Воспитательная система образовательного учреждения, как феномен реальной действительности и педагогическое понятие, занимает центральное место в теории и практике воспитания. В первую очередь – это система социальная. Ее ядро составляют люди и их потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации, действия, отношения. Ее функционирование осуществляется в соответствии с законами общественного развития. Именно поэтому построение воспитательной системы нашей школы тесно связано с ее историей и школьным музеем.
В ноябре 2000 года в г. Высоцк было открыто новое здание средней школы. К этому событию жители города совместно с педагогическим коллективом шли несколько лет.
Ни для кого не секрет, что в г. Высоцк 15 лет жил режиссер и вдохновитель кинофестиваля «Окно в Европу» Станислав Иосифович Ростоцкий. В 2002 году инициативная группа города вместе с Андреем Ростоцким вышла на администрацию Выборгского района с предложением присвоить школе г. Высоцк имя С.И. Ростоцкого, о чем было принято решение в феврале 2002 года.
14 августа 2002 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски Станислава Ростоцкого на здании школы в присутствии представителей киноартистической среды, учителей и учащихся школы, жителей города Высоцк. Именно с этого момента и началось сотрудничество ученического и учительского коллективов школы с артистами, режиссерами и другими творческими деятелями.
После открытия мемориальной доски в школе возникла необходимость создания музея Станислава Ростоцкого. Под его оформление было отведено несколько мест: в рекреации первого этажа разместился уголок Станислава Ростоцкого о присвоении его имени школе
В рекреации 3-го этажа было выделено место для создания экспозиций музея Станислава Иосифовича Ростоцкого. Материалы для музея были предоставлены Ниной Евгеньевной Меньшиковой (вдовой режиссера) и Марьяной Ростоцкой (вдовой Андрея Ростоцкого). Из семейного архива в школу были переданы фотографии, некоторые призы, полученные Станиславом Ростоцким на различных кинофестивалях, часть его огромной библиотеки и личные вещи членов семьи. Учащиеся школы занимались активным поиском информации в библиотеках, в периодической печати и в Интернете.
Оконные проемы решено было украсить витражами, в создании которых были использованы пейзажи окрестностей г. Высоцка, которые не раз вдохновляли Станислава Ростоцкого на создание фильмов. Витражи оформлены учащимися школы под руководством учителя высшей квалификационной категории изобразительного искусства и черчения Прозоровой Л.Г. 21 апреля каждого года в музее проводятся экскурсии силами учащихся старших классов для учащихся начальной школы и 5-6 классов
Слова Станислава Ростоцкого, высеченные на мемориальной доске привели к идее объединения всех учащихся школы в единую детскую организацию ШКИР (ШКола Имени Ростоцкого) и заставили по-новому повернуться к цели воспитательной системы школы. Помочь выработать ученику общечеловеческие качества, которые отличают его от других, делают уникальным и неповторимым; признание его прав на свободу, счастье, социальную защиту.
Именно поэтому у самих учащихся возникла идея проведения коллективного творческого дела, посвященного разработке положений школьной детской организации, тесно связанной с идеями и взглядами на жизнь человека, чье имя было присвоено школе. 21 апреля 2003 года в школе прошло коллективно-творческое дело «Школьная символика».
Инициативная группа старшеклассников разработала Положение по проведению недели Станислава Ростоцкого, который по праву можно считать исследовательским проектом (Приложение № 1). Заказчиком этого проекта стали и ученический, и учительский коллективы.
Основное значение придавалось выработке школьной символики, заповедей учащихся, систем традиционных дел и соревнований между классами. Перед проведением КТД (Приложение № 2) в школе прошло анкетирование всех участников воспитательного процесса с целью выяснения отношения к происходящему событию и отбору наиболее удачных предложений (Приложение № 3). Все участники КТД (учащиеся 5-11 классов, классные руководители, учителя) были разделены на несколько творческих групп, каждая из которых получила определенное задание и предложения учащихся по итогам анкетирования (разделение на группы происходило перед началом КТД, когда учащиеся при входе в актовый зал выбирали геометрическую фигуру определенного цвета, что и определяло их принадлежность той или иной творческой группе, учителя были распределены заранее в соответствии с целью работы группы и преподаваемым предметом).
В ходе проведения КТД была разработана школьная символика: герб, гимн, система традиционных дел, система соревнований между классами (Приложение № 4).
Каждый год традиционно к первому сентября и ко дню рождения Станислава Ростоцкого проводятся просмотры кинофильмов для учителей, учащихся и их родителей с обсуждением основных проблем, затронутых в фильме, игра для учащихся начальной школы «Фильм, фильм, фильм» (Приложение № 5), экскурсии к дому Ростоцкого, встречи с Ниной Меньшиковой и Марьяной Ростоцкой, торжественные линейки, экскурсии по музею Станислава Ростоцкого с проведением викторин на знание жизни и творчества режиссера. Во время проведения семинаров для учителей географии и русского языка и литературы г. Выборга и Выборгского района проводились экскурсии по школьному музею. Также стали традиционными лекции и экскурсии для родителей учащихся и гостей школы, связанные с историческими событиями и событиями из жизни Станислава Ростоцкого и его семьи.
Традиционными стали встречи с актерами в рамках кинофестиваля «Окно в Европу». С 2006 года в школе проходят премьерные показы документальных фильмов в рамках кинофестиваля. В 2006 году – показ фильма «Последний романтик», посвященного Андрею Ростоцкому, в 2007 г. – показ фильма, посвященного юбилею Станислава Иосифовича Ростоцкого, в 2008 году отмечалось 40-летие фильма «Доживем до понедельника», в 2009 году творческая встреча была посвящена 90-летию ВГИКА, в рамках которой прошли мастер-классы по развитию творческих способностей учащихся и премьерный показ художественного фильма. Педагогический коллектив считает, что эти традиции связаны с формированием гражданской активности учащихся.
Любая воспитательная система ориентирована на определенные ценности. Образ школы складывается из образа учащегося или выпускника, образа жизнедеятельности школы, то есть выявление приоритетов и доминирующих направлений совместной деятельности учащихся, учителей и родителей. Модель выпускника, которая была разработана в соответствии с поставленными целями, основывается на заповедях учащихся, положенных в основу воспитательной системы школы.
В процессе построения воспитательной системы школы коллектив стремится к созданию более благоприятных условий для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей личности ребенка. Учащиеся школы имеют возможность проявить свое «я» через участие в конкурсах и фестивалях самого разного уровня. В апреле 2007 года учащиеся школы выступали перед студентами учебных заведений начального профессионального обучения г. Выборга с рассказом о школе и Станиславе Иосифовиче Ростоцком.
Результатом работы педагогического коллектива является не только воспитание, но и социальная адаптация и профориентация учащихся школы в кинематографической сфере. С 2003 года профориентационная работа проводится представителями Санкт-Петербургского киновидеотехнического колледжа. В 2007 году выпускница 11 класса Шипилова Любовь стала студенткой 1 курса режиссерского факультета Санкт-Петербургского университета культуры и искусства.
Подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью сказать, что использование школьного музея в построении воспитательной системы школы играет немаловажную роль в создании модели выпускника, преобразующего себя и мир, являющегося носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позиции, человека творческого и способного к самореализации.