Цели:
- Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод пошаговой детализации алгоритма, исполнителем Чертежник;
- формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами;
- закрепление навыков по составления линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и циклами, работы в группе;
Задачи:
- учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм, пошаговая детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов, допустимых действий исполнителя Чертежник;
- развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
- воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint. (Приложение)
Обозначения, принятые в конспекте
![]() |
Запись в тетрадь |
![]() |
Слайд презентации |
![]() |
Домашнее задание |
![]() |
Рефлексия, вопросы для размышления |
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.
- Объяснение нового материала.
- Закрепление.
- Итог урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы
Многие из вас были в летнем лагере отдыха. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себя в качестве дежурного по лагерю отряда и более конкретно – дежурного по столовой. Нам как исполнителям необходим алгоритм дежурства по лагерю. Давайте попробуем его составить.
В результате диалога на доске возникает алгоритм:
![]() ![]() |
Алгоритм:
|
![]() |
Какую особенность в этом алгоритме можно отметить? |
(Отмечают повторение команд 2-7, 9-14, 16-21.)
Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока: «Вспомогательные алгоритмы».
Сегодня мы познакомимся с понятием «вспомогательный алгоритм», рассмотрим правила оформления вспомогательных алгоритмов.
Вопросы урока:
- Какие алгоритмы называют вспомогательными?
- Как оформляются такие алгоритмические структуры?
III. Объяснение нового материала.
Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Дежурный. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:
![]() ![]() |
Алгоритм:
|
Алгоритм, который мы получили будет называться основным, а алгоритм Дежурный будет являться вспомогательным.
![]() ![]() ![]() |
Алгоритм Дежурный | Алгоритм Основной |
|
|
|
![]() ![]() |
Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов. | |
![]() ![]() ![]() |
![]() |
IV. Закрепление
У исполнителя Чертежник допустимые действия:
![]() ![]() ![]() |
Действие | Команда в алгоритме |
|
|
Задача. Составьте алгоритм построения изображения Чертежником:
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Алгоритм: Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг |
– будет отмечать начальное положение стрелки на рисунке.
![]() |
|
|
![]() ![]() ![]() |
![]() |
Алгоритм Ступенька: Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево 3 раза Сделать шаг Повернуть налево Сделать шаг Основной алгоритм: Выполнить алгоритм Ступенька Повернуть налево Выполнить алгоритм Ступенька |
Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма.
V. Итог урока.
![]() |
|
Анализ, контроль, выставление оценок.