операция «Багратион» 6. Операция «М. Кутузов»

Ответ:

  • Операция «Тайфун» – план наступления немцев на Москву.
  • Операция «Цитадель» – наступательная операция немцев на Курск.
  • Операция «Барбаросса» – план нападения на Советский Союз.
  • Операция «Уран» – контрнаступление в ходе Сталинградской битвы.
  • Операция «Багратион» – изгнание противника с территории Белоруссии.
  • Операция «М. Кутузов» – Орловская стратегическая наступательная операция.

Раздел 3. Музыка, живопись, архитектура, литература.

Задание 1. Прослушав музыкальное произведение, укажите его название, автора и композитора.

Ответ. «Священная война». Поэт В. Лебедев-Кумач; композитор А. Александров.

Задание 2. С каким событием в ходе ВОВ связано позвучавшее музыкальное произведение?

Ответ: «Блокада Ленинграда». 7-я симфония Д. Шостаковича.

Задание 3. Слова, какой известной песни родились из письма поэта-фронтовика А.А. Суркова к жене?

Ответ. Песня «В землянке».

Задание 4. Кто является автором знаменитого плаката – «Родина-Мать зовёт»?

Ответ. Тоидзе И.М.

Задание 5. Кто является автором знаменитого стихотворения – «Жди меня»?

Ответ. К. Симонов.

Задание 6. Какому событию посвящён этот архитектурный памятник?

Ответ. К 50-летию победы в ВОВ на месте Прохоровского танкового сражения (12 июня 1943 г.), был сооружён и открыт памятник Победы на Прохоровском поле – Звонница.

Раздел 4. Карты сражений.

Ответ.

1. План нападения Германии на СССР. 2. Сталинградская наступательная операция.
3. Разгром немцев под Москвой. 4. Белорусская наступательная операция.
5. Контрнаступление советских войск на Курской дуге. 6. Берлинская наступательная операция.

Раздел 5. Курская битва. (просмотр видеофильма)

Задание 1. Назовите значение Курской битвы.

Ответ. Закрепила окончательный переход стратегической инициативы в руки Советского командования.

Задание 2. Какая тактика была положена в основу Курской операции советских войск?

Ответ. Изматывание противника в оборонительных боях с последующим переходом в контрнаступление.

Задание 3. План наступательной операции немецко–фашистских войск получил кодовое наименование…? (Закончите фразу)

Ответ. «Цитадель».

Задание 4. Силами, каких фронтов проводилась в период с 5 по 23 июля Курская стратегически оборонительная операция?

Ответ. Войсками Центрального, Воронежского и Степного фронтов.

Задание 5. Когда и где произошло знаменитое танковое сражение, в чём его особенность?

Ответ. 12 июля в районе деревни Прохоровка. Применение обеими сторонами мощных танковых группировок, 1200 танков.

Задание 6. В честь освобождения, каких городов был дан первый салют в городе Москве.

Ответ. 5 августа 1943г. городов Орёл и Белгород.

Раздел 6. Люди

Задание 1. Кто из советских военачальников руководил обороной Москвы?

Ответ. Г. К. Жуков.

Задание 2. Что вам известно об этом человеке?

Ответ. Маршал Александр Михайлович Василевский. Родился 29.09.1895 г. в с. Новая Гольчиха Костромской губернии и семье священника. В мае 1941 г. написал план предупреждающего удара против Германии. В начале войны – зам. Шапошникова. В мае 1942 г. – возглавил Генштаб. Планировал военные действия в Сталинграде. В 1943 г. – стал Маршалом Советского Союза. В феврале 1945 г. – назначен командующим 3-м Белорусским фронтом. В войне с Японией был главнокомандующим.

Задание 3. Назовите советских воинов, водрузивших над Рейхстагом Знамя Победы.

Ответ. М.А. Егоров и М.В. Кантария.

Задание 4. Кому принадлежат слова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва».

Ответ. Политруку В. Клочкову. У разъезда Дубосеково насмерть стояла группа бойцов – истребителей танков из 316-й дивизии генерала Панфилова во главе с Клочковым. Из 28 – 23 бойца пали смертью храбрых.

Задание 5. Какие события объединяют эти имена: У. Черчель, И. Сталин, Ф. Рузвельт?

Ответ. Тегеранская конференция. Обсуждался вопрос об открытии второго фронта в Европе.

Крымская конференция – были согласованны военные планы по окончательному разгрому Германии. Принято решение, о том, что через 2-3 месяца после капитуляции Германии, Советский Союз вступит в войну против Японии.

Задание 6. Кто был назначен Верховным Главнокомандующим действующими вооружёнными силами СССР 8 августа 1941 г.?

Ответ. И.В. Сталин.

Заключение.

В истории человечества было много воин. Но, ни одна из них не приводила к таким глубоким, всемирно-историческим изменениям.

Советский Союз, Советские Вооруженные Силы с честью выполнили свой долг перед народом. Победоносный исход войны открыл перед нашей страной дорогу к новому, ещё более значительному культурному и экономическому подъему.

Учащийся читает стих Е. Евтушенко – «Хотят ли русские войны».

Рефлексия. Задание. Поднимите картинку: понравился ли вам урок?

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает сумму очков каждой команды и объявляет победителей.

Литература:

  1. Данилов Г.В. Иллюстрированная история СССР. М., «Мысль», 1974 .
  2. Загладин Н.В., Козленко С.И. История Отечества XX века., 2 изд. -М., «Русское слово», 2004.
  3. Морозов В. П., Басов А. В. Основные этапы Великой Отечественной войны. -М. изд. «Просвещение», 1971.
  4. Ципис Н.Ф. Великая Отечественная война. Минск, «Выс. школа», 1975 .
  5. Яровиков В.С. 1418 дней войны. М., Политиздат, 1990.