Тип учебного занятия. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Основополагающая дидактическая задача. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действия и отношений в объекте исследования.
Логика урока. Мотивация – актуализация опорных знаний и умений – восприятие, осмысление и первичное запоминание – первичная проверка понимания нового материала – первичное закрепление – анализ.
Образовательные цели урока:
- продолжить формирование у учащихся представления об основных формах рельефа суши;
- познакомить с новыми понятиями и определениями;
- дать учащимся представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа;
- продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин).
Развивающие цели урока:
- развитие мотивации учебной деятельности,
- развитие логически мыслить и лаконично излагать свои суждения,
- развитие навыков самостоятельного поиска необходимой информации,
- развитие умения устанавливать естественные связи, изучаемого материала с жизнью, целостного представления об окружающем мире.
Воспитательные цели урока:
- воспитание внимания и умения слушать,
- воспитание умения работать в заданном режиме,
- воспитание самоконтроля и дисциплины.
Психологическая цель урока:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта между учителем и учащимися.
Межпредметные связи: природоведение 5 класс, литература.
Внутрипредметные связи: с разделами «Изображение поверхности Земли», «Строение земли», с уроками «Рельеф земной поверхности», «Горы суши».
Характер деятельности учащихся:
- репродуктивный (воспроизводящие действия),
- продуктивный несамостоятельный (действия по аналогии или в сходных условиях),
- продуктивный самостоятельный – творческий (действия в новых условиях).
Методы обучения:
- Словесные: рассказ учителя с опорой на знания, фронтальная беседа.
- Наглядные: работа с учебником (текст, иллюстрации, рисунки), с путевым журналом
- Практические: работа на контурной карте.
Формы работы учащихся:
- коллективная во время рассказа учителя,
- индивидуальная при работе: на контурной карте, с картами атласа, в путевом журнале,
- при анализе схем и рисунков.
- парная при проверке работы с контурной картой.
Гигиенические требования к уроку:
- предупреждение утомления и переутомления,
- чередование видов деятельности,
- соблюдение правильной рабочей позы учащимися.
Оборудование: Физическая карта полушарий, физическая карта России, атлас для учащихся 6 класса, путевой журнал урока-экспедиции, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений (авторы Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.), фотографии равнин.
Термины и понятия урока: Равнина, плоская равнина, холмистая равнина, низменность, возвышенность, плоскогорье.
Географические объекты: Низменности: Прикаспийская. Плоскогорья: Среднесибирское. Низменности: Восточно-Европейская, Западно-Сибирская.
Структура учебного занятия. Организация начала урока – проверка домашнего задания – подготовка учащихся к усвоению новых знаний – изучение нового материала – первичная проверка усвоения знаний – первичное закрепление знаний – подведение итогов урока – информация о домашнем задании.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Ι ЭТАП. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА От качества осуществления этого этапа во многом зависит весь ход, развитие и результат урока. Здесь формулируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться. На этом этапе начинается закладываться характер взаимоотношений класса и учителя. |
|
Приветствие. Знакомство. – Здравствуйте. Меня зовут Мария Геннадиевна, и сегодня нам предстоит работать вместе. Собранность, доброжелательность, энергичность, педагогическая культура. Отсутствие многословия и твердое намерение без задержки перейти к уроку при одновременном внимании к состоянию учащихся. Я предлагаю вам отправится в экспедицию, которая будет заниматься изучением равнин суши. Любая экспедиция и наша с вами состоит из нескольких этапов: – подготовительного; – непосредственно самой экспедиции; – и, анализа проделанной работы. Для того чтобы облегчить общение членов нашей научной группы, я попрошу, каждого из вас взять бейджик и написать на нем свое имя, после чего приколоть его на грудь. Кроме того, в любой экспедиции очень важно соблюдать правила поведения, внимательно слушать и выполнять все просьбы и указания руководителя группы. С вашего разрешение, возглавлять путешествие буду я – учитель географии школы № 1237 Бодячевская Мария Геннадиевна. В процессе научных исследований нам с вами понадобится следующее оборудование: 1) атлас 6 класса и такие карты как, «Физическая карта полушарий» и «Физическая карта России». Попрошу Вас открыть оглавление найти нужные нам карты и заложить их закладками, которые лежит у каждого на парте. 2) учебник стр. 76, пожалуйста, откройте и заложите закладкой. 3) путевой журнал, который лежит перед вами. Попрошу вас подписать его (укажите Ф. И., класс) Путевой журнал необходим для развития навыков четкой работы и систематизации знаний 4) цветные карандаши. И так, я вижу, что все и всё готово для научной работы, осталось только пожелать всем нам удачи, успехов и отправится в путь. (4 минуты) |
Включение всех учащихся в деловой ритм. Настрой на доброжелательное отношение к учителю. |
ΙΙ ЭТАП. ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ Дидактическая задача этапа заключается в усовершенствовании знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках. |
|
Все вы прекрасно знаете, что новое это хорошо забытое старое и я думаю, что на уроках природоведения в начальной школе и на предыдущих уроках географии вы узнали много интересного, что сможет пригодится нам в пути. Давайте же вспомним все то, чему вы научились раньше. | |
Открываем путевой журнал и внимательно выполняем задание № 1. Поменялись журналами и проверили правильность ответов. И в этом нам поможет … Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и разделами курса начальной географии. Я даю возможность учащимся самостоятельно выбрать, как они будут заполнять графы: по памяти или с помощью рисунка. Молодцы! Вы хорошо владеете изученным материалом. (5 минут) |
Заполнение путевого журнала. Ответы учащихся. Работа в парах по взаимопроверке. |
ΙΙΙ ЭТАП. ПОДГОТОВКА К АКТИВНОЙ УПД НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ УРОКА Дидактическая задача этапа заключается в ознакомлении учащихся с видами учебно-познавательной деятельности основного этапа урока. |
|
В задание № 1 говорилось о том, что выделяют 2 основные формы рельефа – горы и равнины. Постановка темы Тема нашего урока-экспедиции «Равнины суши». Цель нашей экспедиции: получить представления о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа, научиться составлять описание равнины и обозначать их на контурных картах. И я постараюсь, чтобы каждый из вас к концу урока овладел всеми этими знаниями и навыками. Для этого вы будите выполнять различные виды учебно – познавательной деятельности: работать самостоятельно с учебником и путевым журналом, анализировать рисунки и карты атласа, творчески – создавать карту крупных равнин России. Наше исследование очень важное, т. к. равнины наиболее удобны для проживания и хозяйственной деятельности человека, и, следовательно, должны быть хорошо изучены. Эти знания необходимы для создания интереса учащихся к данной проблеме. (2 мин) |
|
ΙV ЭТАП. УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ Дидактическая задача этапа: сформулировать у учащихся конкретное представление о равнинах, их различиях по высоте и характеру рельефа; продолжить формирование умения работать с географической картой и составлять описание географического объекта (на примере равнин). Выделить главное и провести обобщение вместе с учащимися. На основе знаний вырабатывать умения. Именно на этом этапе наиболее широко раскрывается педагогическое мастерство учителя, его знания, эрудиция. |
|
V ЭТАП. ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ УЧАЩИМИСЯ НОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Необходимо будет установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала; установить выявленные пробелы и на этой основе решить, можно ли переходить к следующему этапу. (15 минут) |
|
Откроем «Физическую карту полушарий» и внимательно посмотрим на неё. Мы видим, что на ней заметно выделяются обширные участки суши, обозначенные каким-либо одним цветом: зеленым, желтым или светло коричневым, и разделяющие их горизонтали в отличие от изображения горных стран, находятся далеко друг от друга. Эти части земной поверхности называются равнинами. |
Работа с картой атласа. |
Давайте найдем в учебнике стр. 77 определение равнин, оно выделено, синим шрифтом. Прочитайте его, пожалуйста, про себя, а один ученик прочтет его в слух. Молодец! |
Работа с текстом учебника. Ответ учащегося. |
Запишите к себе в путевой журнал это определение в задание № 2. Очень хорошо! |
Заполнение путевого журнала. |
Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по рельефу. Пользуясь учебником стр. 77 1 абзац найдем, прочитаем и запишем к себе в журнал ответ на вопрос: «Какую равнину называют плоской, а какую холмистой?». | Работа с текстом, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала. |
Русский поэт-символист 20 века Константин Бальмонт в одном из своих произведений, которое называется "Равнина", очень точно дал описание этого географического объекта. Прошу Вас внимательно прослушать отрывок из стихотворения и сказать какова форма рельефа равнины. Свой ответ обоснуйте. В данном вопросе прослеживается межпредметная связь с литературой и ОХК. Как угрюмый кошмар исполина, Поглотивший луга и леса, Без конца протянулась равнина И краями ушла в небеса. И краями пронзила пространство, И до звезд прикоснулась вдали… Поэты, живописцы в своих произведениях по-своему подходят к описанию равнин, показывая их величие, красоту, неповторимость. |
Ответ учащихся (плоская равнина). |
Сейчас мы с вами узнаем, как делятся равнины по абсолютной высоте. Для этого смотрим в учебник стр. 78 рис. 44 и работаем в журнале задание № 4. Пользуясь шкалой высот и глубин в условных знаках к Физической карте полушарий, определите, каким цветом показаны равнины с названными абсолютными высотами. Полученные сведения занесите цветными карандашами в нижнюю графу. Итак, мы уже знаем: Что такое равнины? Как делятся равнины по абсолютной высоте? Как делятся равнины по рельефу? И теперь по плану нашей экспедиции мы должны научится обозначать равнины на контурных картах, в этом нам поможет задание № 5. Внимательно читаем правила работы с контурной картой про себя, а один ученик прочтет их в слух. Молодец! |
Работа с текстом, рисунками учебника. Заполнение путевого журнала. Работа с Физической картой полушарий. Ответы учащихся. Заполнение путевого журнала. Ответы учащихся. Работа с путевым журналом |
Теперь каждый из вас без труда сможет отметить на контурной карте: – Восточно-Европейскую равнину, – Западно-Сибирскую равнину, – Прикаспийскую низменность, – Среднесибирское плоскогорье. |
Нанесение географических объектов на контурную карту. |
Пожалуйста, поменяйтесь контурными картами и проверьте правильность выполнения задания. | Работа в парах по взаимопроверке. |
Вы очень хорошо потрудились, устали и я предлагаю вам сделать вместе со мной *Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук. И. п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти рук в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний. Очень хорошо! Продолжаем работать. |
Физкультминутка. |
На прошлом уроке вы должны были познакомится с планом описания гор, а сегодня научитесь составлять описание равнин. Эти два плана схожи между собой. План описания равнин вы найдете в путевом журнале - задание № 6. Внимательно читаем про себя, а один ученик прочтет в слух. Молодец! |
Ответ учащегося. |
Сейчас вы внимательно будете слушать, анализировать и записывать нужную информацию о равнине России. Графу название вы заполните в самом конце, после того, как запишите всю информацию. Равнина по своей высоте относится к низменностям (на большей части её абсолютная высота не превышает 200 м). Расположена на севере материка Евразия между 52° и 73° с. ш., а также между 61° и 88° в. д. Протяженность равнины с севера на юг 2330 км. (73° – 52° = 21° ; 111,1 х 21° = 2333,1 км) Протяженность с запада на восток составляет 1500 км (88° – 61° = 27°; на параллели 60° длина дуги 1° = 55,8; 55,8 км х 27° = 1506, 6 км) на севере омывается водами Карского моря, на востоке протекает река Енисей, на юге располагается Казахский мелкосопочник, на западе – Уральские горы. |
Индивидуальная работа учащихся в путевом журнале. |
Задание № 1 тесно связано с ранее изученными темами и разделами курса начальной географии. Итак, как же называется эта равнина? |
Ответ учащегося. (Западно-Сибирская равнина) |
VΙ ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ Организовать деятельность учащихся по применению изученных знаний в составлении плана описания географического положения равнин. |
|
Какую крупную форму рельефа мы сегодня изучали? В чем её значимость для человека? Что нового вы узнали о равнинах? |
Ответы учащихся |
Теперь я вам предлагаю самостоятельно составить план описания географического положения равнины и думаю, что каждый из вас без труда справится с этим заданием. 1 вариант составляет план описания Среднесибирского плоскогорья. 2 вариант составляет план описания Прикаспийской низменности. (10 минут) |
Индивидуальная работа учащихся. |
VΙΙ ЭТАП. ПОДВЕДЕНИЕ ЭТОГОВ УРОКА Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности за время урока. (2 минуты) |
|
VΙΙΙ ЭТАП. ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ. ИНСТРУКТАЖ ПО ЕГО ВПОЛНЕНИЮ На основе выявленных результатов усвоения нового материала дать домашнее задание, которое было бы направлено на дальнейшее развитие знаний о равнинах земли. (2 минуты) |