Конспект урока географии в 6-м классе по теме "Равнины суши"

Разделы: География


Тип учебного занятия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Основополагающая дидактическая задача. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия и отношений в объекте исследования.

Логика урока. Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.

Образовательные цели урока:

  • продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;
  • познакомить с новыми понятиями и определениями;
  • дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;
  • продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин).

Развивающие цели урока:

  • развитие мотивации учебной деятельности,
  • развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,
  • развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации,
  • развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.

Воспитательные цели урока:

  • воспитание внимания и умения слушать,
  • воспитание умения работать в заданном режиме,
  • воспитание самоконтроля и дисциплины.

Психологическая цель урока:

  • создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.

Межпредметные связи: природоведение 5 класс, литература.

Внутрипредметные связи: с разделами «Изображение поверхности Земли», «Строение земли», с уроками «Рельеф земной поверхности», «Горы суши».

Характер деятельности учащихся:

  • репродуктивный (воспроизводящие действия),
  • продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),
  • продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).

Методы обучения:

  1. Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
  2. Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), с путевым журналом
  3. Практические: работа на контурной карте.

Формы работы учащихся:

  • коллективная во время рассказа учителя,
  • индивидуальная при работе: на контурной карте, с картами атласа, в путевом журнале,
  • при анализе схем и рисунков.
  • парная при проверке работы с контурной картой.

Гигиенические требования к уроку:

  • предупреждение утомления и переутомления,
  • чередование видов деятельности,
  • соблюдение правильной рабочей позы учащимися.

Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас для учащихся 6 класса, путевой журнал урока-экспедиции, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.), фотографии равнин.

Термины и понятия урока: Равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье.

Географические объекты: Низменности: Прикаспийская. Плоскогорья: Среднесибирское. Низменности: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.

Структура учебного занятия. Организация начала урока – проверка домашнего задания – подготовка учащихся к усвоению новых знаний – изучение нового материала – первичная проверка усвоения знаний – первичное закрепление знаний – подведение итогов урока – информация о домашнем задании.

ХОД УРОКА

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Ι ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
От качества осуществления этого этапа во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. Здесь формулируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений класса и учителя.
Приветствие. Знакомство.
Здравствуйте. Меня зовут Мария Геннадиевна, и сегодня нам предстоит работать вместе.
Собранность, доброжелательность, энергичность, педагогическая культура. Отсутствие многословия и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся.
Я предлагаю вам отправится в экспедицию, которая будет заниматься изучением равнин суши.
Любая экспедиция и наша с вами состоит из нескольких этапов:
– подготовительного;
– непосредственно самой экспедиции;
– и, анализа проделанной работы.
Для того чтобы облегчить общение членов нашей научной группы, я попрошу, каждого из вас взять бейджик и написать на нем свое имя, после чего приколоть его на грудь.
Кроме того, в любой экспедиции очень важно соблюдать правила поведения, внимательно слушать и выполнять все просьбы и указания руководителя группы.
С вашего разрешение, возглавлять путешествие буду я – учитель географии школы № 1237 Бодячевская Мария Геннадиевна.
В процессе научных исследований нам с вами понадобится следующее оборудование:
1) атлас 6 класса и такие карты как, «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России».
Попрошу Вас открыть оглавление найти нужные нам карты и заложить их закладками, которые лежит у каждого на парте.
2) учебник стр. 76, пожалуйста, откройте и заложите закладкой.
3) путевой журнал, который лежит перед вами. Попрошу вас подписать его (укажите Ф. И., класс)
Путевой журнал необходим для развития навыков четкой работы и систематизации знаний
4) цветные карандаши.
И так, я вижу, что все и всё готово для научной работы, осталось только пожелать всем нам удачи, успехов и отправится в путь. (4 минуты)
Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю.
ΙΙ ЭТАП. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Дидактическая задача этапа заключается в усовершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.
Все вы прекрасно знаете, что новое это хорошо забытое старое и я думаю, что на уроках природоведения в начальной школе и на предыдущих уроках географии вы узнали много интересного, что сможет пригодится нам в пути. Давайте же вспомним все то, чему вы научились раньше.  
Открываем путевой журнал и внимательно выполняем задание № 1.
Поменялись журналами и проверили правильность ответов. И в этом нам поможет …
Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и разделами курса начальной географии. Я даю возможность учащимся самостоятельно выбрать, как они будут заполнять графы: по памяти или с помощью рисунка.
Молодцы! Вы хорошо владеете изученным материалом.
(5 минут)
Заполнение путевого журнала.
Ответы учащихся. Работа в парах по взаимопроверке.
ΙΙΙ ЭТАП. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УПД НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА
Дидактическая задача этапа заключается в ознакомлении учащихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока.
В задание № 1 говорилось о том, что выделяют 2 основные формы рельефа – горы и равнины.
Постановка темы
Тема нашего урока-экспедиции «Равнины суши».
Цель нашей экспедиции: получить представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа, научиться составлять описание равнины и обозначать их на контурных картах.
И я постараюсь, чтобы каждый из вас к концу урока овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы будите выполнять различные виды учебно – познавательной деятельности: работать самостоятельно с учебником и путевым журналом, анализировать рисунки и карты атласа, творчески – создавать карту крупных равнин России.
Наше исследование очень важное,
т. к. равнины наиболее удобны для проживания и хозяйственной деятельности человека, и, следовательно, должны быть хорошо изучены.
Эти знания необходимы для создания интереса учащихся к данной проблеме.
(2 мин)
 
ΙV ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Дидактическая задача этапа: сформулировать у учащихся конкретное представление о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин). Выделить главное и провести обобщение вместе с учащимися. На основе знаний вырабатывать умения.
Именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство учителя, его знания, эрудиция.
V ЭТАП. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Необходимо будет установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу. (15 минут)
Откроем «Физическую карту полушарий» и внимательно посмотрим на неё.
Мы видим, что на ней заметно выделяются обширные участки суши, обозначенные каким-либо одним цветом: зеленым, желтым или светло коричневым, и разделяющие их горизонтали в отличие от изображения горных стран, находятся далеко друг от друга. Эти части земной поверхности называются равнинами.
Работа с картой атласа.
Давайте найдем в учебнике стр. 77 определение равнин, оно выделено, синим шрифтом.
Прочитайте его, пожалуйста, про себя, а один ученик прочтет его в слух.
Молодец!
Работа с текстом учебника.
Ответ учащегося.
Запишите к себе в путевой журнал это определение в задание № 2.
Очень хорошо!
Заполнение путевого журнала.
Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по рельефу. Пользуясь учебником стр. 77 1 абзац найдем, прочитаем и запишем к себе в журнал ответ на вопрос: «Какую равнину называют плоской, а какую холмистой?». Работа с текстом, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала.
Русский поэт-символист 20 века Константин Бальмонт в одном из своих произведений, которое называется "Равнина", очень точно дал описание этого географического объекта. Прошу Вас внимательно прослушать отрывок из стихотворения и сказать какова форма рельефа равнины. Свой ответ обоснуйте.
В данном вопросе прослеживается межпредметная связь с литературой и ОХК.
Как угрюмый кошмар исполина,
Поглотивший луга и леса,
Без конца протянулась равнина
И краями ушла в небеса.
И краями пронзила пространство,
И до звезд прикоснулась вдали…
Поэты, живописцы в своих произведениях по-своему подходят к описанию равнин, показывая их величие, красоту, неповторимость.
Ответ учащихся (плоская равнина).
Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по абсолютной высоте. Для этого смотрим в учебник стр. 78 рис. 44 и работаем в журнале задание № 4.
Пользуясь шкалой высот и глубин в условных знаках к Физической карте полушарий, определите, каким цветом показаны равнины с названными абсолютными высотами.
Полученные сведения занесите цветными карандашами в нижнюю графу.
Итак, мы уже знаем:
Что такое равнины?
Как делятся равнины по абсолютной высоте?
Как делятся равнины по рельефу?
И теперь по плану нашей экспедиции мы должны научится обозначать равнины на контурных картах, в этом нам поможет задание № 5.
Внимательно читаем правила работы с контурной картой про себя, а один ученик прочтет их в слух.
Молодец!
Работа с текстом, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала.
Работа с Физической картой полушарий.
Ответы учащихся.
Заполнение путевого журнала.
Ответы учащихся.
Работа с путевым журналом
Теперь каждый из вас без труда сможет отметить на контурной карте:
– Восточно-Европейскую равнину,
– Западно-Сибирскую равнину,
– Прикаспийскую низменность,
– Среднесибирское плоскогорье.
Нанесение географических объектов на контурную карту.
Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и проверьте правильность выполнения задания. Работа в парах по взаимопроверке.
Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю вам сделать вместе со мной
*Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти рук в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
Очень хорошо! Продолжаем работать.

Физкультминутка.
На прошлом уроке вы должны были познакомится с планом описания гор, а сегодня научитесь составлять описание равнин. Эти два плана схожи между собой. План описания равнин вы найдете в путевом журнале - задание № 6.
Внимательно читаем про себя, а один ученик прочтет в слух.
Молодец!
Ответ учащегося.
Сейчас вы внимательно будете слушать, анализировать и записывать нужную информацию о равнине России. Графу название вы заполните в самом конце, после того, как запишите всю информацию.
Равнина по своей высоте относится к низменностям (на большей части её абсолютная высота не превышает 200 м).
Расположена на севере материка Евразия между 52° и 73° с. ш., а также между 61° и 88° в. д.
Протяженность равнины с севера на юг 2330 км.
(73° – 52° = 21° ; 111,1 х 21° = 2333,1 км)
Протяженность с запада на восток составляет 1500 км
(88° – 61° = 27°; на параллели 60° длина дуги 1° = 55,8; 55,8 км х 27° = 1506, 6 км)
на севере омывается водами Карского моря, на востоке протекает река Енисей, на юге располагается Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы.
Индивидуальная работа учащихся в путевом журнале.
Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и разделами курса начальной географии.
Итак, как же называется эта равнина?
Ответ учащегося. (Западно-Сибирская равнина)
VΙ ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в составлении плана описания географического положения равнин.
Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значимость для человека?
Что нового вы узнали о равнинах?
Ответы учащихся
Теперь я вам предлагаю самостоятельно составить план описания географического положения равнины и думаю, что каждый из вас без труда справится с этим заданием.
1 вариант составляет план описания Среднесибирского плоскогорья.
2 вариант составляет план описания Прикаспийской низменности.
(10 минут)
Индивидуальная работа учащихся.
VΙΙ ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ЭТОГОВ УРОКА
Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности за время урока. (2 минуты)
VΙΙΙ ЭТАП. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВПОЛНЕНИЮ
На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний о равнинах земли. (2 минуты)